Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 17:38, контрольная работа
В психологической литературе рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Само название данного термина подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека, отличающегося от традиционной проблематики изучения этого круга явлений в общей психологии и физиологии (исследования эмоциональных состояний, состояний сознания, психофизиологических состояний и др.).
Понятие функционального состояния…………………………2
Виды функциональных состояний…………………………….3
- Динамика работоспособности и состояния утомления……5
- стресс…………………………………………………………..8
Специфические функциональные состояния в психолого-педагогической деятельности……………………………………9
Принципы и методы диагностики и коррекции функциональных состояний……………………………………..12
Список литературы……………………………………………18
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
по дисциплине: «Психологии управления»
Вариант №15
«Функциональные состояния человека»
Минск 2013 |
Выполнила: ст. гр. 417621
Петюк М.М.
Проверила: Акимова Л.В.
Содержание
- Понятие функционального состояния…………………………2
- Виды функциональных состояний…………………………….3
- Динамика работоспособности и состояния утомления……5
- стресс…………………………………………………………..
- Специфические функциональные состояния в психолого-педагогической деятельности……………………………………9
- Принципы и методы диагностики и коррекции функциональных состояний……………………………………..12
- Список литературы……………………………………………18
В психологической литературе рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Само название данного термина подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека, отличающегося от традиционной проблематики изучения этого круга явлений в общей психологии и физиологии (исследования эмоциональных состояний, состояний сознания, психофизиологических состояний и др.). Понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде всего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.
О функциональном состоянии центральной нервной системы судят по поведенческим проявлениям, которым соответствует разный уровень бодрствования: сон, дремота, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряжение. Часто уровень функционального состояния отождествляют с понятием «уровень бодрствования». Однако данные понятия следует различать: уровень бодрствования является характеристикой поведения по его интенсивности, а функциональное состояние центральной нервной системы – это фон, или уровень ее активности, на котором реализуются поведенческие акты. Уровень активности нервной системы обусловливает уровень бодрствования. Каждому уровню ретикулярной активности соответствует определенный тип поведения. В основе разделения уровней бодрствования лежат, по мнению психофизиологов, такие количественные показатели, как частота дыхания, степень десинхронизации ЭЭГ, особенности кожно-гальванической реакции, ЭКГ и т.д. На функциональное состояние оказывает влияние также лимбическая система мозга, от которой зависит мотивационное возбуждение. Если ретикулярная формация мозга связана с неспецифической активацией, то процессы в лимбической системе влияют на специфичность поведения.
Функциональное состояние мозга является понятием интегральным, так как оно отражает состояние организованных для выполнения определенных функций систем организма в целом. Интерес к исследованию функциональных состояний и обусловлен в первую очередь тем, что они являются одним из факторов трудовой деятельности, от которых зависит ее успешность. В связи с проблемой соотношения функционального состояния и деятельности последняя оценивается рядом объективных и субъективных показателей. К ним относятся эффективность деятельности, ее продуктивность и субъективное переживание состояния. Эффективность выполнения деятельности измеряется числом необходимых трудовых действий, точностью и скоростью их выполнения. Однако одинаково хорошие результаты при выполнении могут быть достигнуты за счет разных энергетических затрат организма, с разной степенью мобилизации физиологических функций. В связи с этим деятельность характеризуется продуктивностью, которую следует отличать от ее эффективности. Продуктивность деятельности заметно падает с утомлением, так как энергетические траты для выполнения того же самого задания растут, тогда как эффективность на начальной стадии утомления может еще не ухудшаться. Эффективность и продуктивность являются самостоятельными характеристиками деятельности. Чем выше эффективность и чем меньше энергетические затраты организма, тем выше его коэффициент полезного действия, т.е. продуктивность деятельности. При одной и той же эффективности выполнения задания биологическая цена энергетических затрат может быть различной. Длительное сохранение высокого уровня активации в период после завершения выполнения задания рассматривается как показатель более высокой цены адаптации по сравнению с быстрым возвращением активации к исходному уровню, предшествующему выполнению задания. Другими словами, лица, которым требуется больше времени, чтобы успокоиться после возбуждения, платят большую биологическую цену. Эта биологическая мера зависит от состояния индивида (например, от степени его утомления), а также отражает особенности его индивидуального психофизиологического функционирования.
