Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:02, реферат
Перед тем как рассмотреть работу о «Героях и толпе» этого выдающегося российского ученого Николая Константиновича Михайловского (1842—1904), надо немного рассказать о его личности и социологических взглядах.
Большое влияние на молодое поколение Михайловский приобретает в 80-х годах, сначала как сотрудник, а затем и как член редакции "Отечественных Записок". В этом журнале он поместил все свои важнейшие социологические и
критические статьи: "Что такое прогресс?", "Герои и Толпа", "Теория Дарвина и общественная наука" и т.д.
Таким образом, в явлениях стигматизации и в других поразительных случаях влияния воображения на растительную и животную жизнь Мехайловский видит переходную ступень между мимичностью, с одной стороны, и проявлениями подражательности в мелких житейских делах и в записанных историей и психиатрией нравственных эпидемиях — с другой. Пример же оратора, увлекающего слушателей даже до совершенного забвения действительности, представляет переход от случаев одиночного подражания Христу, казненному, палачу, роженице и т. д. к массовым движениям и до известной степени уясняет самый процесс заразы.
Заключение
Н.К. Михайловский утверждал, что личность имеет право свободного
выбора линии собственного поведения и деятельности, а значит, имеет
собственную моральную позицию и может оценочно подходить к общественно-
историческому процессу. Пытаясь разобраться в механизме психологического
воздействия личности на массу, Н.К. Михайловский выделял два противостоящие
друг другу понятия - "Героя" и "Толпу". При этом "героем" он называет
человека, увлекающего своим примером массу других людей "на хорошее или
дурное", а толпой - массу индивидов способную "увлекаться примером высоко
благородным или низким". Он также отмечал, что такое положение ненормально
и что народ до тех пор будет "толпой" (легко впадающей в гипнотическое,
безрассудное подражание), пока каждый человек не станет развитой
индивидуальностью, обладающей активным творческим началом.
Он утверждал, что неумолимая тяга людей к коллективному подражанию
возникает у них в особой социальной ситуации: при подавлении их
индивидуальности практически до нуля и неизбежного в этих условиях
появления "героя", увлекающего эту обезличенную массу любым актом -
преступным или милосердным, "грязным" или "светлым", или этически
нейтральным, безразличным.
"Герой",
человек, который
Толпа - это уже не механический конгломерат лиц, она характеризуется особым
коллективно-психологическим состоянием сознательной и иногда даже
иррациональной связи. В "массе" рассеяны однообразные, скудные, монотонные
впечатления, слабо и вяло функционирующие в психике ее каждого
представления. Отсюда внутренняя жажда "подражания" в толпе, инстинктивная
имитация подлинной индивидуальности. Толпа находится в "хроническом"
ожидании героя". Подражание "герою", по Михайловскому, факт глубоко
регрессивный, частота этих фактов - показатель общего патологического
состояния общества.
“Критика иногда ошибочно приписывала Михайловскому мысль о том, что в
полукрепостнических, жалких условиях жизни русского народа, "героем" для
него должна выступить интеллигенция. Но Михайловский этого нигде не
говорил, у него совсем другая трактовка роли интеллигенции. А именно - это
надклассовая историческая группа лиц, возникающая на последних стадиях
эволюции "сложной кооперации" и должная обеспечить научно и этически (через
идеал) переход к новой "простой кооперации". Но это уже проблемы социальной
динамики.”[12]
Наука не стоит на месте, общество развивается. Тема начатая
Михайловским, была продолжена его последователями и нашли применение в
психологии (социальной психологии).
В конце
ХХ века с успехом
для управления человеком или группой людей «толпой». Становится возможным
обучатся и становится «героем» везде и во всем. Примером такой технологии
может служить НЛП, как технология владения поведением и мыслями человека, и
группой, подстройка и перехват управления группой, и ведение ее за собой.
Теперь, чтобы стать «героем» достаточно желания научится этому! Но «и при
высокой степени умственного и нравственного развития человек никогда вполне
не избежит действия нервно-психического контагия»[13] И общество каким бы
оно современным и совершенным не было, не смотря на то, что почти все
технологии управления толпой, коллективом, группой изучены и опубликованы,
широко применяются, общество от чего-то в большинстве своем остается
«толпой»!
Список используемой литературы:
Книги:
1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). Третье издание. М.: 1974 г.
Издательство «Советская энциклопедия».
2. Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избр. труды по социологии: В 2 т. /
Козловский В.В. (отв. ред.). СПб.: Алетейя, 1998. – (Российская
социология). Т. 2.: – 362 с.; Т. 2.: – 406 с.
3. Энциклопедия Кирила и Мефодия (http://www.km.ru) ‘2000 г.
4. НЛП: современные психотехнологии Х.Алдер. (NLP for managers) – СПб:
Издательство «Питер»,2000.-160 с.
5. История Российской социологии. Лекции по истории социологии, выпуск 6.
В.П. Култыгин, М.:1994 г.
6. Голосенко И.А., Козловский В.В.История русской социологии XIX-XX вв.
М.: Онега, 1995. - 288 с.