Графология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

Графология — область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста.

Файлы: 1 файл

ГРАФОЛОГИЯ.docx

— 751.37 Кб (Скачать файл)

Расслабление и сокращение мускулов, которое создает буквы, слова, предложения, характеризует  ритм письма. В норме напряжение и расслабление должно распределяться равномерно.

Гармоничный ритм

Ритм изображает силу жизни  автора и индивидуальную многосторонность, скоординированность энергии чувств и мышления. Хороший ритм может проявляться в  оригинальном формировании букв и комбинаций букв, которые отличаются от прописи, в умеренной скорости, естественном потоке, оправданном распределении нажима, хороших интервалах, и если есть регулярность, в повторении и "неизменности" форм. Форма, другими словами, целого письма должна быть постоянной, неизменной. Если этот тип ритма имеет место быть, то человек здоров мысленно и имеет уравновешенную, сбалансированную индивидуальность. В пределах индивидуальности есть определенная внутренняя гармония. Рассматриваемый автор может управлять импульсами и эмоциями достаточно, чтобы не казаться слишком беспорядочным. Этот человек готов приобретать опыт и разумно сочетать постоянство внутренних принципов жизни и адаптацию к изменчивому миру. Кроме того, такой человек умеет хорошо регулировать отношения с людьми и гармонично регулирует отношения между взглядами и чувствами.

Ритм - чрезвычайно важная особенность почерка. Этот ритм подобен  ритмичной организации вселенной - ритм дня и ночи, ритм приливов и  отливов, ритм времен года, ритм солнечной  активности и т.д. Ритм в этом случае показывает ритм жизни. Если есть проблема в ритме, то человек имеет проблему внутренней силы жизни. Потребность  во взаимодействии между напряженностью и расслаблением изображает динамический образец движения центростремительных  и центробежных движений. Центростремительное  движение  олицетворяет движение назад к автору, возврат к центру. Центростремительное движение внутренне изображает контроль в пределах личности. Центр это Эго по Юнгу. И движение к центру – это движение к Эго.

Центробежное движение олицетворение  движения, направленного наружу от автора, - или вправо. Наружу, вправо вообще указывает на прогрессию. В  избытке такое движение указывает  на человека  без  контроля и самодисциплины, без малейшего чувства ответственности.

Аритмия

Существует также понятие  бедного ритма или аритмии. Такой  почерк  течет негармонично. Он содержит нерегулярные места остановки, пятна, жесткость, искусственность письма, внезапные изменения в нажиме, размере букв, углах наклона, судорожные штрихи и дрожащие линии. Встречаются ошибки и исправления, путаница в линиях, а также смешение стиля письма курсивного и печатного. Здесь непротиворечивая, гладкая непрерывность письма нарушена. Это указывает на неустойчивую нервную систему человека, на то, что  существуют психологические проблемы. Человек может чувствовать себя неуверенным, может быть зажатым и напряженным. Он нервничает и чувствует себя нетерпеливым, непоследовательным и  неспособным приспособиться к отношениям.

Чрезвычайно растянутый почерк

Чрезвычайно растянутый почерк небрежен и испытывает недостаток в  контроле. Этот почерк не может быть определен как имеющий гармоничный  ритм. Люди с растянутым почерком вообще являются небрежными по своей природе  и склонны быть капризными. Они  любят новизну и всяческие  перемены. Они быстро увлекаются чем-то новым и также быстро теряют интерес  к предмету своего интереса. Они  импульсивны,  небрежны и даже ленивы.

Чрезвычайно сжатое письмо

Чрезмерно сжатое письмо - противоположность  растянутого письма. Человек, напротив,  является монотонным и испытывает недостаток в спонтанности. В нем достаточно сильный самоконтроль, стагнация, стереотипность и предпочтение регулярности в жизни. Письмо является обычно слишком  угловатым, правильным и узким - творческие силы автора подавлены.

В категорию сжатого типа письма попадает и письмо с чрезмерными  углами или аркадами. Углы и аркады показывают напряженного человека, который  может взорваться эмоционально в  любое время. Человек нервный  и беспокойный.

Эти ритмичные беспорядки могут быть вызваны множеством различных  факторов индивидуальности. Каждый фактор должен определить причину беспокойства в характере человека.

Вот некоторые из факторов, вызывающие беспокойства:

·           возбужденное беспокойство: высокие напряженные отношения и нервные расстройства. Возбужденное беспокойство производят беспорядочные штрихи и нажим, ужасно сформированные буквы, толчки, пятна и т.д.

·           старость: расшатанный нажим или легкий нажим, вызванный плохим зрением, а также может быть вызвана депрессивным состоянием, несдержанностью или интенсивными религиозными чувствами.

