Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 07:50, доклад
Попробуем представить развитие человека с момента его рождения, и каким образом при этом проявляется проблема одиночества.
Новорождённый младенец требует постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно приведёт к его смерти. То есть, для новорождённого проблема одиночества (фактического) – это вопрос жизни и смерти.
Всем известны случаи, когда новорождённые дети по тем или иным причинам оставались одни в лесу и были воспитаны животными. «Подмена» родителей характерна и для многих животных, когда представители одной группы животных воспитывают детёнышей – представителей другой группы.
1.2. Генезис одиночества
Попробуем представить развитие человека с момента его рождения, и каким образом при этом проявляется проблема одиночества.
Новорождённый младенец требует постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно приведёт к его смерти. То есть, для новорождённого проблема одиночества (фактического) – это вопрос жизни и смерти.
Всем известны случаи, когда новорождённые дети по тем или иным причинам оставались одни в лесу и были воспитаны животными. «Подмена» родителей характерна и для многих животных, когда представители одной группы животных воспитывают детёнышей – представителей другой группы.
Получается, что природа
предусмотрела на какой-то случай возможность
выживания младенца в другой среде,
отдельно от общества. То есть, для младенца
проблема одиночества – это
Далее, развиваясь, ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Он всё по-прежнему нуждается в присутствии возле него других людей, но проблема одиночества для него приобретает немного иную форму. У ребёнка появляется потребность проявлять себя для окружающих. То есть, ребёнок начинает требовать к себе внимание со стороны окружающих. И это естественно. В первую очередь эта потребность связана с поиском ответа на следующий философский вопрос, который не раз задавал себе каждый здравомыслящий человек: «А существую ли я на самом деле?». Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно, и чем больше человек развивается, чем больше он познаёт, тем труднее ему ответить на него.
Но мышление ребёнка быстро находит ответ на вопрос о действительности его существования. Проявление жизни для него заключается в воздействии на окружающие его предметы и людей, а также в обратной реакции. То есть, если его замечают, значит, он существует.
Именно с этого момента, когда ребёнок начинает требовать не просто присутствия возле себя других людей, а именно человеческого внимания, общения, с этого момента на него начинает оказывать воздействие проблема психологического одиночества. И теперь от родителей и от педагогов зависит, как ребёнок дальше будет переживать проблему одиночества на протяжении всей своей жизни. То есть, речь идёт о правильном психологическом и социальном воспитании.
Чем человек старше, тем
меньше он нуждается в физической
поддержке окружающего его
Потребность доказывания собственного существования характерна для людей любого возраста. Действительно, если тебя не воспринимают окружающие – значит, тебя для них не существует, а значит, о твоём существовании никто не знает, то есть, тебя фактически нет.
Для того чтобы тебя заметили, можно сделать что-то оригинальное, например, изобрести велосипед и сказать всем: «Вот, смотрите, это я изобрёл, катайтесь и вспоминайте обо мне – я действительно существую». Но можно сделать что-то плохое, например, взорвать Эйфелеву башню, и тогда весь мир скажет: «Вот, смотрите – это он сделал, значит, он есть». Кроме этого, найдутся ученые, которые начнут изучать тебя и искать причины твоего поведения, а твоё имя обязательно попадёт в историю.
Как ни парадоксально, но второй вариант проявления собственного «Я» намного эффективнее. Твоё изобретение может вообще никому не понадобиться, а написанное стихотворение будет не востребовано обществом, а вот плохой поступок всегда оказывает своё определённое влияние на окружающих и его всегда заметят.
Но если говорить об основной массе людей, то многие находят иной выход. Они ничего не изобретают и ничего не ломают, они просто существуют, сливаясь с общей массой. Эти люди становятся частью какой-либо группы и живут по её законам. В каждой группе чётко расписаны роли для её участников, и именно через исполнение этих ролей человек проявляет своё существование. То есть, проблема психологического одиночества для него остаётся в стороне.
