Гендерные исследования в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе был проведен анализ литературных источников по теме «Гендерные исследования в социальной психологии».
Рассмотрены основные теоретические понятия по этой теме. Гендер – одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга. Были рассмотрены предмет и методы гендерных исследований.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теория и практика гендерных исследований………………6
1.1. Предмет и методы гендерных исследований в
социальной психологии.………………………………………………6
1.2. История развития гендерных исследований
в отечественной социальной психологии…………………………….8
Глава 2. Гендерные исследования в социальной психологии:
актуальные проблема современности……………………………….12
2.1. Проблемы гендерной социализации и идентичности в
современных социально-психологических исследованиях……….12
2.2. Гендерные исследования лидерства в социальной
психологии……………………………………………………………...14
2.3. Гендерные исследования в изучении социально-
психологического статуса женщин…………………………………..15
2.4. Современная женщина, семья, демография…….…………...….18
Заключение…………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

Глава 1. Теория и практика гендерных исследований………………6

1.1. Предмет и методы гендерных исследований в

социальной психологии.………………………………………………6

1.2. История развития  гендерных исследований 

в отечественной  социальной психологии…………………………….8

Глава 2. Гендерные исследования в социальной психологии:

актуальные проблема современности……………………………….12

2.1. Проблемы гендерной социализации и идентичности в

современных социально-психологических  исследованиях……….12

2.2. Гендерные исследования лидерства в социальной

психологии……………………………………………………………...14

2.3. Гендерные исследования в изучении социально-

психологического статуса женщин…………………………………..15

2.4. Современная женщина, семья, демография…….…………...….18

Заключение…………………………………………………………….21

Литература……………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

Введение

Очень часто человек создает  себе образы других людей, основываясь  не на том, что они в действительности из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать, или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть.[11]. В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Общество осознало, что подобный социальный стереотип крайне условен и выявляет свою ущербность. Поэтому игнорировать существование феномена гендерных различий по меньшей мере нелогично, а проведение исследований по данной проблеме следует считать оправданным и крайне необходимым.

Изучение психологии мужчины и  женщины и их отличий друг от друга  имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?

Когда речь заходит о психологическом  анализе и исследовании гендерных характеристик личности, характеристики биологической активности нередко смешивают с поведением в социально–психологическом смысле. Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий. Тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей.

В методологическом плане исследование гендерных характеристик личности может осуществляться в рамках двух подходов: полоролевом и социально–конструктивистском. Полоролевой подход сводит гендер к одному из его социально–психологических проявлений – гендерным стереотипам (схемам восприятия). Полоролевой подход вполне вписывается в трактовку термина «гендер», предложенную Р. Столлером Ведь с его помощью обозначались социокультурные представления о личности мужчин и женщин, связывавшие психологические особенности с половой принадлежностью человека, объективность существования которой еще не ставилась под сомнение. Поэтому сторонники этой методологии интерпретируют наличие двух противоположных гендеров (мужского и женского) как социокультурное или субъективное отражение природной данности: двух биологических полов, которым соответствует то или иное обусловленное природой содержание связанных с полом социальных ролей.

В наиболее развернутом виде социально–психологическая  теория гендерной схемы была разработана  С. Бем [12]. Гендер как система представлений («гендерная линза», по определению  С. Бем) является неотъемлемой частью культурного  дискурса (реальной практики использования языка, в который заложены гендерные различия в виде грамматических родов и правил их употребления) и социальных практик общения, взаимодействия и деятельности людей. И в этом случае он имеет множественные формы проявления, которые не сводятся лишь к совокупности половых ролей, предписанных обществом по признаку пола. Гендером будет и специфический язык общения, и разделение труда между мужчинами и женщинами, и распределение властных отношений, и система ценностей, и многое другое. Повседневные практики социальной жизни ограничивают возможности произвольного использования образцов социального взаимодействия и сочетания личностных качеств мужчинами и женщинами, но однозначно не предписывают абсолютного следования доминирующим гендерным моделям. Концепция гендерной схемы С. Бем удачно накладывается на первоначальное представление о гендере как социальной надстройке над биологическим полом. Многие исследования, называемые в психологии гендерными, центрируются исключительно на выделении содержательного многообразия гендерных схем, представленных в различных социальных группах и ситуациях социального взаимодействия, оставляя за скобками механизмы их формирования.

В социально–конструктивисткой методологии  отрицается наличие причинной зависимости  между мужской и женской телесной (и психофизиологической) организацией и социально–психологическими характеристиками личности. Система социальных и межличностных отношений, которая складывается между людьми разного пола и сексуальных предпочтений, а также с разной ориентацией на те или иные модели поведения (гендерные роли), не может быть понята и объяснена без учета властного измерения этих отношений (доминирования и подчинения, паритета и неравенства, внутригруппововго фаворитизма и межгрупповой дискриминации). Отношения мужского и женского являются отношениями различия, сконструированного как неравенство социальных возможностей. Властная асимметрия отношений подчеркивается разницей в гендерно–специфичных паттернах общения, которые на самом деле маскируют дискриминацию под «объективное» гендерное различие [13]. Формирующая сила культурных ожиданий проявляется в представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Из поведенческих ожиданий формируются «гендерные роли» для мужчин и женщин.

