Гипнотическое состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 05:56, реферат

Описание работы

Гипнотические явления привыкли традиционно рассматривать только в свете лечебных психотерапевтических процедур или эффектных номеров, осуществляемых в цирке. За этим, как правило, не замечались или сознательно игнорировались те беспрецедентные возможности, которые несет в себе гипнотическая феноменология для изучения явлений сознания, исследования эффектов бессознательного, искусственного сознания и изучения моделей психических состояний, а также исследования резервных возможностей психики, в том числе возможностей более активного управления организмом в целом.

Файлы: 1 файл

Гипнотическое состояние .docx

— 36.71 Кб (Скачать файл)

Отсюда также ясно, что  нельзя объяснять гипноз только как  результат просто повышенной внушаемости, так как сама внушаемость неоднородна  и может быть патологической.

Гипноз же связан с повышением общей внушаемости, возникающей, однако, на короткое время, в нормальной, а не патологически функционирующей психике. Вопрос о психологическом определении гипноза, как мы указали, очевидно, более целесообразно связывать с функцией сознания, которое трансформируется с помощью особого качества сверхвнушаемости.

Продолжая теоретический  анализ гипнотического состояния, нужно  отметить, что гипноз не может быть также формой истерического невроза (Шарко), потому что феноменологическое многообразие гипнотических проявлений не укладывается в сравнительно узкий диапазон невротических проявлений человека. Широкий спектр поведенческой активности людей в глубоком гипнозе, как правило, совершенно не совпадает с поведением больных неврозом. За исключением ситуации, когда элементы невроза внушаются в состоянии гипноза или форма проведения гипнотического сеанса имеет «нервный», чересчур экспрессивный, «императивный» характер, например при эмоционально-стрессовой терапии. Кроме того, именно с помощью гипноза зачастую и возможно излечение невротических проявлений.

Гипноз не может быть также  и формой более глубокой психопатологии, так как его эффекты связаны  всегда с продуктом нормальной активной психики. Общеизвестно, насколько трудно и порой невозможно загипнотизировать людей, больных глубоким неврозом и шизофренией, у которых нарушена нормальная адекватность пластической функции психики.

Суггестивный  метод, как показала практика многих десятилетий, может быть очень полезным и представляет собой весьма удобный вариант для психофизиологической тренировки, развивая управление рядом вегетативных, а в отдельных случаях и высших психических функций, включая способность к эйдетизму, творчеству, активной саморегуляции эмоций и т. д. Это может происходить в условиях обеих степеней аутогенной тренировки, самогипноза, где имеет место уже самовнушение и саморегуляция, когда человек становится ведущим, лидером уже для самого себя. Аналогичные возможности возникают и в условиях гетерогипноза, где способность к этому «лидерству» также проявляется после 10-15 сеансов.

При гетерогипнозе расширение именно управляющей функции состояния измененного сознания при повторных сеансах вырабатывает способность уже самостоятельно создавать подобное состояние и регулировать необходимое воздействие как на психическую сферу, так и на психосоматическую и вегетативную.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать такие выводы. Рассматривая некоторые явления психопатологии, мы должны говорить об искажении или  даже трансформации отражательной функции сознания. В то же время при гипнотическом сознании на фоне трансформированного и измененного сознания возникает очень своеобразное функционирование отражения: отражается не объективная реальность как таковая и не ее искажение, а субъективная форма отражения содержания словесных внушений, связанных с определенной суммой знаний индивида, полученных им в онтогенезе.

При часто проводимых в  наших исследованиях внушениях  испытуемому в гипнозе образа, например, И. Е. Репина, трансформация  самосознания и его «гипнотическое формирование» осуществляется за счет конкретного знания испытуемого  о Репине. Это знание в данной ситуации как бы становится на короткое время самосознанием загипнотизированного, и оно собственно будет обусловливать  степень убедительности и яркости  его поведенческих реакций.

При внушении, однако, образа человека, неизвестного участнику эксперимента, например Ивана Ивановича Иванова  или Навуходоносора, о которых  испытуемый заведомо ничего не знает, загипнотизированный испытуемый будет  соглашаться с внушенным именем, но ничего не сможет сообщить о нем  или воплотить его в своих  поведенческих реакциях. В связи с этим мы считаем нужным отметить, что отражение сознанием самого себя имеет двойную природу. С одной стороны, сознание отражает и оценивает себя в самосознании отражающего субъекта, т. е. знания субъекта о самом себе, критическую оценку своей личности, своей деятельности, своих мыслей, своих поступков; с другой — сознание этого субъекта может отражать сознание другого человека или других людей посредством знаний об этих людях и оценивать себя посредством суждений этих других людей.

Таким образом, сознание идеально отражает не только материальный мир, но и его условное отображение.