Есть и другой вариант поведения – отказ от общества (или от жизни), уединение. Это случается, когда человек не может найти понимание среди подобных. Его собственное «Я» противоречит общественному пониманию этого «Я» и его психика постепенно начинает разрушаться, чему способствуют постоянные конфликтные ситуации, постоянные проблемы и т.д. Выход один – уединиться (есть ещё один выход – суицид, алкоголь или наркотики, к которому также прибегают подобные люди). Уединяясь, человек начинает общаться с самим собой, с собственным «Я», которое теперь никем не порицается. Речь идёт не о физическом отстранении от людей, а о замыкании в собственном «Я», когда устанавливаются барьеры, наподобие: «Вы говорите, говорите, всё равно вы все плохие, а Я хороший». Хорошо, если это уединение связано хоть с какой-то неагрессивной религией (например, монашество), когда установлены правила и есть страх перед Богом за неправильное поведение. А вот если уединение происходит по собственным законам, или по законам, противоречащим общепринятым нормам, вот тогда уединение может привести к печальным последствиям как для самого уединившегося, так и для окружающих его людей.
Но жизнь не вечна и наступает момент, когда человек стареет, и сила начинает покидать его. Пожилой человек вновь начинает испытывать потребность в присутствии возле него других людей, то есть, проблема фактического одиночества вновь становится для него актуальной, так же, как и для младенца. Человек перестаёт работать и уходит на пенсию. Находясь на пенсии, человек получает государственное пенсионное обеспечение, что позволяет ему удовлетворять основные потребности в еде, тепле и т.д.
В пожилом возрасте особое влияние на человека оказывает проблема психологического одиночества. Человек перестаёт быть активным. Его не принимают многие группы, так как он не может уже играть ни одну из «ролей». У человека ухудшается память и интеллектуальные способности, следовательно, он не может проявить себя в плане полезности для общества.
Таким образом, проблема одиночества
сопровождает человека на протяжении
всей его жизни и каждый для
себя решает эту проблему по-разному.
Но необходимо отметить, что одиночество
– это не только «зло». Одиночество
– это та причина, которая заставляет
человека жить и что-то делать. Страх
остаться наедине с самим собой
толкает человека на какие-то поступки,
чтобы его заметили другие. Так
стоит ли с ним (с одиночеством)
бороться, если эта борьба иногда проявляется
отрицательно как для самого человека,
так и для общества (речь идёт
о психологическом одиночестве)
Ответ на этот вопрос уже давно известен человечеству. Если внимательно читать древние рукописи философского и религиозного содержания, то можно проследить мысль, которая содержит ответ на этот вопрос. Речь идёт о жизненном пути (стремлении) к чему-то светлому через познание самого себя в сопоставлении с чем-то божественным, высоким. Например, в христианстве даётся совет познать единственного Бога и жить в нём (с ним по его заветам).
Но что такое «божественные заветы»? Божественные законы (заветы), это ничто иное, как первые попытки человека установить в обществе определённые нормы поведения через страх перед наказанием свыше. Это своего рода Кодекс законов. Так, например, в Ветхом Завете подробно описываются правила жизни в еврейских общинах, вплоть до правил гигиены и правил ведения войны.
Очевидно, что в древней мысли о пути к Богу речь идёт о стремлении развития собственного «Я», которое не должно вступать в противоречие с законами общества (заветом Бога). Кроме того, это «Я» должно в конечном итоге приблизиться к Божественному «Я» и слиться с ним, то есть, стать универсальным. Но дело в том, что современные религиозные течения исходят из того, что Бог один, то есть, он одинок. Получается, что путь к совершенству – это путь к одиночеству?
Наверное – это так. Человек, развивая собственную личность, поднимаясь по социальной лестнице, в конечном итоге становится всё более одиноким. Конечно, его окружает всё больше людей – но это люди, которые зависят от него, то есть, находятся в подчинении, и их присутствие временное. Более того, некоторые из окружающих враждебно настроены.
Так что же, получается, необходимо смириться с одиночеством, как с неизбежным состоянием человека?