"Сексуально-гендерное поле" человека возникает еще в преднатальный период: современные средства медицины позволяют уже задолго до рождения ребенка определить его пол. Родители по-разному могут реагировать на рождение мальчика или девочки. [14] Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. [1]. Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, "пассивный" мир), где их обучают быть "женщинами": накрывать на стол, пеленать ребенка и др. (вести домашнее хозяйство). У мальчиков воспроизведен город (внешний, "активный" мир), где они изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам – детскую кулинарию. И хотя книга по кулинарии носит название детской, она ассоциируется только с девочками и только им предназначена.

В последнее десятилетие гендерные  исследования занимают все более  заметное место в кругу психологических  наук, внося весомый вклад в  решение многих проблем, возникающих  на стыке психологии личности, педагогической, социальной, медицинской психологии. Для психологии, имеющей дело с развивающимся индивидом, как формирующейся системой взаимосвязанных и взаимообусловленных биологических, психических, личностно-социальных факторов, такой подход особенно актуален. 
Термин гендерные роли связан с тем, в какой степени человек принимает и следует формам поведения, предписываемым ему или ей культурой. Термин гендерная идентичность связан с тем, в какой степени человек осознает или признает тот факт, что он принимает те или иные гендерные роли. И, наконец, термин гендерные стереотипы описывает типичные психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам. 
Актуальность исследования: Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. В настоящее время происходит интенсивная смена гендерных ролей. Стираются грани между мужчинами и женщинами, как в социальном, так и в физическом плане. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами, покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Планируется провести анализ статей некоторых авторов на тему гендерных исследований:

  1. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет.
  2. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации и гендерной идентичности подростков.
  3. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства.
  4. Н.Л. Иванова и Е.В. Кулаева Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности .
  5. Бредникова О., Нартова Н. Нарушая молчание: дискриминация женщин в пространстве Новых репродуктивных технологий (НРТ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
1.1. Предмет и методы гендерных исследований в социальной психологии.

Гендер. В психологии — социально-биологическая  характеристика, с помощью которой  люди дают определение понятиям «мужчина»  и «женщина». Является социальной конструкцией системы социо-полоролевых отношений.[14] Поскольку пол  является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».

В социологическом энциклопедическом  словаре можно увидеть, что «пол» имеет два значения.

Первое  -   совокупность морфологических  и физиологических особенностей.

Второе - комплекс сомантических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих  характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой  статус  мужчины  и женщины.

Если пол детерминирован биологически, то гендер (род) конструируется культурно. Существуют, таким образом два пола (мужской и женский) и два гендера (маскулиный и феминый).

Предметом гендерных исследований являются особенности психики, которые связаны с полом[2]. Можно выделить шесть разделов этой области психологии: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства.

1. Психология сравнения мужчин и женщин. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам — от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. При этом не обязательно устанавливаются различия. Необходимо устанавливать и сходство (отсутствие различий не всегда означает сходство). Цель этого сравнения — установить своеобразие полов, специфические особенности мужчин и женщин.

2. Психология женщины изучает  те особенности психики и поведения  женщин, которые не стали предметом первого раздела. Очень часто переплетаются психология женщины и психология гендерных различий, поскольку, характеризуя женщин или девочек, непременно обращаются и к мужчинам. Эта традиция — изучать женщин и мужчин в сравнении — делает размытой границу между обоими разделами, однако у психологии женщин существует и свой специфический предмет: те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего — связанные с женской физиологией.

3. Психология мужчины делает  первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. Часто сравнение с женщинами также невозможно — ибо самая маскулинная женщина отличается от самого фемининного мужчины.

4. Гендерная социализация. Предметом  этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.

5. Психология гендерных отношений.  Предмет этой области достаточно  широк, так как гендерные отношения — это не только взаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. Интерес представляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных, супружеских.

6. Гендерная психология лидерства. Выделить эту область в отдельный раздел позволяют следующие обстоятельства: во-первых, его проблематика выходит за рамки только гендерных отношений, охватывая и различия между мужчинами и женщинами — лидерами, и гендерную социализацию лидерства, и психологию женского менеджмента. Во-вторых, между мужчинами и женщинами часто возникают отношения доминирования-подчинения, лидера и последователя, и эти процессы требуют самостоятельного исследования.

К теоретическим аспектам гендерных исследований относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным — внедрение результатов и достижений в практику[2]. В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:

1. Грубая индукция. В  рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика.

2. Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах.

3. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине.

Информация о работе Гендерные исследования в социальной психологии