Функции и содержание личностных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:54, доклад

Описание работы

Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:
- надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
- рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
- душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да»

Файлы: 1 файл

Личностные ресурсы.docx

— 26.96 Кб (Скачать файл)

Функции и содержание личностных ресурсов

Личностные ресурсы  как интегральная характеристика личности

Библиографическое описание: Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности [Текст] / С. А. Калашникова // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 84-87.

Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных  с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение  в психологии приобрел ресурсный  подход, зародившийся в гуманистической  психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного  начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

- надежда – то, что  обеспечивает готовность к встрече  с будущим, саморазвитие и видение  его перспектив, что способствует  жизни и росту;

- рациональная вера –  осознание существования множества  возможностей и необходимости  вовремя эти возможности обнаружить  и использовать;

- душевная сила (мужество) – способность сопротивляться  попыткам подвергнуть опасности  надежду и веру и разрушить  их, превратив в голый оптимизм  или иррациональную веру, «способность  сказать «нет» тогда, когда  весь мир хочет услышать «да» [14].

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается  в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его  следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными  возможностями человека, мобилизация  которых обеспечивает выполнение его  программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или  купирования стресса» [3, с. 115-116].

К. Муздыбаев определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями.

Н.Е.Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [5, с. 290].

Различают два класса ресурсов: личностные и средовые (иначе, психологические  и социальные). Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях [4; 11].

В ресурсной концепции  стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внеш¬ние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные цен¬ности, система верований и др.); психические и физические состоя¬ния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или со¬хранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности [12].

А.Г. Маклаков вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», которое содержательно раскрывается в рамках концепции адаптации. Автор считает способность к адаптации как индивидным, так и личностным свойством человека, рассматривает его как процесс и как свойство саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Психологические характеристики человека, наиболее значимые для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации, составляют его личностный адаптационный потенциал, который включает: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности; опыт социального общения [9].

Очевидным является то, что  разные ресурсы играют различную  роль в адаптации человека и преодолении  трудных жизненных событий. Л.В.Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы - состояние здоровья и отношение к нему как к ценности [6].

Большая часть перечисленных  качеств с характеристиками психологически здоровой личности, выделенными И.В. Дубровиной: самодостаточность, интерес  человека к жизни, свободу мысли  и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность  к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах  достижения цели, способность к сильным  чувствам и переживаниям, осознание  своей индивидуальности и радостное  удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности [13].

Для обозначения базовой  индивидуальной характеристики, стержня  личности Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др. [7].

Наиболее точно, по мнению Д.А. Леонтьева, содержанию понятия  «личностный потенциал» соответствует  введенное С.Мадди (1998) понятие «жизнестойкость» (hardiness), которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию, как базовая характеристика личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем и заболеваний до социальных условий. Жизнестойкость определяется автором как интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость («hardiness») предполагает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, являясь показателем психического здоровья человека.

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

- вовлеченность в процесс  жизни – убежденность в том,  что участие в происходящем  дает максимальный шанс найти  нечто стоящее и интересное  для личности. В основе вовлеченности  лежит уверенность в себе –  восприятие человеком своей способности  успешно действовать в той  или иной ситуации (самоэффективность);

- уверенность в подконтрольности  значимых событий своей жизни  и готовность их контролировать  – убежденность в том, что  борьба позволяет влиять на  результат происходящего. На уровень  контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения  причин происходящих событий);

- принятие вызова жизни  – убежденность человека в  том, что все происходящие с  ним события способствуют его  развитию за счет приобретения  опыта. Принятие вызова (риска)  – это отношение человека к  принципиальной возможности изменяться [8].

В отечественных исследованиях  также выделяются виды ресурсов человека, содержательно раскрывающие содержание понятия «жизнестойкость». Так, в качестве важных информационных и инструментальных ресурсов человека Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации; материальные ресурсы – высокий уровень материального дохода и материальных условий, безопасность жизни, стабильность оплаты труда, гигиенические факторы жизнедеятельности [6].

Вместе с тем, отмечает Д.А.Леонтьев, все упомянутые понятия, имея прямое отношение к личностному потенциалу, описывают лишь отдельные его грани. Личностный потенциал представляет собой не столько базовые личностные черты и установки, сколько особенности сложной системной организации личности в целом, основанной на сложной схеме опосредствования. Личностный потенциал – интегральная характеристика уровня личностной зрелости, проявляющейся в самодетерминации личности. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала – преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития посредством задействования самодетерминации на основе личностного потенциала [7].

Я.В. Малыхина указывает на целесообразность выделения личного (принадлежащего индивиду в феноменальном  и ноуменальном смысле) превентивного  ресурса, а не личностного (принадлежащего индивиду только в феноменальном, социальном смысле). Личный (индивидуальный) превентивный ресурс рассматривается как комплекс способностей индивида, реализация которых  позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов. Отлаженная работа данного  комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью  личности, создает условия для  открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации [10].

Л.А. Александрова предлагает рассматривать жизнестойкость в  контексте совладания с жизненными трудностями как способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития, которая лежит в основе совладающего поведения [1].

Е.П. Белинская отмечает, что современные психологические  подходы к проблеме преодоления  трудных жизненных ситуаций рассматривают  совладание как динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием, которое заключается в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней [2]. В данном контексте особое значение приобретает личностный смысл ситуации, когда человек способен воспринимать жизненные трудности как возможности.

В качестве одного из компонентов  жизнестойкости Л.А.Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач.

Таким образом, несмотря на существующие в психологической  науке подходы к пониманию  ресурсов и результаты исследований личностных ресурсов, само понятие  как психологическая категория  представляется недостаточно разработанным. Содержательные характеристики личностных ресурсов необходимо рассматривать  как систему. Системный подход открывает  возможности исследования психической  реальности в системе взаимодействия «человек – жизненная среда» с  учетом комплекса детерминант, источником которых является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой личности, в переживаемой здесь и сейчас реальности. Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях  и является пусковым механизмом для  определенных личностных ресурсов. Личностные ресурсы проявляются во взаимодействии человека и жизненной среды как  непрерывном процессе пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях, обеспечивающего соответствие образа жизни меняющемуся в процессе жизнедеятельности образу мира посредством трансформации ценностно-смысловой подсистемы личности.

Информация о работе Функции и содержание личностных ресурсов