Анализируя с этой позиции  состояние гипнотически измененного  сознания, можно проиллюстрировать  указанные нами его особенности: возникают или могут возникнуть при определенных внушениях условия, когда отражение внешнего материального  мира в гипнозе практически приостанавливается (не искажается, не трансформируется, а  именно приостанавливается); в то же время рефлексивная функция сознания, базирующаяся на усиленном функционировании памяти и ассоциативных и, может  быть, творческих процессов, не только продолжает оставаться неизменной, но и приобретает неожиданную силу, значительно увеличивая свои возможности  в гипнозе.

Это можно объяснить тем, что энергетическая система, обслуживающая  психическую деятельность, переключается  больше на внутреннее отражение, связанное  с воздействием внушений гипнолога, трансформируя отражение широкого спектра внешней реальности. В  этой связи возникает вопрос об обоснованности слишком жесткого разделения отражения  внешней и внутренней реальности для субъекта, так как в конечном итоге все, что внушается субъекту, становится для него внешней реальностью.

Как уже указывалось, мы можем  в гипнозе внушить испытуемому N, что он, например И. Е. Репин, великий  художник, т. е. сформировать совершенно иное, новое самосознание. Испытуемый совершенно забудет на время, что  он есть он, и будет чувствовать  и вести себя именно так, как мог  бы вести себя, по его представлению, Репин. Более того, в этом состоянии испытуемому можно внушить, что он может воспринимать некоторые реальные окружающие предметы как художник и будет их воспринимать; он будет их даже рисовать, и его творчество в гипнозе часто превосходит его способности в обычном состоянии; эти способности от сеанса к сеансу развиваются в гипнозе, как показал опыт, заметно быстрее, чем в обычных условиях.

Таким образом, восприятие внешней реальности будет осуществляться и отражаться практически почти адекватно, однако оценка этого отражения в рефлексии будет происходить с позиции вновь «созданного самосознания Репина». Интересно, что в этом случае для испытуемого можно создать условия, когда отражение внешней реальности будет направленно связанным только в процессе творческой активности во время рисования. Это, естественно, еще больше мобилизует и фокусирует ориентацию сознания только в заданном направлении, усиливая фокус активности внимания, что также является причиной больших успехов в достижении творчества в гипнозе, чем в обычном состоянии.

Анализ экспериментальных  результатов показывает, что основная закономерность гипнотического состояния  связана с возможностью усиления (возможно, максимального) управляемости функцией отражения в состоянии измененного сознания по гипнотическому типу. Повышенная активность психики является адекватной состоянию измененного сознания. Это дает возможность говорить об определенной норме функционирующей системы (явление столь же нормальное, как, например, естественный сон).

Таким образом, гипноз является резервной формой психического управления, резко сфокусированного и четко направленного, энергетически активизированного и связанного с особым уровнем сознания, по-видимому, с максимально возможной управляемостью организма как психическими, так и соматическими «бессознательными» и физиологическими функциями. Особенно важное значение для активации творческого процесса имеет активация энергетических ресурсов на бессознательном уровне.

Гипноз как психическое  состояние — это форма повышенной готовности психики к приему информации, ее переработке и реализации в деятельности. Это — состояние измененной восприимчивости сознания, связанной с повышенной управляемостью почти всех функций организма. Степень глубины гипноза может быть различной, от первой стадии реакции, называемой Форелем «очарованием», когда в результате воздействия внушений повышается восприимчивость к словесным формулировкам, до глубинных воздействий на психику при трансформации самосознания и мобилизации всех резервов психики, и в частности памяти.

В этой связи целесообразно  заметить, что оживление нейрофизиологического  уровня функции памяти проявляется  не только в виде воспроизведения  запомнившейся информации, но и сопровождается воспроизведением соответствующих  психических состояний, включая, как  мы уже упомянули, до-сознательный рефлекторный уровень (например, при внушении испытуемому состояния новорожденного). Более того, воспроизведение этих психических состояний при внушении возрастной регрессии сопровождается ярко выраженным проявлением эмоциональных реакций соответствующего возраста.

Таким образом, воспроизводится  очень сложный комплекс памяти интегрированных  сложных реакций на сознательном и бессознательном уровне. И в  этом случае гипноз является по существу единственным механизмом, позволяющим  добиваться такого воспроизведения. Именно в этом эксперименте подчеркивается психофизиологическая специфичность  гипнотического состояния по типу сверхвнушаемости, так как ни в каких других условиях и состояниях мы не можем моделировать и воспроизводить неврологические реакции у взрослого здорового человека.

