Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:22, реферат
Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-
Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психогигиена как научная
отрасль гигиены изучает
В психогигиене выделяют следующие разделы:
1) возрастная психогигиена,
2) психогигиена быта,
3) психогигиена семейной жизни,
4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.
Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся, прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка.
Основными условиями воспитания являются:
- развитие и тренировка процессов торможения,
- воспитание эмоций,
- обучение преодолению трудностей.
Психогигиенические проблемы
имеют свою специфику в пожилом
и старческом возрасте, когда на
фоне падения интенсивности обмена
веществ снижается общая
Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.
Психогигиена быта. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.
Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.
Психогигиена семейной жизни. Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.
Благоприятная атмосфера
в семье создается при наличии
взаимного уважения, любви, дружбы,
общности взглядов. Большое влияние
на формирование отношений в семье
оказывают эмоциональное
Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии - ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а, в конечном счете, и психическое здоровье.
В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.
Задачи психогигиены учебных занятий следующие;
1) способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;
2) стремиться к тому, чтобы
учение приносило детям
3) избегать чрезмерного
умственного напряжения, приводящего
к значительному утомлению
4) предотвращать
В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:
строгое соблюдение правил поведения;
длительное пребывание в относительно неподвижной позе;
интенсивная умственная деятельность;
включение в многоликий коллектив сверстников;
появление нового непререкаемого авторитета учителя и т. д.
Так или иначе, процесс
адаптации к новым условиям социального
существования у многих детей
протекает болезненно, ему сопутствует
период неадекватных реакций. Такие
дети часто отвлекаются на уроках,
занимаются посторонними делами, на переменах
нарушают нормы поведения, кричат, бегают
или наоборот, замкнуты, пассивны. При
контакте с педагогом они смущаются,
при малейшем замечании плачут. У
некоторых детей появляются признаки
невроза, они теряют аппетит, плохо
спят, капризничают. У большинства
детей адаптация к школе
Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность - это объективное свойства урока, утомительность же - это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.
Длительность и трудность урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе - 10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:
* оно активизирует высшие
отделы мозга, способствует
* способствует психическому здоровью.
Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.
Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит, его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.
Не следует, однако, это
переоценивать. Интерес может иногда
не уничтожать утомление, а лишь маскировать
его. Некоторые педагоги считают, что
эмоции могут отсрочить и
Отрицательные эмоции, в
противоположность
Предложен даже специальный
диагноз для обозначения
Режим дня – это динамическая
система распределения нагрузки
и отдыха, которая обеспечивает сохранение
сил и энергии для нормальной
жизнедеятельности организма. Режим
дня ребенка основан на всестороннем
учете особенностей его роста, развития,
условий жизни и предназначен
для установления физиологического
равновесия организма со средой, в
которой осуществляется обучение и
воспитание. Таким образом, режим
является основой оздоровительного
и профилактического
Обоснование режима дня учащихся. Режим должен учитывать возрастные особенности ребенка, включать нормальную для него продолжительность сна, его пребывание в общеобразовательной и специальной (музыкальной, художественной, спортивной) школах. Любой элемент режима дня школьника должен осуществляться в благоприятных условиях (например, готовиться к урокам надо в уютном и гигиенически правильно оборудованном месте, спать в хорошо проветренном помещении и т. д.).
Чтобы помочь ребенку
и его родителям составить
научно обоснованный режим дня
учащегося, классный
Вставать после ночного
сна ребенок должен в 7–7.30 ч
утра. Это приемлемо для учеников
первой и второй смены. Затем
ребенок делает утреннюю
Возвращаться домой ребенок должен примерно в одно и то же время, это воспитывает пунктуальность и экономит время. Домой ученик должен идти не торопясь, чтобы не тратить лишнюю энергию и иметь возможность побыть на свежем воздухе.
Дома ученик переодевается,
моет руки и обедает. После
этого младшие школьники (
Здоровые ученики, начиная со второго класса после обеда могут отдыхать на свежем воздухе, например, кататься на лыжах, коньках, санках, играть в подвижные игры и др. После этого ребенок приступает к выполнению домашних заданий (прежде всего средней и повышенной трудности).
За 1,5–2 ч до сна дети ужинают.
Расписание уроков. Чередование
учебных дисциплин в расписании
уроков обеспечивает переключение деятельности
коры мозга и поэтому предупреждает
утомление детей и
Информация о работе Гигиенические основы организации учебной деятельности