Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:59, реферат
Деятельность осуществляется с помощью системы разнообразных действий. Действие может служить элементом анализа деятельности, т. е. наименьшей подсистемой, сохраняющей все характеристики целого и неделимой на более мелкие части. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной для деятельности в целом и осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым во внутреннем плане.
Введение
Структура деятельности
Формирования психологической системы деятельности
Формирование профессиональных умений и навыков
Формирование двигательного навыка
Заключение
Список литературы
Каждая деятельность в своем
развитии приобретает черты оперативности.
Цель, которая должна быть достигнута
в данном действии, предстает в виде образа
— эталона. Осуществляя способы действия,
человек воспринимает рассогласование
между фактическим состоянием объекта
и тем, которое должно быть достигнуто
в результате данного действия. Организация
предметного действия требует, чтобы это
рассогласование было оценено на фоне
всех имеющихся сведений о сложившейся
в этот момент обстановке. Нейрофизиологическим
Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе знания, не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение — это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшее некоторые черты оперативности.
На этапе умения усвоенный
способ действия регулируется знанием,
по мере тренировки достигается преобразование
умения в навык. При этом происходит
изменение ориентировочной
Формирование двигательного навыка
В трудовой деятельности большее значение имеют двигательные навыки, как дополнительные элементы нормального функционирования человека.
Н.А. Бернштейн считал, что
в процессе упражнения происходит построение
навыка. Каждый двигательный навык представляет
многоуровневую структуру. H.A. Бернштейн
выделяет пять таких уровней, начиная
с низшего, локализующегося в спинном
мозге, и кончая высшим — кортикальным.
В каждом навыке какой-то уровень будет
ведущим — остальные фоновыми. (Например:
осанка — руброспинальный уровень; письмо
— кортикальный.) При изменении условий деятельности может
быть переключение ведущего уровня, хотя
это очень трудно. Каждый этап выработки
двигательного навыка — это активная
психомоторная деятельность,
Формирование двигательного
навыка представляет собой целую
цепь последовательно сменяющих
друг друга фаз разного смысла
и качественно различных
В построении любого навыка H.A. Бернштейн выделяет два периода.
Первый период — собственно построение навыка. Основная задача операций первого периода — обеспечить точность и стандартность выполнения навыка. Он включает фазы:
Второй период — стабилизации. Осуществляется расширение того диапазона внешних и внутренних условий, в границах которых реализация навыка будет эффективной. Второй период включает фазы:
В качестве сбивающих влияний могут выступать внешние и внутренние помехи и осложнения. Особое внимание следует обратить на возможность деавтоматизации навыка. Деавтоматизация — частичный или полный распад навыка. Деавтоматизация возникает, когда по какой-то причине подчиненный уровень становится ведущим или когда движение само переключается на иной, непривычный ему уровень. На основе этого механизма разработан метод искусственной деавтоматизации.
Применительно к человеку
научение выражается в усвоении человеком
определенных знаний и определенных
действий. Путем научения может приобретаться
любой опыт (знания, умения, навыки).
Основным содержанием научения является формирование
Критериями научения являются показатели:
В ходе тренировки и многократного повторения упражнений в ходе научения происходит изменение поведения и форм деятельности человека.
Любой тип научения принадлежит к ассоциативному или интеллектуальному ряду. Ассоциативный вид научения реализуется образованием связей на основе смежности, интеллектуальный вид научения — отражением и усвоением существенных связей, структур, отношений объективной действительности.
Любой вид научения может выступать
на рефлекторном или когнитивном уровне.
На рефлекторном уровне научение может
быть сенсорным и моторным, а также сенсомоторным
(сочетание указанных видов). Сенсорная
концепция подчеркивает информационный,
познавательный характер научения (отражательная деятельность
На когнитивном уровне научение выступает как научение знаниям и понятиям; навыками умениям; мышлению. Приведенная классификация достаточно условна. Реальное научение включает в разных сочетаниях все виды и уровни. Вне зависимости от вида научения основным способом его Осуществления является тренировка - многократное повторение упражнений в одной и той же операции. Понимание научения, как изменения деятельности в результате тренировки, длительное время было достаточно конструктивным. Однако, с позиций сегодняшнего дня, это определение имеет два недостатка. Научение может происходить:
а) без изменения деятельности;
б) без тренировки (путем наблюдения с помощью инструкций).
Современный подход понимания
научения широко использует концепцию
человека как системы переработки
информации. Согласно этой концепции,
человек — активный участник процесса
научения. В процессе переработки
информации информационный поток, который
возникает на стадии восприятия, претерпевает
ряд когнитивных изменений, которые
завершаются реакцией человека или
изменением состояния памяти. Например,
рассматривая картину, мы вначале осуществляем
операцию распознавания изображения,
затем устанавливаем
Заключение
Список литературы
Информация о работе Формирования психологической системы действий»