В первом приближении кажется, что нет разницы между гипнозом и внушением. Многие авторы сводят его только к внушению. Однако здесь возникает необходимость достаточно сложного анализа. Гипноз, гипнотическое состояние вызывается внушением, но сам гипноз есть состояние психики, связанное с повышенной внушаемостью. Таким образом, в процессе гипнотизации внушения гипнолога повышают внушаемость пациента и в процессе сеанса приобретают все большую и большую силу, способствуя углублению гипнотического состояния. Следовательно, гипноз вызывается внушением, способствуя усилению внушаемости, но не является внушением. В настоящее время это общепризнанный факт.

В гипнозе, очевидно, осуществляется более широкая возможность связи внушаемой информации с информационным блоком мозга, с памятью и управлением памяти на уровне трансформации сознания и даже самосознания. Отражение содержания словесного внушения в гипнозе может углубляться до галлюцинаторных эффектов и эйдетизма, опирающихся также на значительное усиление и мобилизацию памяти, воображения и внутренних ассоциативных и творческих процессов.

Мобилизация резервных возможностей человека может осуществляться и  помимо гипноза, например при общеизвестных  фактах увеличения физической силы в  особо опасных для человека ситуациях.

Даже в случае, когда  довольно сложно говорить о гипнотическом  проявлении и практически полностью  отсутствует внешнее сходство явлений, необходимо указать, что по существу они не так уж далеки друг от друга. Ведь в момент переживания жизненно важной ситуации, когда грозит, допустим, смертельная опасность, сознание человека суживается, господствует активнейший  доминантный очаг — спасение, борьба, бегство. Все психофизиологические, физические и поведенческие реакции  функционируют в одном режиме максимальной мобилизации психики  организма для спасения. Поэтому  в известной мере здесь функционирует механизм такой же, как и при мобилизации психической активности при гипнозе. Отсюда само состояние в какой-то степени может считаться гипноидным, и это опять-таки позволяет лишний раз подчеркнуть мысль об определенном единстве психофизиологических механизмов психической деятельности.

В связи с этим мы можем  по-новому рассматривать и причинную  сущность многих так называемых «пограничных»  заболеваний (неврозы и психосоматические  болезни) как явлений, так или  иначе связанных с нарушением нормального баланса, нормальной корреляции сознательно-бессознательных процессов  в нервно-психической деятельности (известно, например, что такого рода нарушения могут вызвать язвенную болезнь или гипертонию и т. д.).

Отсюда выкристаллизовывается  еще одна общая методологическая задача психотерапии как лечебного  метода - с помощью «расширенной»  активной деятельности сознания добиваться восстановления нормального баланса  «бессознательно» сознательных процессов, нормальной их взаимосвязи, а в связи  с этим адекватной отражательной  функции на уровне сознания, так  как сознание является результатом  общего интегративного функционирования нервной системы.

Кроме того, подчеркнем, что, рассматривая нашу позицию под углом  психогигиены и психопрофилактики, мы можем полагать, что человек, овладевший системой саморегуляции психических процессов, регулирующих сознательное и «неосознанное» балансирование, несомненно будет самостоятельно способен «психопрофилактически» снимать, предотвращать появление дисфункции в результате каких-либо стрессовых ситуаций. Тем самым он будет предохранять себя от многих невротических и психосоматических нарушений, а в дальнейшем даже развивать при этом способность мобилизации творческих ресурсов.

Отсюда, естественно, необходимо возникает вопрос о необычайно широких  возможностях применения гипноза в  задачах психологического характера, связанных с психофизиологической мобилизацией человека, развитием его  памяти, внимания, способности к  творчеству и т. д. Однако это вопрос отдельной статьи, тем более, что результатом этой психофизиологической мобилизации являются также лечебные успехи.

Итак, гипноз —  это:

1. Состояние измененного  сознания, возникающее под воздействием  особых ситуаций, особых воздействий,  особых внушений. 2. Психическое состояние. 
3. Форма человеческого общения. 
4. Форма повышения психической управляемости организма, иллюстрация максимальной активации возможностей пластичности психики. 
5. Состояние повышенной и повышающейся внушаемости в количественном отношении вплоть до качественного скачка состояния измененного сознания.  
6. Условие возможности расширения социального и психологического контакта в особых случаях и жизненных ситуациях. Гипноз имеет особые биологические, психологические, поведенческие и социологические характеристики. Он является одной из форм адекватной реакции психики, сформировавшейся эволюционно; особый настрой, особая установка на восприятие внушения на фоне измененного сознания. 
7. Гипноз возникает в результате воздействия на сознание с целью его трансформирования и последующего целевого внушения.  
8. Искусственным явлением гипноз может быть в очень глубоких своих вариантах, однако в неглубоких стадиях некоторые его элементы могут проявляться в естественном общении в виде повышения внушаемости.  
9. Гипнотическое изменение сознания отличается от онейроидного, истерического, сумеречного и прочих патологических форм измененного сознания тем, что гипнотическое сознание не связано с патологией, с искажением отражательной функции.

Информация о работе Гипнотическое состояние