Все частные виды функциональных состояний
классифицируются по определенным признакам
— по влиянию на показатели деятельности,
по механизму формирования реакции, по
внешним и внутренним проявлениям и т.
д.
Психические состояния
можно различать:
- по характеру причин возникновения (личностные
и ситуативные);
- по уровню развития: глубокие (страсть)
и поверхностные (настроение);
- по направленности реакций: действующие
положительно (вдохновение) и отрицательно
(апатия);
- по уровню осознанности;
- по длительности проявления и т. д.
Одна из классификаций
основана на соотношении функциональных
состояний с различными характеристиками деятельности,
выполняемой субъектом. Полноценное выполнение
трудовых задач предполагает установление
функционального состояния, которое обеспечивает
эффективную работу человека. Это положение
определяет возможность использования
классификационного критерия допустимости
и недопустимости состояния с точки зрения
эффективности и «цены деятельности»,
— отсюда состояния классифицируются
на разрешенные и запрещенные для конкретной
работы. В зависимости от характера деятельности
и требований к ее результату одно и то
же состояние (например, утомление) может
быть разрешенным или запрещенным.
В соответствии с механизмами формирования
функционального состояния выделяется
состояние «адекватной мобилизации» (оптимальное
соответствие ответной реакции комплексу
воздействующих факторов) и состояние
«динамического рассогласования» (отсутствие
адекватности ответной реакции задачам
и условиям выполняемой деятельности).
Классификация состояний может осуществляться
с помощью характеристики содержания
и протекания трудового процесса, например
состояние монотонии (однообразие деятельности),
сенсорного голода (в ситуациях дефицита
сенсорной информации), психологического
стресса, состояния тревоги и т. д.
Функциональное состояние человека характеризует его деятельность в конкретном направлении, в конкретных условиях, с конкретным запасом жизненной энергии. Понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективной стороны деятельности или поведения человека.
В.И. Медведев предложил следующее определение функциональных состояний: «Функциональное состояние человека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности».
Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:
– состояния нормальной жизнедеятельности;
– патологические состояния;
– пограничные состояния.
На основании указанных
критериев все множество
Чрезмерное напряжение
физиологических и
Другая классификация функциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, все состояния человека делят на две группы – состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.
Состояния адекватной мобилизации характеризуются соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями деятельности. Оно может нарушаться под влиянием самых разных причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и т. д. Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека. Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления. Тогда возникают состояния динамического рассогласования – реакция в этом случае не адекватна нагрузке или требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека. Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека.
Утомление - это состояние,
характеризующееся временным
По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.
Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.
Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.
Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.
Состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность.
Особенность данного состояния заключается в том, что оно имеет различные уровни проявления:
- физиологический (проявляется в повышении инертности нервных процессов);
- психологический (происходит
снижение чувствительности, возможности
психических познавательных
- поведенческий (выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций).
Характер проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воздействия. Например, нагрузка может быть
- информационной (в случаях решения интеллектуальных или перцептивных задач);
- физической (в случае выполнения физической работы).
Поэтому принято выделять интеллектуальное и физическое утомление.
Как правило, утомление - это временное состояние, которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выражающейся в чувстве вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе и др. После более или менее продолжительного отдыха утомление проходит и восстанавливается оптимальное рабочее состояние. Однако в случаях, когда отдых был недостаточным, когда утомление становится систематическим, нагрузки растут и уменьшить их не представляется возможным, могут возникать пограничные и патологические состояния. Эти состояния, как правило, не рассматриваются в рамках классификации функциональных состояний, поскольку представляют собой особый класс состояний человека.