Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 04:30, курсовая работа
В курсовой работе был проведен анализ литературных источников по теме «Гендерные исследования в социальной психологии».
Рассмотрены основные теоретические понятия по этой теме. Гендер – одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга. Были рассмотрены предмет и методы гендерных исследований.
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теория и практика гендерных исследований………………6
1.1. Предмет и методы гендерных исследований в
социальной психологии.………………………………………………6
1.2. История развития гендерных исследований
в отечественной социальной психологии…………………………….8
Глава 2. Гендерные исследования в социальной психологии:
актуальные проблема современности……………………………….12
2.1. Проблемы гендерной социализации и идентичности в
современных социально-психологических исследованиях……….12
2.2. Гендерные исследования лидерства в социальной
психологии……………………………………………………………...14
2.3. Гендерные исследования в изучении социально-
психологического статуса женщин…………………………………..15
2.4. Современная женщина, семья, демография…….…………...….18
Заключение…………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………..22
2.3. Гендерные исследования
в изучении социально-
В психологии возрастает интерес к осмыслению проблем самоопределения личности в социальной и профессиональной среде , что связано с изменениями как общества, так и сложившихся в нем представлений об условиях жизни людей. Меняются привычные нормы взаимоотношений, требования к профессиям, качеству жизни, появляются новые факторы социального и профессионального развития и т.д. Все это отражается на самосознании и поведении людей.
Материал статьи Н.Л. Ивановой и Е.В. Кулаевой «Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности» обращен к исследованию самоопределения женщин . Гендерная идентичность рассматривается в ней как содержательный компонент социальной идентичности, в котором выражено восприятие человеком своей принадлежности к полу, а через гендер личность вырабатывает свое собственное отношение к окружающей действительности и занимает определённую позицию.
В эмпирическом исследовании, целью которого было изучение особенностей самоопределения женщин с различными типами гендерой идентичности, рассматривались такие проявления самоопределения , как идентичность (когнитивные и мотивационные компоненты), самоотношение личности и способы принятия решений.
Для исследования , которое проводилось с 2006 по 2009, были отобраны женщины в возрасте от 25 до 55 лет, которые имели высшее образование , проживали в одном регионе , имели стабильную работу.
В исследовании использовались следующие
методики: «Маскулинность-феминность»
С. Бем, для выявления степени выраженности
маскулинности и феминности, а тагже гендерного
типа личности; «Пирамида потребностей»
в модификации И.А. Акиндиновой, предназначенная
для выявления потребностей: материальных,
в безопасности, в социальных контактах,
в признании, в самовыражении(
Кроме того проводились анкетирования и беседы с женщинами об их социальном и семейном статусе, графике работы, взаимоотношениях дома и на работе.
По результатам методики С. Бем, были выделены четыре типа гендерной идентичности женщин: маскулинный, феминный, андрогинный, недифференцированный. Так же было выявлено , что типы гендерной идентичности женщин связаны с изучаемыми особенностями самоопределения личности: мотивация, ценности, самоотношение и способы принятия решений.
На основе этих данных были охарактеризованы самоопределения женщин с различными типами гендерной идентичности.
1.Женщины феминного типа чаще реализуют себя в семье, общении с другими людьми и заботе о себе, т.е. о своем здоровье, эмоциональном состоянии, внешности..Такая женщина внутренне не конфликтна, она ценит себя, принимает такой, какая она есть. По данным, большинство этих женщин состоят в браке(83%) и имеют детей(76%), 40% этих женщин работают неполный рабочий день или на пол ставки, это позволяет подтвердить вывод о том, что для них важна семья. Такие женщины стремятся к саморазвитию, поскольку для успешной реализации в семье она должна следить за тем, как изменяются общество. дети, муж, и она сама, это позволяет сохранить семью, поддерживать семейные взаимоотношения. В нашей выработке у женщин с возрастом повысилась потребность в автономии и достижении компетенции в каком-то деле. Но чем старше феминная женщина , тем меньше она стремиться к социальным контактам и меньше ценит себя.
2.Женщины маскулинного типа
реализуют себя в таких сферах,
как семья, профессия,
3.Женщины андрогинного типа лучше проявляют себя в семье , общении с другими людьми и заботе о себе. Наиболее значимым мотивом трудовой деятельности у них оказывается материальный, хотя с психологическим оттенком:им нравится иметь свой заработок и быть независимыми. Вероятно это обьясняет тот факт, что отя семья являеться важной сферой реализации этой женщины и 55% из них состоят в браке, но только 32% имеют детей. С возрастой у них на первый план выходят самозащита, потребность в уважении и признании, стремление обеспечить себе будущее, а тагже быть автономной , самостоятельной но снижается стремление к саморазвитию.
4.Женщины
Итак можно заключить что для феминного и андрогинного типов характерен ценностно-потребностный способ принятия решений. Эти женщины «решают сердцем», логика осуществления выбора строится на накопленном эмоциональном опыте. А для маскулинного и недифференцированного типов характерен логический способ принятия решений. Представителей этих типов волнует истина и справедливость, они склонны к критике, находят ошибки, при принятии решения замедляются в выборе, пости не демонстрируют своих переживаний.Проведенное исследование показало, что самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности различаеться по ряду признаков: внутренней кофликтности, ориентирам и способам принятия решений, содержанию идентичности, особенностям поведения в публичной и приватной сфере. Возможным следствием гендерной идентификации определенного типа будет принятие субъектом себя как носителя определенных общественных ожиданий и норм.
2.4. Современная женщина, семья , демография.
