Гигиенические основы организации учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 В I–III классах проводятся  четыре урока. В IV классе допускается  (не чаще двух раз в неделю) увеличение количества уроков  до пяти. В V–IX классах бывает  по пять уроков ежедневно, в  X–XI – по шесть уроков.

 Работоспособность школьников  в течение учебного дня различна. Первоначально она нарастает  и достигает максимума (на втором  уроке в младших классах и  на третьем – в старших), а  потом начинает снижаться в  связи с возникновением и нарастанием  утомления. Последний (пятый-шестой) урок для многих детей является  самым трудным. Учитель должен  организовать его так, чтобы  дольше сохранить работоспособность  учеников.

 Различается работоспособность  учеников и в течение недели: в первые дни она выше, к  концу недели – снижается.  Таким образом, при составлении  расписания необходимо чередовать  предметы, чтобы степень умственного  напряжения соответствовала работоспособности организма. Самая большая учебная нагрузка должна приходиться на середину недели, самая маленькая – на понедельник и субботу. Чтобы дети полноценно отдохнули, ученикам I–IV классов на выходные дни рекомендуется вовсе не давать заданий и существенно сокращать их ученикам среднего школьного возраста. То же касается и каникул.

Продолжительность учебного года. Учебный год в общеобразовательной  школе начинается 1 сентября. Он состоит  из четырех учебных четвертей, которые  разделяются каникулами разной продолжительности.

 Анализируя утомляемость  детей в течение четверти и  года в целом, ученые заметили, что снижение работоспособности  особенно заметно к концу этих  периодов. Однако правильно организованный  отдых способствует ее восстановлению.

 Рекомендуется в первый  день после каникул уроки начинать  с повторения пройденного материала.  Таким образом, создается своеобразный мостик от известного, но забытого, к неизвестному, которое предстоит познать и выучить. Этот принцип имеет физиолого-гигиеническую основу – проторение условных связей и профилактику утомления.

Физиолого-гигиеническое  обоснование продолжительности  урока и перемен. Учебно-воспитательный процесс в школе различается  в возрастном плане. Урок в общеобразовательной  школе длится 45 мин, однако в результате изучения работоспособности ученые пришли к выводу, что для учеников I класса эта нагрузка заметно превышает  норму и урок для них нужно  сократить до 35 мин. Исследование продолжительности  активного внимания это подтверждает. Например, у семилетних детей период активного внимания составляет 10–12 мин, у десятилетних – 16–20 мин, у  одиннадцати-двенадцатилетних – до 25 мин, у более старших школьников – до 30 мин. Отсюда следует, что продолжительность  объяснения нового материала в каждой возрастной группе не должна превышать  длительности периода активного  внимания.

 В ходе исследования  динамики продуктивности работы  учащихся было выяснено, что на  уроках (особенно в начальных  классах) нельзя в работе с  детьми использовать лишь один  вид деятельности, ее надо обязательно  разнообразить, переключать детей  с одного вида работы на  другой. Это обусловлено тем, что  при смене вида деятельности  изменяется характер раздражений,  в результате чего возбуждаются  различные анализаторы и, следовательно,  разные участки коры головного  мозга, давая возможность торможения  ранее функционирующим клеткам  и тем самым продлевая работоспособность  школьников.

 Кроме того, особое  место в смене деятельности  занимают физкультурные паузы,  проводимые учителем. Они также  способствуют снятию утомления.  В младших классах физкультурные  паузы проводят со второго  урока, а в старших – с  третьего. Сигналом для их проведения  является начало снижения работоспособности: в младших классах это происходит через 25–30 мин от начала урока, а в старших – через 30–35 мин. Для учеников I класса в первую четверть физкультурные паузы рекомендуется проводить два раза за урок – через 15–20 и 30–35 мин. Продолжительность пауз определяет учитель, ведущий урок.

 Необходимо заметить, что у учеников I–II классов первая  сигнальная система преобладает  над второй. В связи с этим  при организации урока надо, рассчитывая  на чувственное восприятие предмета, использовать наглядные пособия,  вовлекать в сферу деятельности  зрительный, слуховой и двигательный  анализаторы, а если возможно, то и осязание.

