Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:16, реферат
Работа содержит основные положения групповой психотерапии.
В групповой терапии для пациента является вполне естественным получать пользу, наблюдая за лечением другого пациента со сходным сочетанием проблем, — этот феномен называется «замещающей» терапией, или терапией «наблюдения».
Даже если специфическое имитационное поведение вскоре прекращается, оно может помочь человеку «разморозиться», экспериментируя с новыми формами поведения. Дело в том, что для пациентов нормально примерять к себе при помощи терапии что-то от других людей и затем отбрасывать это как то, что вызывает болезнь. Этот процесс может иметь сильное терапевтическое воздействие и облегчать переход от понимания того, что мы несовершенны, к открытию того, какие мы есть на самом деле. [5, c. 45-47]
Б. Д. Карвасарский и соавторы выделяют механизм имитации как ведущий в лечебном действии групповой психотерапии, полагают, что суть психотерапевтического процесса, вызывающего в ходе воздействий и интеракций определенные положительные изменения у пациента, состоит в научении. [1, c. 73]
Переучивание является социальным процессом, оно может проходить в терапевтической ситуации с участием двух человек или группы. Данные.по психологии малых групп свидетельствуют, что группа является более эффективным инструментом, контекстом для научения и действия, чем ситуация и отношения в рамках диады. Присутствие других участников повышает уровень мотивации индивида при выполнении заданий и вовлечении в определенную активность; суждения и оценки группы точнее, чем у индивида, группа предоставляет большее число правильных решений, ее научение проходит быстрее, в ней больше возникает оригинальных замыслов, она с большей степенью риска принимает решения. [1, c. 74]
Интерперсональное влияние
Данный фактор является специфическим фактором групповой терапии. Межличностное общение играет решающую роль в жизни человека. Мы нуждаемся в том, чтобы быть рядом с другими людьми, — это биологическая потребность, а учитывая продолжительность периода его беспомощного детства, — это в равной мере необходимо для выживания. В процессе своего развития ребенок стремится к безопасности и поэтому старается проявлять те черты своего характера, которые встречают одобрение у значимых для него окружающих, и не делать того, что вызывает у них отрицательную реакцию. В конечном счете индивид развивает образ самого себя (самодинамизм), который определяется воспринимаемыми индивидом оценками. Можно сказать, что «я» человека собрано из отраженных оценок. Если человека унижают, как бывает в случае с нежеланным и нелюбимым ребенком или с ребенком, попавшим к приемным родителям, которым он не нужен, то это будет способствовать формированию в ребенке враждебных, унижающих оценок как в отношении других людей, так и к самому себе.
Таким образом, интерперсональное влияние проявляется в когнитивной плоскости. Под влиянием обратной связи (информация о том, как воспринимают меня другие люди и как они реагируют на мое поведение) других членов группы пациент корректирует свой образ Я, самооценку, Я-концепцию.
Но само по себе интеллектуальное прозрение недостаточно. Для изменений необходим коррективный эмоциональный опыт. Пациент, чтобы выздороветь, должен подвергнуться воздействию такого коррективного эмоционального опыта, который нейтрализовал бы травмирующее влияние переживания, имевшего место в прошлом.
Можно
сказать, что коррективный эмоциональный
опыт в групповой терапии может
иметь несколько составляющих:
1. Выражение сильных эмоций, которые направлены
на других, представляет риск для некоторых
пациентов.
2. Групповая поддержка, достаточная для
снятия фактора риска.
3. Проверка реальности, которая позволяет
пациенту исследовать инцидент при помощи
согласованной проверки со стороны остальных
членов группы.
4. Признание неприемлемости определенных
интерперсональных чувств и форм поведения
или неприемлемости избегания определенного
интерперсонального поведения.
5. Конечное усиление способности индивида
общаться с другими людьми легко, глубоко
и честно.
И наконец, изменения должны произойти на поведенческом уровне. Свободная интерактивная группа с несколькими структурными ограничениями становится со временем микрокосмом для ее участников. Через какое-то время пациенты начинают взаимодействовать с членами группы так же, как они взаимодействуют с другими людьми в своем окружении, чтобы создать в группе такой же межличностный универсум, к которому они привыкли. Другими словами, пациенты начинают проявлять свое дезадаптивное поведение в группе; им нет нужды описывать свою патологию — рано или поздно они выносят ее на всеобщее обозрение. И поскольку это произошло, группа предоставляет пациенту возможность изменить его дезадаптивные стереотипы поведения. [5, c. 47-59]
Групповая сплоченность
Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничества при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой психотерапии. Она рассматривается также как аналог психотерапевтических отношений между пациентом и психотерапевтом в процессе индивидуальной психотерапии. [2, c. 192]
То, насколько человек откроется группе, во многом зависит от степени принятия участниками друг друга. На суд окружающих выносится вопрос веры пациента в то, что он отвратителен, неприемлем или нелюбим. Его защищают правовые нормы группы, группа примет индивида безотносительно к его прошлой жизни, преступлениям, или неудачам в его социальной вселенной. Девиантные стили жизни, история проституции, сексуальных извращений, отвратительные преступные оскорбления — все может быть принято терапевтической группой, — это подкрепляется нормами, прежде установленными в группе. [5, c. 83]
Говоря о преимуществах
Катарсис
Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, враждебности или "недопустимые" побуждения находят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобождения. Пациенты переживают катарсис, поскольку осознают свое сходство с остальными и разделяют их глубинные переживания. Происходит отреагирование, очищение от тех эмоций, которые долгое время подавлялись. Но главная польза от катарсиса состоит в усилении сплоченности, которое происходит вследствие интенсивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопасности и понимания. Катарсис — это часть межличностных взаимоотношений, сильное выражение эмоций влечет за собой развитие сплоченность; члены групп, которые выражали друг другу сильные чувства, и добросовестно работали с этими чувствами, разовьют сильные взаимные связи. Открытое выражение аффекта, вне всякого сомнения, жизненно важно для группового терапевтического процесса. [5, c. 113-115]
Заключение
Задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы. [2, c. 191]
Попытаемся охарактеризовать изменения, проявляющиеся у участников, с учетом активности (как пациентов, так и психотерапевтов), происходящих в группе явлений и определим характеристики, влияющие на ход этих процессов. Их можно выразить следующим образом: получение большего объема знаний о себе и своих отношениях с окружающими, приобретение новых социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия, коррекция неадаптивных форм поведения, разрешение трудностей и проблем, нарушающих функционирование и обедняющих личность, ощущение счастья и удовлетворения от творческой жизни; способность принимать самостоятельные решения и совершать выбор с целью эффективного самоконтроля и управления своим поведением.
Механизмы, обусловливающие появление этих и многих других возможных изменений у пациентов, связаны с действием факторов, определяющих специфический характер лечебного воздействия, таких как удовлетворение потребностей больного путем оказания ему поддержки и помощи, эмоциональное отреагирование, а также явления, составляющие процесс научения. [1, c. 87]