Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:13, контрольная работа
В современном обществе очень популярна идея равенства полов. Но так ли они равны на самом деле? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, которые пусть и не в явной, а скрытой форме, но влияют на поведение и отношение полов друг к другу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые крайне актуальны, так как в настоящее время в современной науке большое внимание стало уделяться проблеме гендера (gender - социальный пол) и развития гендерного направления гуманитарных наук.
Темой данной работы является реальные гендерные модели и стереотипы поведения людей в конфликтных ситуациях.
Введение
1 Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях
1.1 Образы мужчин и женщин в массовом сознании
1.2 Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
1.3 Стереотипы и реальное поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Оглавление
Введение
1 Стереотипы
и поведение людей в
1.1 Образы мужчин и женщин в массовом сознании
1.2 Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
1.3 Стереотипы
и реальное поведение мужчин
и женщин в конфликтных
Введение
В современном обществе очень популярна идея равенства полов. Но так ли они равны на самом деле? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, которые пусть и не в явной, а скрытой форме, но влияют на поведение и отношение полов друг к другу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые крайне актуальны, так как в настоящее время в современной науке большое внимание стало уделяться проблеме гендера (gender - социальный пол) и развития гендерного направления гуманитарных наук.
Темой данной работы является реальные гендерные модели и стереотипы поведения людей в конфликтных ситуациях.
1. Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях
1.1 Образы мужчин и женщин в массовом сознании
Стереотипы – это веками складывающиеся представления об образах окружающего мира, которые передаются из поколения в поколение и присваиваются ребенком как безусловные правила, законы либо нормы поведения.
Гендерные стереотипы – это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мускулинном и феминном.
Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта.
Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Американский социальный психолог Г. Тэшфелл пришел к следующим выводам относительно социальных стереотипов:
1) Люди с
легкостью проявляют
2) Такая категоризация
отличается прочной
3) Социальные
стереотипы в некоторой
4) Социальные
стереотипы становятся более
отчетливыми, «произносимыми»
5) Стереотипы
усваиваются очень рано и
6) Социальный
стереотип не представляет
Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.
Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения:
1. существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность,
2. первичность
этих форм по отношению к
конкретным процессам или
Стереотип не
только выделяет статистически среднее
мнение, но и задает норму, упрощенный
или усредненный до предела образец
социально одобряемого или
Стереотипы имеют следующие функции:
1)обобщающая функция, (упорядочивание информации);
2) аффективная
функция (противопоставление «
3)социальная
функция (разграничение «
Можно выделить
множество бинарных оппозиций, стереотипно
приписываемых мужчине и
· Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью и абстрактностью, а женственность – с интуитивностью и конкретностью.
· Инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.
· Власть – подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть-подчинение.
· Порядок – хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала.
· Независимость, индивидуальность – близость, коллективность. Важныйгендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.
· Сила Я – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силы личности мужчины.
· Импульсивность, активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.
· Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство.
Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:
• «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»;
• «Принятие решений – мужское дело»;
• «Женщина без мужчины – неполноценный член общества»;
• « Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»
• «Бабы – дуры» и т.п.
Американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.
Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин.
Ниже представлено стереотипное описание характерных мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.
Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.
Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.
Ильин в своей книге « Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» приводит ряд подобных исследований различных авторов: «И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:
мужчины - агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легко принимают решения, самодостаточны;
женщины – тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью, нуждается в защите, аккуратные, спокойные.
Это исследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется.
Дж. Мак-Ки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ- это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типичный женский образ напротив включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку.
В целом мужчине приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом ученые считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фимининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п.
Приведем пример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. Девушек-студенток просили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зрения профессионализма, компетентности, стиля и т.п. Некоторые студентки получили статьи, подписанные авторами-женщинами, другие - те же статьи, но подписанные авторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами. Т.е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин.
На формирование стереотипов сильное влияние оказывает менталитет. Изучением этого феномена занимались Дж. Уильям и Д. Бест. Они предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающие личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. В Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины.
В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия)- слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным».
Можно сказать, что причисляя определенное качество одному из полов, каждая страна создает свои гендерные стереотипы.
В России этой проблемой занималась Т.И. Юферева, Е.В. Каган, И.С. Клецина, В.Г. Горчакова.
Клецина в результате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые приписывались мужчинам (математические способности, логическое мышление, агрессивность, стремление руководить, авторитарный стиль общения) и женщинам (забота о детях, боязливость, уступчивость, эмоциональность, тревожность). В целом эти данные подтверждают уступчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.
В.Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.
Одно из последних исследований стереотипов проведенное Котовым М.А. с помощью метода семантического дифференциала метод семантического дифференциала позволяет находить усредненные показатели, выделять типы людей, обладающих сходным восприятием рассматриваемого объекта. С помощью этого метода возможна жесткая формализация опроса, что позволяет получить более или менее адекватную информацию о довольно тонких психологических структурах – гендере и стереотипах.
Используя семантический дифференциал, можно операционально «улавливать» эмоциональную сторону смысла, вкладываемого респондентом в рассматриваемые объекты. Как любой способ такого рода, он опирается на определенную модель, определенную теорию исследователя о том, каким образом изучаемые не поддающиеся непосредственному измерению «смыслы» и «значения» могут проявиться во внешнем поведении человека. Это внешнее поведение проявляется в ответах индивида на предложенные ему вопросы. Другими словами, так мы получаем невербальную информацию вербальными методами.
Этот метод был разработан в 1952 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. Анализ полученных данных показывает, что гендерные стереотипы сегодняшних студентов отражают традиционные ценности и идеалы, хотя к ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов.