Групповая психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в обществе, с самого рождения нас окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его многообразии и сложности, познают себя в общей картине окружающей действительности.

Содержание работы

Введение
1. Психокоррекционная группа
1.1 Понятие психокоррекционной группы…………………………………
1.2 Формирование группы (состав)…………………………………………
1.3 Роли………………………………………………………………………..
1.4 Нормы…………………………………………………………………….
1.5 Этика………………………………………………………………………
1.6 Групповой процесс………………………………………………………
2. Методе работы в группе
2.1 Т-группы…………………………………………………………………
2.2 Группы встреч…………………………………………………………...
2.3 Гештальт-терапия………………………………………………………..
2.4 Психодрама………………………………………………………………
2.5 Другие подходы к работе в группах…………………………………..
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Групповая психотерапия.docx

— 45.46 Кб (Скачать файл)

Для установления честных  и откровенных отношений типичными  нормами являются: самораскрытие, честность, открытость в выражении чувств.

По мнению Карвасарского (1985), каждый член группы обязан:

выполнять распорядок групповых  занятий;

- говорить в группе обо всём открыто и искренне, быть откровенным в конфликтах и выражении приязни;

- не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;

- помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;

отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и  товарищей по группе, конкретно и  по принципу здесь и теперь;

- выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.

В зависимости от целей  группы и формы групповых занятий  стиль поведения, отвечающий нормам, очень изменяется у разных членов групп. Ведь смысл установления правил поведения не догматичен, а направлен  на комфорт участников, естественно  проявляющих себя в групповых  взаимоотношениях.

Соблюдение норм зависит  от целого ряда обстоятельств, например - от группового статуса участника. При стремлении к повышению статуса  наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение не достигнуто. Как говорилось, участники  группы идентифицируют нормативное  поведение с наиболее успешными, активными и опытными участниками. Которые в свою очередь, достигнув  авторитета в группе, отклоняются  от менее важных правил, и такое  поведение не корректируется с помощью  отрицательной обратной связи. Кросби (1975) утверждает, что особо ценимые  члены группы получают своего рода "право на эксцентричность", которое  позволяет им действовать без  оглядки на второстепенные групповые  нормы. Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в  сплочённых и гармоничных группах. Курт Левин (1947) определил сплочённость как "тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе". Это ключевое понятие теории групповой  динамики, которое обеспечивает общий  контроль над взглядами и членами  и принятие групповых ценностных установок.

Конечно, определённая степень  соблюдения правил необходима, чтобы  поддерживать порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия. Например, в группе классического  психоанализа физические контакты, являющиеся нормой в группах телесной терапии, будут совсем не уместны. Такие аспекты  отношений тесно связаны с  понятием этики.

 

1.5 Этика

К наиболее общим этическим  проблемам участников внутригрупповой  работы относятся: осознанность согласия, свобода выбора и защищённость от психических и физических травм.

Важно, чтобы потенциальные  участники психокоррекционных групп понимали суть и значение опыта, который они могут получить. Вступая в группу, человек должен знать как можно больше о целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы. Свобода выбора подразумевает, что на протяжении всего курса занятий каждый член группы имеет полное право в любой момент отказаться от участия в происходящих процессах во избежание давления на него со стороны руководителя или других участников. Совсем не соответствует внутригрупповой этике физическое насилие, сексуальное домогательство и употребление наркотиков. Поэтому ещё одним базовым требованием является принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм.

Очевидно, что обеспечение  внутригрупповой этики первым делом  ложится на руководителя: он обязан информировать участников о всех проблемах, потенциально возникающих в психокоррекционной группе, заботиться о правах участников, соблюдать строгую конфиденциальность, а также обследовать контингент вступающих в группу лиц с целью отсева тех, кому групповая психотерапия не принесёт пользы, и лишь навредит групповому процессу.

 

1.6 Групповой процесс

Понятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено  Куртом Левиным в 1936 г. Центральная  идея этого понятия состоит в  том, что законы поведения людей  в малых группах следует искать в познании детерминирующих их социальных и психологических сил.

 

В дальнейшем это понятие  было разработано и другими терапевтами  относительно психокоррекционных групп. Кёльман (1936) рассматривает групповую психотерапию как "ситуацию социального влияния", а в групповом процессе выделяет три этапа: податливость, идентификацию, присвоение.

