Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:42, реферат
Результаты наших исследований позволяют выдвинуть предположение, что у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан, в первую очередь, с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей – в большей мере с качеством межличностных связей.
Рассмотрим гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в модели способностей.
Различение (идентификация) и выражение эмоций.
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВЫРАЖЕННОСТИ
КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Сведения о гендерных
Обнаружены значимые различия в уровне эмоционального интеллекта между девочками и мальчиками-подростками: у мальчиков по сравнению с девочками уровень ЭИ в целом ниже [3]. В то же время согласно результатам другого исследования значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (при этом у женщин ЭИ достигает более высокого уровня, чем у мужчин), в то время как у детей таких различий выявлено не было [4].
Согласно результатам
Результаты наших исследований
позволяют выдвинуть
Рассмотрим гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в модели способностей [8].
Различение (идентификация) и выражение эмоций.
На идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Так, в ситуациях, которые способствовали возникновению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагировали проявлениями гнева. Напротив, женщины склонны были говорить, что в данных ситуациях они чувствовали бы себя опечаленными, обиженными или разочарованными. Различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько эмпатичными они стремятся быть [1]. Примечательно, что в подобных исследованиях у мужчин и у женщин при всём различии их эмоциональной экспрессии наблюдались одинаковые физиологические реакции [9].
Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. В ряде исследований показана большая экспрессивность лиц женского пола вне зависимости от их возраста [10-12], при этом женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных [13]. Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины [14].
Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин [9]. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии [10].
Большее разнообразие способов выражения эмоций у лиц женского пола, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у лиц мужского пола. В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева. Интересно, что в возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию. Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий [9]. В дальнейшем у мужчин преобладает прямая агрессия (физическая и вербальная), у женщин – косвенная, или «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов) [1].
Гендерные стереотипы ограничивают выражение
эмоций, «не свойственных»
Проявления печали, депрессии, страха
и таких социальных эмоций, как стыд и
смущение, рассматриваются как «немужские».
Мужчины, проявляющие подобные эмоции,
оцениваются более негативно по сравнению
с женщинами [15], их не склонны утешать
в этих случаях, как это принято по отношению
к женщинам [10]. Выражение гнева и агрессии,
напротив, считается приемлемым для мужчин,
но не для женщин. Агрессивные мальчики
оцениваются как более привлекательные
и компетентные, чем неагрессивные, в то
время как агрессивные девочки оцениваются
как менее привлекательные и обычно сталкиваются
с широким кругом проблем во взаимоотношениях
со сверстниками [10]. В ситуации конфликта
мужчины в большей мере склонны к внешней
агрессии, в то время как женщины – к аутоагрессии
(к самообвинению).
Женщины, начиная с подросткового
возраста, обнаруживают более выраженную
тенденцию к проявлениям
Согласно исследованиям, проведённым
в США и в Венгрии, лица обоих
полов считают, что женщины охотнее
делятся своими чувствами, чем мужчины.
В то же время мужчины наиболее
откровенны в дружбе с женщинами
[7]. По-видимому, опасения по поводу несоответствия
гендерной роли у мужчин наиболее сильны
в окружении представителей своего пола.
«Запрет» на выражение ряда эмоций и чувств
существует и у женщин. Р.Сальваггио (1996)
отмечает, что у женщин весьма желательно
выражение эмоциональной зависимости
от противоположного пола, погружённости
в «любовь» при запрете на открытое выражение
чувств и проявление агрессии. По мнению
автора, это создаёт у женщин мазохистскую
установку [14].
Результаты приведённых выше исследований
дали основание Ш.Берн говорить о том,
что эмоциональность, т.е. сила переживаемых
эмоций, у представителей обоих полов
одинакова, различна лишь степень их внешнего
выражения [1]. Е.П. Ильин вносит уточнение,
что у мужчин и женщин различно и качество
выражения определённых эмоций: «…то,
что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать,
бояться и т.п.), «неприлично» для мужчин,
и наоборот, то, что «прилично» для мужчин
(проявлять гнев и агрессию), «неприлично»
для женщин» [14, с.106]
Возможно, с гендерными стереотипами связаны
и различия в кодировании эмоций. Установлено,
что женщины лучше кодируют экспрессивное
выражение счастья, мужчины – гнева и
злобы [14].
Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (фасилитация мышления).
В житейском обиходе устоялось
представление о преобладании у
женщин «эмоционального мышления»,
которое подразумевает
Представление о большей эмоциональности
женщин по сравнению с мужчинами
и знание об эмпирически установленной
взаимосвязи эмоциональности и
креативности [17] делает возможным предположение
не столько об ингибирующем, сколько
о фасилитирующем влиянии эмоций на умственную
активность у лиц женского пола. Подобная
гипотеза уже находит своё подтверждение
в современных исследованиях. Так, выявлено
более выраженное влияние эмоционального
фактора на творческую продуктивность
девочек по сравнению с мальчиками [17].
Понимание (осмысление) эмоций преобладает
у лиц женского пола. Женщины по сравнению
с мужчинами проявляют большие способности
в прочтении изменяющейся социальной
информации по лицевой экспрессии и другим
невербальным признакам [10; 14]. Возможно,
это связано с тем, что у женщин область
мозга, обслуживающая процессы, связанные
с обработкой эмоциональной информации,
больше, чем у мужчин [18].
Выраженные гендерные различия в сфере
обработки эмоциональной информации обнаруживаются
уже в подростковом возрасте. Так, современные
девочки в целом лучше, чем мальчики, регулируют
и контролируют свои чувства, лучше их
вербализуют, имеют более богатый тезаурус
для описания эмоциональных состояний
[19], у них более развит эмоциональный канал
эмпатии [20].