·           дефекты в моторике письма: любой физический недостаток могут нанести вред психическому состоянию автора и будут отражены в почерке.

·           эмоциональная неустойчивость. Он может быть постоянная или временная. Недостаточность нервной системы нарушает гармоничность личности и письма.

·           психическое расстройство. Этот дефект обычно проявляется в почерке неправильным распределением Нажима.

·            гормональные нарушения. Почерк отражает изменения в гормональном балансе. При этом обычно нарушается ритм письма, давая начало нерегулярному наклону и буквам.

Некоторые из этих беспорядков (как отмечено выше) имеют временную  природу и должны определенно  быть учтены. Часто беспорядки возникают  в периоды сложных жизненных  обстоятельств: при потере близких, при разводах или гормональные изменения  в период полового созревания, беременности. Если эти изменения временные, то и беспорядки в почерке также  являются временными.

5Глава 5.Ширина И Узость

В почерке есть два размера, определяющие ширину почерка. Первый размер – это собственно относительная  ширина буквы. Она вычисляется как  отношение ширины к высоте буквы. Значение близкое к единице (ширина равна высоте) приписывается к  широкому, а значение меньше 0,6 приписывается  узкому почерку. Вторая мера, характеризующая  ширину-узость почерка – это интервал между буквами или размер связок между буквами. Если интервал между  буквами равен или больше ширины средней буквы данного почерка, то он большой. Если же интервал равен  половине ширины буквы или меньше, то такой интервал считается маленьким. Первую меру называют первичной шириной-узостью, а вторая – вторичной.

Обе ширины должны быть сбалансированы, то есть быть приблизительно одинаковыми  и/или иметь средние значения. Ширина почерка в обоих её аспектах характеризует способ взаимодействия человека с внешней средой. Насколько  он открыт и направлен своими помыслами  наружу, во вне. Или насколько человек зажат и занят собой.

Вначале рассмотрим первичную  ширину почерка, а именно относительную  ширину буквы (отношение ширины к  высоте). Оценка данного аспекта  почерка производится по буквам с  двумя палочками. В латинице это  такие буквы, как n, u, h, k. В кириллице это будут такие буквы: п, н, и, ц, й, ч.

Если буквы широкие, то человек нуждается в большой  дистанции от людей. Он требует большое  пространство вокруг себя и жадно  заполняет его собой. Ему удобно, когда много места. Он обычно сидит развалившись с расставленными локтями. Ему всегда мало места и он расталкивает окружающих, освобождая себе жизненное пространство. Нельзя назвать такого человека отстраненным, скорее он велик в своих желаниях вплоть до эгоизма. Он слабо контролирует свои желания, потакая им.

Человек, пишущий узкие  буквы, напротив, скован и заторможен. Места занимает мало. В крайних  проявлениях старается быть незаметным. Он более контролирует свои желания, подавляя их и уступая натиску  извне.

Если связки между буквами  широкие, то общительность данного  человека запредельная. Он любит общество, тусовки, компании. Не любит быть в одиночестве и не умеет себя занять чем-либо, когда он один. Он весь в общении и предпочитает вид деятельности, предполагающий большое количество контактов.

Узкие связки между буквами  показывают противоположные качества. Трудности общения, отстраненность, робость. Он по складу индивидуалист, которому хорошо только с собой. Он умеет занять себя каким-либо делом. Что-то мастерит, читает или размышляет. Он скрытный и эмоционально сдержанный.

Если в почерке встречаются  и широкие буквы и узкие, то такой человек эмоционально неустойчивый. Его поведение подвержено колебаниям. Он то общительный, то зажатый, то расхлябанный. То дисциплинированный.

. Глава 4. Беглость и скорость почерка

Беглость  почерка

Беглость почерка является показателем спонтанности и естественности человека. Почерк при этом течет  гладко и гармонично. Человек, пишущий  бегло, обладает быстрым умом, сообразителен  и проницателен. Поток мыслей течет  легко, связно и естественно. Не беглое письмо на вид корявое, противоречивое, течет не гладко и не гармонично. В таком письме присутствуют неожиданные  остановки, корявости и дрожание линий. Ход письма как будто повторяет  течение мыслей человека. Автор такого письма медленно мыслит, осторожничает, сомневается при принятии решений, внезапно останавливается, делает попятные движения. Противоречивость письма выдает противоречивость в душе человека. Беглость письма оценивают на глаз без каких-либо приборов. Это никак  не измеряется и не оценивается при  помощи лупы. Кроме беглости, существует еще и понятие скорости почерка, которая уже поддается количественной оценке и измеряется с помощью  набора признаков.

Скорость  почерка

Каждый человек пишет  со скоростью свойственной своей  индивидуальности. В графологической  науке найдены критерии, говорящие  о быстром и замедленном письме. Одни признаки почерка увеличивают  скорость, а другие – уменьшают.