В какой-то степени это
так. В некоторых литературных источниках
просматривается интересная мысль
о том, что человек по своей
природе одинок. С одиночеством (психологическим)
нет необходимости бороться, его
необходимо принять. Одиночество –
это естественное состояние полноценно-
Что такое страх перед одиночеством? Страх перед одиночеством – это страх потери тех благ, которые даёт общество или определённая группа. То есть, конкретный индивид подчиняется определённой группе, которая взамен даёт ему необходимые для существования блага (заработная плата и т.п.). Взамен человек вынужден действовать по законам этой группы, иначе он будет исключён и потеряет получаемые блага.
Но может быть и другой исход. Например, человек является носителем уникальных способностей, благодаря которым конкретная группа получает своё развитие (например, доходы фирмы благодаря способностям работника остаются на высоком уровне, а его увольнение приведёт к снижению доходов и распаду группы). В этом случае сама группа будет бояться потерять индивида. И, конечно же, сам индивид не будет испытывать страх остаться вне группы, так как его уникальные способности будут востребованы в любой другой группе (например, фирме-конкуренте).
Но существующие группы держатся
на ограниченном числе лидеров (элита),
которые используют других членов группы
для удовлетворения личных потребностей.
Речь идёт именно об использовании, так
как другие участники группы понимают
свою ограниченность, и страх быть
исключёнными из группы заставляет поступать
их в соответствии с требованиями
этих лидеров. Всё это ведёт к
формированию психозов и к постоянному
чувству одиночества
Необходимо развивать личность, которая будет нужна обществу, и тогда отношения внутри группы будут строиться исключительно на сотрудничестве. То есть, страх потери должен быть обоюдным. Человек должен понимать, что без группы он не сможет реализовать свою индивидуальность, а группа должна понимать, что без этого человека с его индивидуальными способностями, она не сможет достичь своей главной цели.
Одиночество для полноценно развитой личности, обладающей определёнными знаниями и умениями, проявляется иначе. В данном случае человек должен осознать, что он действительно одинок. Но это уже другое одиночество. Это одиночество, к которому он шёл всю свою жизнь. Это одиночество очень близко к такому понятию, как индивидуальность. У него нет необходимости сливаться с общей массой, так как он индивидуален, и он может существовать только «над». Такие люди занимают управляющие позиции в обществе и формируют элиту.
Человек, который стремится убежать от одиночества в толпу, порождает в себе новое чувство – чувство покинутости. Толпа не способна вылечить ощущение одиночества, даже если это друзья, семья или толпа ликующей на концерте молодёжи. Дело в том, что отношения в обществе всегда построены на противоречиях между индивидами (даже если это муж и жена). Находясь в постоянном конфликте (скрытом или открытом) индивиды образуют общество, которое движется в определённом направлении, то есть, постоянно меняется. Поэтому толпа и личность – это разные категории, и если человек начинает искать в ней «лекарство» от одиночества – он получает разочарование, так как такого лекарства нет.
Особенно процесс поиска опасен в подростковом возрасте, когда неправильное психологическое воспитание, непонимание проблемы, приводит подростка к отчаянию и к отрицанию общепринятых норм поведения.[8]
Одиночество – это не индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт живого бытия – независимо от того, осознается он индивидом или нет. В отличие от покинутости, одиночество – не личная проблема. Одиночество и покинутость – вещи не только разные, но и враждующие между собой. Чувство покинутости – это что-то вроде болезни, мешающей осознанию одиночества. [9]
Таким образом, проблема одиночества – это, прежде всего проблема не правильного психологического и социального воспитания. В настоящее время существующие школьные программы делают «ставку» на более точные и необходимые (по мнению некоторых) науки. И даже если в школе существует курс социологии или психологии, то его преподавание представляется для детей чем-то скучным и не нужным. То есть, школьная программа психологического и социального воспитания детей не предназначена для их восприятия.
Формальный подход к проблеме приводит к тому, что подростки остаются один на один с проблемой одиночества и не могут понять и осознать эту проблему. Всё это в результате сказывается на их дальнейшем развитии и на отношениях с окружающим обществом. Подростки начинают искать ответы на интересующие их вопросы, но эти ответы они ищут не в школьных учебниках. И получается, что психологическое и социальное воспитание каждый подросток получает самостоятельно.