То есть члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию  психотерапевта и других участников группы, во-вторых, идентифицируются с  руководителем и друг с другом, в-третьих, присваивают себе групповой  опыт.

Психокоррекционная группа с момента её создания проходит несколько фаз развития. Большинство исследователей этого вопроса сходятся во мнении, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплочённости и эффективному решению проблем.

Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных  отношений Шутца (1958), согласно которой, участники на первых этапах участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии возникает чувство принадлежности к группе и установление адекватных связей со всеми участниками. Во второй стадии на первый план выступают потребность в контроле ситуации, негативизм. Появляется соперничество, стремление к независимости и лидерству. В третьей стадии доминирует потребность в привязанности. Участники стараются установить тесную эмоциональную связь, стремятся к сплочённости, открытости, близости и эмпатии.

В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную фазы групповой динамики (Слуцкий, Цапкин, 1985) В принципе, эта динамика не отличается от описанных Роджерсом, Кратохвилом и другими.

По мнению Ялома (1975), можно выделить десять лечебных факторов психотерапевтической группы.

1) Сплочённость. Это характеристика  степени связанности, единства  межличностных отношений в группе. Возрастание сплочённости способствует  усилению взаимодействия между  членами группы, интенсифицирует  процессы социального влияния,  повышает удовлетворённость каждого.

2) Внушение надежды. Вера  в успешность группового процеасса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие.

3) Обобщение. Люди склонны  считать свои жизненные проблемы, болезни уникальными. В процессе  группового развития они начинают  осознавать, что и другие имеют  подобные проблемы и болезни.  Эта идентификация собственных  переживаний имеет терапевтическое  воздействие.

4) Альтруизм. Поведение,  ориентированное на удовлетворение  чужих интересов без сознательного  учёта их выгоды для себя. Поведение,  направленное на оказание бескорыстной  помощи любому члену группы.

5) Предоставление информации. Имеется в виду информация  и рассуждения, необходимая члену  группы для самосознания и  самораскрытия.

6) Множественный перенос.  Любые трудности в области  общения и социальной адаптации,  будучи детерминированными событиями  настоящего и прошлого, обязательно  проявляются в групповом общении.  Эмоциональная привязанность пациента  к терапевту и другим членам  группы рассматривается, исследуется  и при необходимости подвергается  рациональной и реалистической  оценке.

7) Межличностное обучение. Группа служит испытательным  полигоном для исследования положительных  и отрицательных эмоциональных  реакций и апробирования новых  видов поведения. Члены группы  убеждаются в том, что могут открыто просить помощи и поддержки у других и бескорыстно помогать сами.

8) Развитие межличностных  умений. В группе все участники  совершенствуют своё умение общаться, используя для этого обратную  связь и ролевые игры.

9) Имитирующее поведение.  Обучение адекватному поведению  через наблюдение и имитацию  поведения других. В начале группового  процесса имитируется поведение  психотерапевта и одобренных  им участников, но постепенно  члены группы начинают экспериментировать, используя множество образцов  поведения, предлагаемых в группе  для поддержания.

10) Катарсис. Обсуждение в  группе скрытых или подавленных  потребностей, сосредоточение на  таких непроанализированных эмоциях,  как чувство вины или враждебности, ведут к самопониманию, самораскрытию и в конечном итоге - к облегчению.

 

2. Методе работы в группе

2.1 Т-группы

Развитию т-групп положили начало исследования Курта Левина, который был видной фигурой социальной психологии 30-х годов. Первая т-группа возникла случайно, когда в 1946 году был проведён семинар, посвящённый  вопросам внутригрупповых отношений. Он имел целью оказание помощи бизнесменам  и руководителям общественных организаций  в применении Закона о справедливом найме, который был принят незадолго  до этого в США. Эта встреча  оказалась очень интересной для  специалистов и рядовых участников, разногласия мнений, анализ собственных  впечатлений участников сделали  её полезным и эффективным методом  обучения. Левин был глубоко убеждён, что личность наиболее восприимчива к изменению своих взглядов и  установок именно в группе. Развитие групп тренинга положило начало групповому движению в психотерапии, стремительно развивающемуся и ставшему очень  популярным.

