Функциональные состояния человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

В психологической литературе рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Само название данного термина подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека, отличающегося от традиционной проблематики изучения этого круга явлений в общей психологии и физиологии (исследования эмоциональных состояний, состояний сознания, психофизиологических состояний и др.).

Содержание работы

Понятие функционального состояния…………………………2
Виды функциональных состояний…………………………….3
- Динамика работоспособности и состояния утомления……5
- стресс…………………………………………………………..8
Специфические функциональные состояния в психолого-педагогической деятельности……………………………………9
Принципы и методы диагностики и коррекции функциональных состояний……………………………………..12
Список литературы……………………………………………18

Файлы: 1 файл

функциональное состояние человека.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

Стресс характеризуется  повышенной физиологической и психической  активностью. Для этого состояния  характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях -в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов.

Состояние стресса рассматривается  как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Это связано с тем, что  стресс имеет свои стадии. Их описание содержится в классических исследованиях  Г. Селье, и они свойственны любому адаптационному процессу.

Основные черты психического стресса можно характеризовать  следующим образом: стресс - это такое  состояние организма, возникновение  которого предполагает наличие определенного  взаимодействия между организмом и средой; стресс - это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Более подробно с явлением стресса и его стадиями вы познакомитесь в следующей лекции.

 

Для исследования широкого спектра  состояний работающего человека также используется термин «напряженность». Степень напряженности деятельности определяется структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей  нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д. В этом смысле напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретным видом труда к человеку. С другой стороны, напряженность деятельности может характеризоваться психофизиологическими затратами (ценой деятельности), необходимыми для достижения трудовой цели. В этом случае под напряженностью понимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения поставленной задачи.

Выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифической, характеризующей общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.

 

       Классификация  специфических видов функциональных  состояний строится на основе  идеи о существовании некоторого  упорядоченного множества, или континуума, состояний (В.И. Медведев, Е.Н. Соколов). С этих позиций изменение состояния человека может быть представлено в виде подвижной точки внутри континуума определенного содержания. Так, Е.Д. Хомская предлагает упорядочить множество функциональных состояний на шкале «сон – сверхвозбуждение», или шкале бодрствования. Данная шкала охватывает широкий диапазон поведенческих реакций, которым ставятся в соответствие разные уровни активации организма. Степень активации определяется актуальными возможностями организма и стоящей перед субъектом задачей. Возрастание активации влечет за собой переход на более высокую ступень по шкале бодрствования. Весь диапазон поведенческих реакций на шкале «сон – сверхвозбуждение» описывается девятью состояниями: кома, глубокий сон, поверхностный сон, дремота, пробуждение, пассивное бодрствование, активное бодрствование, эмоциональное возбуждение, сверхвозбуждение. Непосредственный интерес для психологии труда представляют пассивное и активное бодрствование, возбуждение и сверхвозбуждение, так как данные состояния прямо влияют на эффективность деятельности. Однако опосредованное влияние на эффективность труда состояний более низкой активации, например пробуждения и сна, требует более внимательного отношения к ним со стороны психологии труда, особенно при изучении субъекта, выполняющего деятельность в условиях длительного пребывания на трудовом посту (космонавты, моряки, участники экспедиций и т.п.).

По признаку длительности различают относительно устойчивые длительные состояния, сопровождающие деятельность в течение рабочего дня или нескольких дней, и ситуативные  состояния, возникающие периодически по ходу работы.

По признаку интенсивности  воспринимаемого информационного  потока выделяются состояния «сенсорного  голода» в ситуациях сенсорной  депривации и состояния, связанные  с различной информационной нагрузкой.

По признаку стереотипности и сложности трудовых действий различают состояния монотонии и интеллектуальной и творческой напряженности.

По признаку соответствия работы функциональных систем изменившимся условиям труда  различают состояния адаптированности, стресса и дистресса.

 

В процессе выполнения любой  работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические  нагрузки. Их величина может быть различной  в разных видах деятельности. При  небольших нагрузках, действующих  постоянно, либо разовых значительных нагрузках включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. В других случаях, когда нагрузки не только значительные, но и длительные, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстанавливаться.

Как показывают результаты многочисленных исследований, работа педагогов, психологов, специалистов различных социальных служб вызывает значительные нервно-психические нагрузки. В качестве причин этого можно назвать гиподинамию, повышенную нагрузку на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, психологические и организационные трудности, такие как ответственность за судьбу другого человека, необходимость быть все время «в форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями этого могут быть возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Внешне это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами. Длительное состояние напряженности может привести к профессиональному выгоранию. Опыт работы практических психологов показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения симптома профессионального выгорания является использование способов саморегуляции.

Различают естественные способы регуляции организма и саморегуляцию (С.В. Филина). К естественным способам регуляции организма относятся длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Существуют и индивидуальные естественные способы регуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение пейзажа за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; рисование и др.

Саморегуляция – это  управление своим эмоциональным  состоянием, достигаемое путем воздействия  человека на самого себя с помощью  слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. В результате саморегуляции возникают три основных эффекта – успокоения, восстановления и активизации. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния  на тонус мышц и те участки мозга, которые отвечают за эмоциональное состояние человека. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению (релаксации). Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способы, связанные с  управлением тонусом мышц, также  относятся к способам произвольной саморегуляции. Под воздействием психических  нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

Способы, связанные с воздействием слова, задействуют сознательный механизм самовнушения, при этом происходит непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»). Словесное самовнушение может осуществляться в следующих формах:

а) самоприказа – короткого, отрывистого распоряжения, сделанного самому себе; это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать  требования этики и правила работы с клиентами; 
б) самопрограммирования, когда полезно вспомнить о своих успехах в аналогичной ситуации (прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах); 
в) самоодобрения (самопоощрения).