Женщины более эмпатичны, чем мужчины [14], при этом они более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях [21].
Н. Айзенберг и её коллеги
связывают большую эмпатийность
девочек 10-12 лет по сравнению с мальчиками более ранним моральным
развитием первых [22]. Большую склонность
к эмпатии женщин по сравнению с мужчинами
объясняют их гендерными ролями (заботливость
первых и властность, независимость, соперничество
вторых), а также соответствующим воспитанием
детей [14; 22]. Игры девочек с куклами развивают
эмпатийную экспрессию, а игрушки мальчиков
её не развивают. По мнению Д.Блока, у мужчин
вследствие этого имеется менее богатый
опыт в сфере эмпатийной отзывчивости.
В результате они просто не знают, как
реагировать на эмоциональный дискомфорт
другого человека. Заметим, что указанные
исследования эмпатийности связаны с
изучением со-горевания. Представляется
интересным, какими были бы различия в
данной сфере между мужчинами и женщинами
в ситуациях, требующих со-радования.
В связи с последним замечанием интересным
представляется обнаруженный нами факт:
у девушек с повышением уровня понимания
чужих эмоций через экспрессию связано
снижение частоты переживания эмоции
радости и повышение частоты переживания
горя. Это позволяет предположить, что
сопереживание проявляется у них, в первую
очередь, как со-горевание. Иными словами,
студентки используют свои эмоциональные
способности, чтобы разделить с другими
людьми их негативные переживания и, тем
самым, снизить их интенсивность [6].
Данные исследований
показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении
причин эмоциональных вспышек – особенно
интенсивных переживаний гнева и печали.
К примеру, представители мужского и женского
пола указывают на различные детерминанты
таких эмоций, как гнев, страх или печаль.
Мужчинам свойственно искать причины
эмоций в межличностных ситуациях, в то
время как женщинам присуще видеть их
в личных отношениях или в настроении.
Если мужчина терпит поражение, он объясняет
это внешними причинами (отсутствием возможностей,
недостаточной поддержкой руководства).
Женщины обычно ищут причины неудач в
собственном личностном несоответствии
[7; 10].
Осознанная регуляция
эмоций связана в основном с их
подавлением.
Мужчины в целом более сдержанны в проявлении
симпатии, печали и дистресса, женщины
– в проявлениях сексуальности, гнева [9] и агрессии
[10]. Даже у склонных к алекситемии мужчин
запрет выше на страх, у женщин – на гнев.
Причины описанных выше различий являются в большей мере социальными, нежели биологическими. Паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы подходом в воспитании детей. Согласно К.Юнгу, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Родители требуют, чтобы мальчики контролировали свои эмоции, но с девочками подчёркивается эмоциональная открытость [9; 10]. Превосходство лиц женского пола в склонности к обсуждению эмоций, которое появляется в раннем детстве, сохраняется на достаточно устойчивом уровне и в дальнейшем [10].
Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосознанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих гендерных ролей. Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости допустимо агрессивное давление – отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии и гнева и запрет на выражение печали, тревоги и уязвимости готовят их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу [7].
Напротив, агрессивное
поведение в соответствии со стереотипными представлениями
о гендерных ролях совершенно не приветствуется
у лиц женского пола. Это связано с тем,
что в сфере семейных взаимоотношений
более продуктивной стратегией поведения
является проявление позитивных эмоций
и контроль внешних проявлений агрессии.
Будучи поощряемы к выражению таких эмоциональных
явлений, как теплота, жизнерадостность,
уязвимость, смущение, и не поощряемы по
отношению к выражению гнева и агрессии,
женщины, скорее всего, будут успешно выполнять
свои социальные роли воспитательниц
и хранительниц домашнего очага. Кроме
того, позиция «ведомого» (а именно таково
в большинстве случаев положение женщины
во взаимоотношениях с мужчиной в семье)
побуждает к внимательному распознаванию
эмоций других людей [23]. Поэтому с учётом
требований гендерной роли вполне закономерно,
что для девушек-студенток в большей мере,
чем для юношей, субъективно важно уметь
управлять собственными эмоциями и понимать
эмоции других людей [24].
Взрослея, девушки верят в то, что от них
требуется выражать позитивные эмоции
по отношению к другим людям, в противном
случае окружающие будут их осуждать.
Мужчины в аналогичных ситуациях не ожидают
по отношению к себе подобных последствий
[10].
Односторонний подход к
социализации девочек и мальчиков приводит к печальным последствиям.
Мужчины оказываются неспособными проявить
столь необходимые во взаимоотношениях
полов и в семейном общении нежность, теплоту
и участие; они не допускают в сферу сознания
страх и стыд. Женщины оказываются лишёнными
возможности адекватно осознать и выразить
агрессию и гнев, они вынуждены тормозить
проявления сексуальности. В том и в другом
случае общество требует контроля определённых
эмоций, который осуществляется далеко
не безопасным для здоровья и взаимоотношений
способом – через их подавление.
Итак, данные о гендерных различиях эмоционального
интеллекта в целом достаточно противоречивы.
Если говорить о выраженности его структурных
компонентов, то у женщин по сравнению
с мужчинами преобладает понимание эмоций.
В остальном различия носят скорее качественный,
нежели количественный характер. Мужчины
и женщины в равной мере переживают те
или иные события, демонстрируют идентичные
физиологические реакции. Однако они по-разному,
в соответствии со своей гендерной ролью,
объясняют причины эмоций. Выражение тех
или иных эмоций у представителей женского
или мужского пола, как и их регуляция,
во многом обусловлены влиянием гендерных
норм, которые формируются путём воспитания.
Информация о работе Гендерные особенности выраженности эмоционального интеллекта