За последнюю пару лет проблема репродукции становится в России «новостным поводом» и темой для общественной дискуссии. Ныне демографическая ситуация объявлена кризисной, и речь идёт о том, как можно повысить рождаемость. При этом тема бесплодия отчего-то не стала актуальной, хотя согласно различным источникам, около 15% супружеских пар в современной России испытывают трудности с зачатием. И это число возрастает с каждым годом.
В арсенале современно медицины существуют репродуктивные технологии(РТ), включающие: экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов в полость матки(ЭКО), донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, преимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию(ИИ) спермой мужа или донора.
Отношение к РТ не однозначно.В медицине их определяют как вспомогательные, лишенные полноценного статуса лечебной процедуры. СМИ как правило сеют панику, называя их «порочным зачатием», а суррогатное материнство -«торговлей детьми». Русская Православная церковь не поддерживает практику РТ: «Пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными..»Даже в независимых общественных экспертизах, их помещают в контекст моральных суждений и рассматривают как «излишки».
В своей статье Бредникова О., Нартова Н. «Нарушая молчание: дискриминация женщин в пространстве Новых репродуктивных технологий (НРТ) », хотят дать слово тем, кто обращается к РТ, как к единственной возможности стать родителями. Целью своей работы они поставили: обозначить проблемы и рассмотреть дискриминационные практики, с которыми сталкиваются женщины/пары, при использовании новых РТ. В начале работы были представлены основные положения российского законодательства, регулирующие практику РТ. В результате выясняется, что женщины/пары, решающие проблемы бесплодия с помощью РТ сталкиваются с множеством препон и случаями откровенной дискриминации. Материалом для статьи стали собранные при поддержке сайта «Пробирка»более двадцати автобиографий, заметок и комментариев пользователей РТ, также материалы дискуссий на форуме сайта. Собранные истории- это женские истории, мужчины по разным причинам были исключены из этой дискуссии.
Были рассмотрены наиболее актуальные проблемы. Одна из них- норма существования обязательного материнства/родительства. Это контроль со стороны ближайшего окружения(родственников, коллег, друзей, знакомых, работодателей или попутчиков) над репродуктивными решениями и планами семьи, который принуждает женщин объяснять и оправдывать бездетность и , в свою очередь скрывать или признаться в бесплодии. Бесплодие воспринимается как социальная, а не медицинская патология, что ставит под сомнение не только способность женщины к исполнению семейных ролей, но и «правильность» её «женскости». Вмененная женщине ответственность делает её единственно виноватой и ответственной за бесплодие. Женщины, не получая поддержки от окружающих, живут с чувством вины, погружаться в тяжёлые переживания, теряют уверенность в себе.
Ещё одна проблема заключается в том, что в повседневной жизни происходит «демонизация» и/или «экотизация» процедуры РТ и детей, рожденных в результате применения этих технологий. Женщины часто живут в постоянном страхе из-за возможных негативных социальных последствий для своих детей. Не только самих женщин общество считает «ненормальными», но и ребёнка априори лишают статуса нормальности, это заставляет прибегать к различным способам сокрытия использования РТ. Тайны и симуляции беременности в случае суррогатного материнства усиливают психологическую и социальную нагрузку и без того непростого пути преодоления бездетности, требуют дополнительных усилий и жестокого самоконтроля.
Существенно ограниченный доступ к информации о РТ и физический доступ к самим технологиям является огромной проблемой. Основная доступная информация о процедурах и методах ВРТ сосредоточена в Интернете. Её практически не представляют специализирующиеся на ВРТ врачи и медицинские учреждения, что не только усложняет поиск и сбор информации, но практически лишает непользователей Сети возможности получения необходимого знания. Репродуктивные клиники сосредоточены в столичных городах, поэтому жители регионов оказываются практически исключенными из доступа к технологиям. Лечение в другом городе требует дополнительных финансовых, временных и других ресурсов, что при высокой экономической, психологической и физиологической «стоимости» процедур также ограничивает доступ к ним. Женщина вынуждена не только сама становиться экспертом по сбору и обработке информации, но и организовывать сложную систему менеджмента, контроля и управления временем, деньгами и логистикой, а также реорганизовывать свою жизнь на достаточно продолжительный период времени.
Ещё одной проблемой является безответственность
государства и функционирование
Авторы статьи также обратили внимание, что РТ- исключительная ответственность женщины. Она не только несёт ответственность за процедуры и исход дела(ведь больше никто не несёт!), не только контролирует выполнение предписаний и процесс, не получая информации о возможных рисках для собственного физического и психического здоровья и о возможных последствиях, но и кардинально реорганизует свою жизнь таким образом, чтобы обеспечить возможность регулярно посещать клинику и проводить «протоколы».
Подводя итог можно сказать, что
на сегодняшний день РТ- исключительная
ответственность и бремя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе был проведен анализ литературных источников по теме «Гендерные исследования в социальной психологии».
Рассмотрены основные теоретические понятия по этой теме. Гендер – одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга. Были рассмотрены предмет и методы гендерных исследований.
Гендерные исследования основаны на принципе междисциплинарности – она реализуется и на уровне исследования конкретных проблем, и на уровне обоснования гендерной асимметрии общественного развития в целом.
Был проведен анализ исследовательских работ некоторых авторов:
Каган В. Е. в статье «Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет» приходит к выводу о том, что «данные полученные в результате исследования соответствуют представлениям о расширяющемся круге когнитивных возможностей как одном из механизмов формирования гендерных представлений у детей 3-7 лет»[4].
Авторы статьи «Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации и гендерной идентичности подростков» Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю пришли к выводу, что «гендерная идентичность подростков обоего пола соответствует социальным нормам»[8].
Информация о работе Гендерные исследования в социальной психологии