Способы, в которых  используются образы, связаны с активным воздействием на центральную нервную  систему представлений и чувственных  образов. Множество позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики. На активной работе с образами основан один из широко используемых в современной психологической практике методов – нейролингвистическое программирование.

В работе по профилактике нервно-психической напряженности  у педагогов, психологов и других работников сферы образования первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению позитивного восприятия жизни, положительной «Я-концепции», веры в людей, уверенности в успехе дела, за которое взялся.

 

 

Область исследований функциональных состояний работающего человека для экспериментальной психологии является традиционной. Каждое конкретное состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений. Объективной регистрации и контролю доступны изменения в функционировании различных физиологических систем. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния являются показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной систем и т.д. Для разных состояний характерны определенные сдвиги в протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и изменения в эмоционально-волевой сфере, оцениваемые с помощью различных психометрических процедур. Многочисленны состояния, которым сопутствуют комплексы отчетливо выраженных субъективных переживаний. Например, при сильной степени утомления человек испытывает чувство усталости, вялости, бессилия. Состоянию монотонии свойственны скука, апатия, сонливость. В состояниях повышенной эмоциональной напряженности ведущим является чувство тревоги, нервозности, переживания опасности и страха. Содержательная характеристика любого состояния невозможна без анализа изменений на поведенческом уровне. При этом имеется в виду оценка количественных показателей выполнения определенного вида деятельности: производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и ошибок. Не меньшего внимания заслуживает анализ качественных особенностей процесса реализации деятельности, прежде всего по показателям двигательного и речевого поведения.

Любое состояние человека возникает в процессе деятельности. По своему содержанию оно является результатом взаимодействия различных  элементарных структур. Это проявляется  прежде всего в том, что каждое состояние характеризуется не столько стабильными изменениями определенных количественных показателей, сколько типом соотношений между ними и закономерными тенденциями в их динамике. Например, для некоторых видов утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы. При воздействии интенсивной физической нагрузки увеличиваются энергетические потребности организма, что с необходимостью приводит к увеличению скорости и объема кровотока. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений и соответственно уменьшается систолический объем крови. Необходимые для выполнения работы параметры скорости и объема кровотока в течение некоторого времени могут поддерживаться за счет возрастания частоты сердечных сокращений и изменения тонуса сосудов, поэтому, как считает А.Б. Леонова, диагностически значимыми для оценки развития утомления оказываются не сами по себе симптомы учащения пульса, повышения артериального давления и изменения систолического или минутного объема крови в их непосредственно количественном выражении, а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношения между ними.

Качественная неоднородность разных состояний обусловливается  прежде всего различиями в вызывающих их основных причинах. Так, для состояний утомления первостепенное значение имеют факторы продолжительности воздействия нагрузки, вида нагрузки, ее организации во времени (А.Б. Леонова). Развитие состояний эмоциональной напряженности определяется главным образом повышенной значимостью выполняемой деятельности, ее ответственностью, сложностью, степенью подготовленности человека и другими социально-психологическими факторами (А.Б. Леонова).

Специфичность влияния  совокупности основных причин опосредуется индивидуальными особенностями человека. Кроме того, формирование нового состояния в значительной степени определяется особенностями предшествующего во времени состояния и задает возможные направления его развития. Например, непосредственно на фоне исходного состояния монотонии при изменении характера деятельности может формироваться состояние оптимальной работоспособности (А.Б. Леонова).

Современная техника  и существование достаточно обширного  круга диагностических методик  дают возможность проводить одновременную  регистрацию динамики нескольких (иногда до нескольких десятков) различных параметров. Однако даже самое полное представление доступных измерению количественных характеристик разнообразных процессов не облегчает решения задачи идентификации исследуемого функционального состояния. Более того, при простом перечислении сдвигов отдельных параметров удивляет разнонаправленность наблюдаемых изменений, с трудом поддающаяся интерпретации. По мнению А.Б. Леоновой, получение необходимой информации о функциональном состоянии предполагает не столько максимальное расширение номенклатуры регистрируемых параметров, сколько поиск путей для выявления типа взаимоотношений между элементами системы (характеризующимися отдельными параметрами) и представления их в виде обобщенных показателей. При этом речь идет не о простой суммации данных относительно динамики отдельных, хотя бы и очень важных, параметров – симптомов. Акцент ставится на необходимости получения целостной характеристики исследуемого состояния в виде специфического синдрома с учетом вызвавших его развитие причин.

Разные виды трудовой деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к человеку с  точки зрения их содержания и конкретных условий реализации. При этом степень  нагрузки, падающей на разные звенья системы, обеспечивающей выполнение деятельности, далеко не одинакова. «Поскольку же работоспособность системы в целом определяется состоянием тех звеньев, которые испытывают наибольшую нагрузку или несут наибольшую ответственность за успешность работы, постольку соответствующие методики исследования работоспособности должны быть адресованы в первую очередь к этим звеньям» (А.Б. Леонова).

Информация о работе Функциональные состояния человека