 Важную роль в организации  урока играет соблюдение гигиенических  норм и правил рассаживания  учеников за партами (столами), создание воздушно-теплового режима  и др.

 Перемены между уроками  предназначены для отдыха учеников  и учителей, а также для того, чтобы учащиеся могли перейти  в кабинеты, лаборатории и классы, в которых будут проводиться  следующие уроки. Правильное в  физиолого-гигиеническом плане проведение  перемен является обязательным  условием полноценного труда  на очередном уроке. 

 Перемены длятся 10 мин,  а после второго урока –  30 мин. В некоторых случаях  вместо одной тридцатиминутной  перемены допускаются две двадцатиминутные (после второго и третьего уроков). Другие сокращения недопустимы,  потому что повышают нагрузку  на учащихся и предрасполагают  к развитию переутомления и,  следовательно, неврозов.

 Во время перемены  дети отдыхают от умственной  деятельности. Не следует использовать  перемены для подготовки к  очередному уроку. Ученики выходят  в проветренное рекреационное  помещение или на открытую  спортплощадку (в зависимости  от погоды). На большой перемене  предлагаются горячие завтраки.

Психопрофилактика - отрасль  медицины, занимающаяся разработкой  мер, предупреждающих возникновение  психических заболеваний или  переход их в хроническое течение.

Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает  систему мероприятий, ведущих к  снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в  жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых  условиях. Психопрофилактику принято  подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную  и третичную.

Первичная профилактика включает сумму мероприятии, направленных на предупреждение самого факта возникновения  болезни. Сюда входит широкая система  законодательных мер, предусматривающих  охрану здоровья населения. Вторичная  профилактика - это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.

Третичная профилактика заключается  в предупреждении рецидивов, достигаемом  проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Усилия врачей и педагогов  объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего  поколения.

Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая  сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.

 

РЕЖИМ ДНЯ. СОН И ЕГО  ГИГИЕНА

Режим дня. Слово «режим» французское и в переводе означает «управление». В данном случае речь пойдет о самоуправлении. Если все делать в одно и то же время, то через какое-то число повторений будет образован динамический стереотип, благодаря которому одна деятельность легко сменяет другую. Дело в том, что все процессы в нашем организме происходят циклично. Бодрствование сменяется сном, вдох выдохом, сокращение предсердий и желудочков сердца паузой. Многие из перечисленных процессов не требуют сознательного контроля, они происходят рефлекторно, помимо нашего сознания, другие, наоборот, требуют сознательного управления.

Режимом называют установленный  распорядок жизни: работы, питания, отдыха, сна. Он определяется не только нашими желаниями, но и общественными требованиями. В определенные часы начинают и заканчивают  работу учреждения, заводы, фабрики, институты, школы, театры, кино, магазины, предприятия  общественного питания. И каждый человек, независимо от желания, должен считаться с этими факторами  и свой личный распорядок жизни приспосабливать  к распорядку общественному. Уже  одно это говорит о том, что  режим дня не может быть для  всех одним и тем же. Даже для  одного и того же человека он будет  разным во время работы на предприятии  и в дни отпуска, в будни  и в выходные дни. Но все же в  распорядке жизни определенных групп  населения, занятых одним и тем  же делом и живущих в сходных  условиях, много общего. Гигиена  изучает каждую из этих групп и  рекомендует для них научно обоснованный распорядок дня.

В качестве примера рассмотрим режим дня учащихся, занимающихся в первую смену. Естественно, каждый день у них начинается с подъема, зарядки, туалета, завтрака. Но возникает  вопрос: когда надо вставать? Это  зависит от того, как быстро и  четко человек умеет собираться. Главное, утром надо все делать без  спешки, в умеренном темпе. Когда  человек спешит, его деятельность хаотична, она переполнена случайными факторами, которые мешают формированию динамического стереотипа. Вчера  ученик пытался утром дописать упражнение, сегодня потратил время на то, чтобы  собрать портфель, завтра ему, вероятно, придется искать не приготовленную заранее сменную обувь. В результате полезные привычки не вырабатываются.