Графологическое значение быстрого почерка в том, что человек  торопится жить, пытается как можно  быстрее “добраться до будущего”. Он непосрественныей, импульсивный и мотивированный на действия. В то же время автор быстрого почерка часто не управляет своими эмоциями и свободен в своих действиях. Автор медленного почерка в большей степени управляет своими порывами, эмоциональными импульсами. Он не допускает свободного следования своим эмоциям. Он  менее непосредственный и наиболее вероятно предпочтет окружающую среду, которая поддается управлению, где неожиданность и спонтанность редко встречаются.

Чешский графолог Роберт Содек внес большой вклад в графологию, особенно в области скорости. Он вычислял качество и тон движения письма и сравнивал с ритмом и внутренней деятельностью мозга. Он выполнил много интересных экспериментов и нашел, что высокие буквы, типа f, всегда пишутся быстрее, чем маленькие буквы, типа i. Поэтому  маленький почерк медленнее выполняется, чем крупный. Его эксперименты показали, что есть определенные особенности в почерке, которые увеличивают скорость письма. Он определил это через обнаружение общих знаменателей в письменной форме. Эти знаменатели включали диакритические 'i' точки и кресты в букве ‘t’, беглость письма, правый наклон, подъем опорной линии строки, связанное письмо, широкий почерк, отсутствие исправлений, живые окончания и сильные удары, отсутствие изменчивости.  Приведенная ниже таблица дает информацию о факторах скорости письма.

Следующее - особенности  письма могут быть выдвинуты на первый план при оценке скорости.

Характеристики для быстрого почерка

Характеристики для медленного почерка

Кривые линии - Любая кривая в почерке намного быстрее  пишется, чем  угол. Кривая линия учитывается как в округлости букв, как таковых, так и  в  соединительной форме между буквами: гирлянда или аркада.

Угловатые линии

Высокие Буквы – Вытянутые  буквы по вертикали пишутся быстрее, чем мелкие буквы. Высокая буква  требует меньше внимания при написании.

Низкие буквы требуют  большей концентрации внимания и  точности, увеличивая, тем самым, время  на её написание.

Правый Наклон - Этот наклон определенно легче для руки, поскольку  правое движение более естественно.

Левый наклон или вертикальный.

Чередующиеся тяжелые  и легкие штрихи (регулярное чередование)- чередование нажима в линиях связано  с чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Если есть чередование, то рука движется быстрее.

Отсутствие чередования  нажима, когда рука постоянно напряжена, замедляет скорость письма. Также  и нерегулярное, хаотичное чередование, не способствует быстрому письму.

Хорошие соединения и непрерывное  письмо - чем более плавно и связанно письмо, тем меньше трудоемкость письма, что также увеличивает скорость.

Раздельное письмо

Окончания букв и слов направлены вправо (прогрессивные линии) – правые направления текут более  естественно и очевидно более быстрые.

Регрессивные  линии – окончания букв и слов, направленные влево или вниз  вызывают затруднения в письме.

Широкое письмо – широкие  буквы и интервалы между букв и слов  свидетельство более легкого письма.

Узкое письмо. Чем более  узкие  буквы и горизонтальные интервалы, тем  больше контроля и медленнее письмо.

Гирлянда - это соединительная форма между буквами, которая  является более свободной, чем углы и аркады.

Углы и аркады требуют  больше контроля для выписывания.

Нить - это самая быстрая  соединительная форма. Слова в этом случае могут быть плохо читаемы  и различимы только в контексте.

Стандартная форма письма, сходная со школьной формой.

Точки над Ё отсутствуют.

Точки над Ё имеются – написание точек прерывает поток письма, что уменьшает скорость.

Отсутствуют исправления  и дополнения к буквам и штрихам.

Внесение исправлений  и добавочных штрихов также вредят скорости письма, поскольку автор  должен возвратиться к слову, чтобы что-то исправить или добавить.

Глава 3. Зоны Букв – Сферы Личности

В интерпретации почерка, рассмотрение трех зон - следующий самый  важный шаг, после определения Гештальта. Швейцарский основатель графологии Макс Пулвер определили зоны в 30-х годах 20-го века. Никто с тех пор не опроверг этого положения, и это стало неотъемлемой частью графологии.

Пространство буквы разделено  на три основные зоны: середина, верх и низ. Эти зоны должны быть сбалансированы, поскольку они описывают различные  области в жизни человека. Если одна из зон – разбалансирована, то есть слишком увеличена и ли уменьшена, то - автор направляет больше или меньше энергии на эту зону, вместо того, чтобы распределять  ее равномерно между всеми тремя.

