Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:22, контрольная работа
В настоящее время конфликты изучаются в рамках научного направления. Конфликтология - в философско-социологическом аспекте - социологического конфликта (причины, факторы и тенденции на макро-уровне). В организационно-управленческом - управление персоналом (причины, генезис и динамика конфликтов в организации). В индивидуально-психологическом плане (психологические и психофизиологические особенности личности, влияющие на поведение в конфликте).
Таблица 3
Причины конфликтов - важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.
Определяют четыре основных группы причин:
Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни - примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.
Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам.
Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, - социально-психологические факторы.
Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.
Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликт устойчивость.
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.
Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
Конструктивные функции:
• Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
• Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.
• Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.
• Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
• Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!
• При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.
• Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.
Деструктивные функции:
Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.
Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.
Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.
Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.
Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.
Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.
Конструктивные функции:
• Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).
• Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.
• Конфликт проявляет общественное мнение.
• Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
• Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).
• В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).
• Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.
Деструктивные функции:
• Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе
• Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
• Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.
• Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.
Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.
1.5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
Кейс №1
Елена 35 лет, воспитывает двух детей одна. Завтра у неё очень ответственный день на работе. С детьми сидела бабушка, но завтра и она не может сидеть с внуком по уважительной причине. Младшего ребёнка, которому 3 года решила повести в детский сад, но нет справки допуска. Елена звонит постоянному воспитателю и уточнила: «Можно привести ребёнка в сад, а после обеда, когда она вернётся из центра города где находится детская консультация, принесёт справку.»
Воспитатель не взяла на себя ответственность и ответила, что перезвонит заведующий детского садика. Через некоторое время воспитатель ответила Елене, что заведующая разрешила принять ребёнка без справки.
Настало утро «Х». Елена разбудила детей рано, чтобы старший сын идя утром в школу помог ей с младшим ребёнком. Малыш капризничает, мама сконцентрирована на сегодняшнем рабочем дне. Благополучно добираются до детского сада. Время 7.30 в группе уже находятся сотрудники, других детей ещё не привели. Елена заглядывает в группу отметив про себя, что воспитатель не вышла навстречу поприветствовать как обычно. В группе находится помощник воспитателя и сменный воспитатель, но не та которой вчера Елена звонила.
Елена пожелав Доброго утра начинает объяснять ситуацию. «Мы пришли без справки, но вчера звонили заведующей и попросились нас принять без справки, а после обеда я принесу документ, Заведующая разрешила» Елена надуманно не стала говорить о звонке другой воспитательнице, решив, что если сослаться на вышестоящее звено будет солиднее. Тем более, что разговор имел место быть. Пока воспитатель обдумывала сказанное Еленой, в диалог вступила помощник воспитателя и возмутилась. Как могут давать справки не зная здоров ли ребёнок, и его не видя. Продолжая переодевать ребёнка Елена ответила, что если бы ребёнок был не здоров она его не привела. Тут оправилась от всего сказанного воспитатель и ответила Елене, что ей никто не звонил и её не предупреждала заведующая и она дитё не примет. Чувствуя, что, что-то не так ребёнок начинает хныкать. Мать видя состояние ребёнка и понимая что не готова его оставить с воспитателем которая не принимает его. Решает идти домой и перестраивать свои планы. Утро оказалось ветреным и чтобы ребёнок не замёрз несла его на руках до дома. Придя домой стала звонить своей маме прося её изменить свои планы и прийти к ней домой посидеть с внуком. Когда вопрос был решён, Елена вернулась в детсад зашла к заведующей и написала жалобу на воспитателя. Мотивируя тем, что воспитатель усомнилась в правдивости её слов, а также игнорирование устного распоряжения заведующей.