Герои и толпа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:02, реферат

Описание работы

Перед тем как рассмотреть работу о «Героях и толпе» этого выдающегося российского ученого Николая Константиновича Михайловского (1842—1904), надо немного рассказать о его личности и социологических взглядах.
Большое влияние на молодое поколение Михайловский приобретает в 80-х годах, сначала как сотрудник, а затем и как член редакции "Отечественных Записок". В этом журнале он поместил все свои важнейшие социологические и
критические статьи: "Что такое прогресс?", "Герои и Толпа", "Теория Дарвина и общественная наука" и т.д.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.27 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, в явлениях стигматизации и в других поразительных  случаях влияния воображения  на растительную и животную жизнь  Мехайловский видит переходную ступень между мимичностью, с одной стороны, и проявлениями подражательности в мелких житейских делах и в записанных историей и психиатрией нравственных эпидемиях — с другой. Пример же оратора, увлекающего слушателей даже до совершенного забвения действительности, представляет переход от случаев одиночного подражания Христу, казненному, палачу, роженице и т. д. к массовым движениям и до известной степени уясняет самый процесс заразы.

 

 

  Заключение

 

      Н.К. Михайловский  утверждал,  что  личность  имеет   право  свободного

выбора  линии  собственного  поведения  и  деятельности,  а  значит,   имеет

собственную моральную позицию  и  может  оценочно  подходить  к  общественно-

историческому процессу. Пытаясь  разобраться  в  механизме  психологического

воздействия личности на массу, Н.К. Михайловский выделял два  противостоящие

друг другу понятия - "Героя"  и  "Толпу".  При  этом  "героем"  он  называет

человека, увлекающего своим  примером массу  других  людей  "на  хорошее  или

дурное", а толпой - массу индивидов способную "увлекаться  примером  высоко

благородным или низким". Он также отмечал, что такое  положение  ненормально

и что народ до тех пор  будет  "толпой"  (легко  впадающей  в  гипнотическое,

безрассудное  подражание),  пока   каждый   человек   не   станет   развитой

индивидуальностью, обладающей активным творческим началом.

      Он утверждал,  что неумолимая тяга  людей   к  коллективному  подражанию

возникает  у  них  в  особой  социальной   ситуации:   при   подавлении   их

индивидуальности  практически  до  нуля  и  неизбежного  в   этих   условиях

появления  "героя",  увлекающего  эту  обезличенную  массу  любым  актом   -

преступным  или  милосердным,  "грязным"   или   "светлым",   или   этически

нейтральным, безразличным.

 

      "Герой", человек, который шаблонизирует,  унифицирует поведение  массы.

Толпа - это уже не механический конгломерат лиц, она характеризуется  особым

коллективно-психологическим   состоянием   сознательной   и   иногда    даже

иррациональной связи. В "массе" рассеяны однообразные,  скудные,  монотонные

впечатления,  слабо  и   вяло   функционирующие   в   психике   ее   каждого

представления. Отсюда внутренняя жажда "подражания" в  толпе,  инстинктивная

имитация  подлинной  индивидуальности.  Толпа  находится   в   "хроническом"

ожидании  героя".  Подражание  "герою",  по  Михайловскому,   факт   глубоко

регрессивный,  частота  этих  фактов  -  показатель  общего  патологического

состояния общества.

      “Критика  иногда ошибочно приписывала  Михайловскому мысль о том,  что  в

полукрепостнических, жалких условиях жизни  русского  народа,  "героем"  для

него  должна  выступить  интеллигенция.  Но  Михайловский  этого  нигде   не

говорил, у него совсем другая трактовка роли интеллигенции. А  именно  -  это

надклассовая историческая  группа  лиц,  возникающая  на  последних  стадиях

эволюции "сложной кооперации" и должная обеспечить научно и  этически  (через

идеал) переход к новой "простой кооперации". Но это  уже проблемы  социальной

динамики.”[12]

 

      Наука   не  стоит  на  месте,  общество   развивается.   Тема   начатая

Михайловским, была продолжена  его  последователями  и  нашли  применение  в

психологии (социальной психологии).

      В конце  ХХ века с успехом используются   современные  психотехнологии,

для управления человеком  или группой людей  «толпой».  Становится  возможным

обучатся и становится «героем» везде и во всем.  Примером  такой технологии

может служить НЛП, как  технология владения поведением и мыслями  человека,  и

группой, подстройка и перехват управления группой, и ведение  ее  за  собой.

Теперь, чтобы стать «героем» достаточно желания научится этому!  Но  «и  при

высокой степени умственного  и нравственного развития человек  никогда  вполне

не избежит действия нервно-психического контагия»[13]  И общество  каким бы

оно современным и совершенным  не было,  не  смотря  на  то,  что  почти  все

технологии управления толпой, коллективом, группой изучены  и  опубликованы,

широко  применяются,  общество  от  чего-то  в  большинстве  своем  остается

«толпой»!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

      Книги:

 

   1. Большая Советская  Энциклопедия (БСЭ).  Третье  издание.  М.:  1974  г.

      Издательство  «Советская энциклопедия».

   2. Михайловский Н.К.  Герои и толпа: Избр. труды по социологии: В 2  т.  /

      Козловский  В.В.  (отв.  ред.).  СПб.:  Алетейя,  1998.  – (Российская

      социология). Т. 2.: – 362 с.; Т. 2.: – 406 с.

   3. Энциклопедия Кирила и Мефодия (http://www.km.ru) ‘2000 г.

   4. НЛП: современные психотехнологии Х.Алдер. (NLP for managers)   – СПб:

      Издательство  «Питер»,2000.-160 с.

   5. История Российской  социологии. Лекции по истории  социологии, выпуск 6.

      В.П. Култыгин, М.:1994 г.

   6. Голосенко И.А., Козловский В.В.История русской социологии  XIX-XX  вв.

      М.: Онега, 1995. - 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Герои и толпа