 

Верхняя зона представлена буквами, имеющими середину и верх (b, d, f, h, k, l, и t). Верхняя зона представляет интеллектуальную и сознательную сферу интеллекта автора. Здесь графолог может 'видеть', как автор мыслит, какое у него воображение, гордость, этические положения, амбиции и духовность. Также многими графологами описывается как фрейдовское Суперэго, умственные способности. Понятия Фрейда вошли в психологию и графологию. Точки над i, перекладина в t – неотъемлемая часть верхней зоны и анализ этих знаков важен для определения духовной стороны человека. Верхняя зона иногда простирается более чем необходимо (выше "нормального" размера), и эту область называют стратосферой. Когда почерк смещается в эту область, устремления человека смещены в сферу фантазий, творческий потенциал реализуется в мечтах и иллюзиях. А также автору неподвластен логический контроль своих порывов.

Средняя зона сформирована главным образом строчными буквами: a, c, e, я, м, n, o, r, s, u, w, v, x, но все буквы алфавита так или иначе находятся в зоне середины, то есть они размещены полностью или частично в ней.

Средняя зона является местом реальности, каждодневной деятельности. Это - здесь и сейчас, немедленно, эмоциональное, практическое, так же как социальное выражение эго.

Нижняя зона - последняя  зона и создана буквами: f, g, j, p, q, y. Буква ‘f’ - единственная буква латиницы, которая располагается во всех трех зонах. Нижняя  зона - зона биологических потребностей. Здесь живут инстинкты, потребности,  физическая деятельность, сексуальные стремления и финансовые и/или материалистические интересы человека.

Эту зону, как вышеупомянутые два, можно также назвать следующим: тело, живот и ноги. Зона ниже нормальной нижней зоны называют глубиной, это  сфера фрейдовского подсознательного, царство амбиций и выживания. Здесь в подсознании лежат мощные силы, и они ищут выход в эротических фантазиях, антиобщественных действиях и регрессивных жестах.

Как упомянуто выше, зоны должны быть уравновешены, чтобы осуществить  баланс сфер в пределах индивидуальности. Есть нормативное соотношение размера  зон, которое должно соблюдаться, но не слишком строго, поскольку приветствуется легкое естественное разнообразие в  пределах личности.

Это соотношение такое: [1: 3: 2.5: 4.5], что означает [средняя зона: сумма средней и верхней зон: сумма средней и нижней зон: сумма  всех зон]. Или иначе [1:2:1.5:4.5], если рассматривать  отношение зон в чистом виде. Первый способ представления более удобен при измерениях конкретного почерка.

Рассмотрим пример. Первый вариант представления:[3:9:7,5:12,5]. Если принять среднюю зону 3 мм , тогда верхняя зона вместе со средней зоной будет 9 мм , нижняя зона вместе со средней зоной –7,5 мм, а в сумме высота всей буквы будет 12,5 мм. Иначе говоря, соотношение чистых зон без включения средней зоны будет:[1:2:1,5:4,5].

Это отношение - эталон, используемый графологами в анализе. Небольшие  отклонения можно игнорировать. При  измерениях конкретного почерка  всегда встречаются вариации размеров. Как относиться к этим вариациям? У графологов есть такое правило: если вариации настолько малы, что  заметны только с использованием лупы, то такие вариации игнорируются. Из всех измерений вычисляется среднее  значение, и размер считается постоянным. Однако если вариации становятся заметны  невооруженным глазом, то вычисленный  средний размер считается изменчивым и степень изменчивости следует  учитывать в итоговом анализе. 

Каждая зона должна быть измерена в относительных единицах и оценена степень постоянства-изменчивости зоны. Во всех странах дети учатся писать по некоторой эталонной прописи. В каждой стране прописи имеют  различия, например различия в наклонах, размере эталонного почерка, размеров отступов от края бумаги. Эти различия должны быть учтены   и приняты во внимание при анализе. Однако соотношение зон во всех странах одинаково и этот факт позволяет аналитику использовать его как универсальный закон.

Зоны отвечают различным  областям функционирования индивидуальности. Если есть несоответствие в любой  из зон (больший или меньший в  отношении) тогда, это особенность, достойная внимания. Примером преувеличения  была бы увеличенная средняя зона. Если девочка - подросток имеет эту  особенность тогда, это приемлемо  из-за самопричастности, естественной для подростков, особенно девочки. Однако если, это несоответствие присутствует в зрелой женщине или мужчине, то несоответствие должно быть проанализировано. До какой степени - этот зональный признак доминирует? Насколько он велик или мал? и т.д. Как оценивать эти доминирующие зоны? Ответ следует искать в соединении с другими группами признаков почерка.

Следующая особенность письма, которая достаточно важна, - беглость или скорость. Об этом поговорим  в следующей главе.

Информация о работе Графология