Поиски необходимых вещей  в обстановке недостатка времени  ведут к ненужному напряжению нервной системы, отрицательным  эмоциям, которые препятствуют качественной настройке на учебную деятельность, снижают ее результаты. Наконец, они  могут стать причиной нервно-психического перенапряжения. Для того чтобы сохранить  высокую работоспособность, надо все  необходимое готовить заранее и  одни и те же дела постоянно выполнять  в одной и той же последовательности. Это приведет к выработке динамического  стереотипа, который позволит сэкономить силы.

Работоспособность человека в течение дня меняется, достигая наибольшей интенсивности в периоды  от 10 до 13 и от 16 до 20 ч. Поэтому умственную работу надо выполнять в период наибольшей работоспособности. О режиме физической нагрузки и питания мы подробно говорили раньше, поэтому здесь рассмотрим некоторые гигиенические рекомендации, связанные с работой за столом. Прежде всего, надо не забывать о гигиене зрения, следить, чтобы от карандаша, руки и других предметов не падала тень на текст. Резкая смена освещенности вызывает непрерывную работу мышцы, сужающей и расширяющей зрачок, что вредно отражается на зрении. Наклон книги должен быть таким, чтобы от верхних и нижних строк, расположенных на данной странице, было одинаковое расстояние. Абажур должен скрывать, от глаз светящуюся нить накала лампочки. После 20- 30 мин работы следует отрываться от текста и несколько минут смотреть вдаль. Этот простой прием позволяет предотвратить утомление глаз. Полезно выполнить и ряд упражнений, снимающих усталость и восстанавливающих остроту зрения.

Начинать выполнять домашние задания следует с не очень  трудного предмета. Задания по наиболее сложным предметам надо делать позднее, а в конце работы переходить к  самым легким предметам. При переходе от предмета к предмету полезно делать 5-10-минутные перерывы, заполняя их либо физкультурными паузами, либо работой  по дому. Непосредственно перед отходом  ко сну не рекомендуется чтение, напряженная умственная работа, подвижные  шумные игры и развлечения. Все это  возбуждает нервную систему и  препятствует своевременному засыпанию, ведет к поверхностному, неглубокому  сну.

Сон и сновидения. Гигиена сна. Сном называют периодически наступающее состояние человека и животных, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители. Во время сна происходит естественный периодический отдых человека от психической деятельности, который обусловлен биоритмами организма.

И. П. Павлов полагал, что во время сна происходит полное торможение клеток коры больших полушарий головного мозга и ближайшей подарки. Однако последние исследования с применением новейших достижений электроники показали, что это не совсем так. Во время сна работа мозга не затормаживается, а перестраивается. Причем сам сон - сложное явление, которое имеет несколько стадий. Эти стадии циклически повторяются, и для полного восстановления сил необходимо, чтобы все они прошли в определенной последовательности.

В настоящее время известно несколько стадий медленного и быстрого сна. Названия «медленный» и «быстрый»  отражают характер электроэнцефалограмм - кривых, регистрирующих биотоки мозга. В состоянии бодрствования кривая показывает наличие быстро колеблющихся токов небольшой амплитуды. Когда  человек засыпает, амплитуда колебаний  возрастает, а сами колебания становятся медленными. Отсюда название «медленный»  сон. Затем кривая биотоков мозга  спящего человека изменяется: она  приобретает характер быстрых колебаний, чем-то напоминающих кривую биотоков мозга  бодрствующего человека. Отсюда и  название «быстрый» сон.

Для фазы быстрого сна характерны некоторые особенности: движения глаз, одышка, нарушения ритма пульса с  полным расслаблением скелетных  мышц. У человека эта стадия длится недолго - в среднем 5-10 мин. Она повторяется  около 5 раз в течение ночи. Обычно фаза быстрого сна связана со сновидениями. Впрочем, исследования последних лет  показали, что и некоторые фазы медленного сна также могут сопровождаться сновидениями.

Как уже было сказано, у  человека, спящего крепким сном, все фазы сна в течение ночи повторяются несколько раз. После  пробуждения такой человек чувствует  себя бодрым и хорошо выспавшимся. Сновидения многие люди не помнят, хотя большинство  здоровых людей их видят.

Информация о работе Гигиенические основы организации учебной деятельности