Лабораторный тренинг  предлагает широкий спектр методов  обучения, направленных на развитие навыков  межличностного взаимодействия или  на изучение процессов, происходящих в  малых группах. Некоторые т-группы, называемые группами развития сенситивности, могут ставить целью всестороннее развитие личности каждого участника.

Лежащие в основе работы т-группы ценностные установки включают приверженность научным принципам  дисциплин, изучающих поведение  людей и общество, демократичность (в противовес авторитарности) и  взаимопомощь. С деятельностью т-групп  связаны такие понятия, как обучающая  лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип "здесь и сейчас". В  определении обучения как лабораторного  процесса отражается тот факт, что  в т-группах обучение происходит в процессе новых форм поведения  в безопасной обстановке. Цикл "обучения тому, как учиться" включает самопрезентацию, обратную связь и экспериментирование. Суть обратной связи раскрывается на примере "окна Джогари" - одного из самых важных понятий в методологии т-групп.

Тренер т-группы доверяет самим членам группы совместную работу по исследованию взаимоотношений и  поведения. В т-группах участники  получают помощь в развитии специфических  коммуникационных навыков, таких как  описание поведения, передача чувств, активное слушание и конфронтация.

В исследованиях т-групп  можно выделить два направления: изучение самого процесса и оценка его конечной эффективности. Во втором направлении существует необходимость в долгосрочном отслеживании результатов, особенно тех, которые относятся к перенесению приобретённого в группе опыта на реальные жизненные условия. Т-группы способствовали популяризации психокоррекционных групп и психологических понятий. Интерес к т-группам отражает имеющиеся у большинства членов современного общества стремление к повышению уровня самосознания и развитию личности. С недавних пор т-группы стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей работе приемы, заимствованные из других подходов.

 

2.2 Группы встреч

Группы встреч - это ответвление  от т-групп. Представленные в многообразии своих форм, эти группы ориентированы  на создание общности между людьми и направлены на решение определённых задач. Наиболее известными подходами  к работе в группах встреч являются концепция "основной встречи" Карла  Роджерса и концепция "открытой встречи" Вильяма Шютца. Подход Роджерса на разработанной им теории центрированной на клиенте психотерапии, он направлен достижение аутентичности в отношениях с другими. В подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.

Основные понятия, которые  связаны с существующими представлениями  о психокоррекционной встрече, - это самораскрытие, самосознание, ответственность, внимание к чувствам и принципам "здесь и теперь". Самосознание подразумевает признание своих сильных и слабых сторон, а также сознание своего тела. Обычно в группах встреч подчёркивается ответственность их членов за собственное поведение. Относительно пределов ответственности руководителя группы единого мнения нет. Сосредоточенность на процессе "здесь и сейчас" предполагает, что главное для членов группы - это переживание текущего опыта, в противовес прошлому.

Ещё один важный теоретический  вопрос касается различий между психотерапией  и развитием личности. Психокоррекционные группы нацелены на развитие нормальной личности, на достаточно быстрое получение результата. Самораскрытие требуется не только от участников, но и от руководителя группы. Хотя всё это и идёт вразрез с установками традиционной психотерапии, в целом различия между развитием личности и психотерапией размыты. Повышение уровня самосознания, достижение радостного мировосприятия, а также развитие эмоционального потенциала являются общими задачами как для психически больных, так и для относительно здоровых лиц.

Существует множество  разнообразных активных приемов, с  помощью которых руководители групп встреч могут побуждать участников к налаживанию контактов друг с другом, создавать атмосферу взаимного доверия, исследовать конфликты членов группы и сопротивление, оказывать поддержку друг другу. В рамках групп встреч можно выделить несколько разновидностей, включая "марафонские" встречи и даже встречи, проводимые в обнажённом виде. Движение групп встреч получило чрезвычайную популярность, но критики отмечают, что оно лишено руководящих теоретических принципов, что в них не предусмотрен предварительный отбор участников и другое. Однако очевидно то, что эти последствия решающим образом зависят от личности руководителя группы и что участники с неустойчивой психикой и неадекватные в отношениях с другими могут получить психическую травму.

Информация о работе Групповая психотерапия