Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:01, реферат
Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в обществе, с самого рождения нас окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его многообразии и сложности, познают себя в общей картине окружающей действительности.
Введение
1. Психокоррекционная группа
1.1 Понятие психокоррекционной группы…………………………………
1.2 Формирование группы (состав)…………………………………………
1.3 Роли………………………………………………………………………..
1.4 Нормы…………………………………………………………………….
1.5 Этика………………………………………………………………………
1.6 Групповой процесс………………………………………………………
2. Методе работы в группе
2.1 Т-группы…………………………………………………………………
2.2 Группы встреч…………………………………………………………...
2.3 Гештальт-терапия………………………………………………………..
2.4 Психодрама………………………………………………………………
2.5 Другие подходы к работе в группах…………………………………..
Заключение
Литература
Для установления честных
и откровенных отношений
По мнению Карвасарского (1985), каждый член группы обязан:
выполнять распорядок групповых занятий;
- говорить в группе обо всём открыто и искренне, быть откровенным в конфликтах и выражении приязни;
- не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;
- помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;
отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу здесь и теперь;
- выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.
В зависимости от целей группы и формы групповых занятий стиль поведения, отвечающий нормам, очень изменяется у разных членов групп. Ведь смысл установления правил поведения не догматичен, а направлен на комфорт участников, естественно проявляющих себя в групповых взаимоотношениях.
Соблюдение норм зависит от целого ряда обстоятельств, например - от группового статуса участника. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение не достигнуто. Как говорилось, участники группы идентифицируют нормативное поведение с наиболее успешными, активными и опытными участниками. Которые в свою очередь, достигнув авторитета в группе, отклоняются от менее важных правил, и такое поведение не корректируется с помощью отрицательной обратной связи. Кросби (1975) утверждает, что особо ценимые члены группы получают своего рода "право на эксцентричность", которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в сплочённых и гармоничных группах. Курт Левин (1947) определил сплочённость как "тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе". Это ключевое понятие теории групповой динамики, которое обеспечивает общий контроль над взглядами и членами и принятие групповых ценностных установок.
Конечно, определённая степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия. Например, в группе классического психоанализа физические контакты, являющиеся нормой в группах телесной терапии, будут совсем не уместны. Такие аспекты отношений тесно связаны с понятием этики.
1.5 Этика
К наиболее общим этическим проблемам участников внутригрупповой работы относятся: осознанность согласия, свобода выбора и защищённость от психических и физических травм.
Важно, чтобы потенциальные участники психокоррекционных групп понимали суть и значение опыта, который они могут получить. Вступая в группу, человек должен знать как можно больше о целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы. Свобода выбора подразумевает, что на протяжении всего курса занятий каждый член группы имеет полное право в любой момент отказаться от участия в происходящих процессах во избежание давления на него со стороны руководителя или других участников. Совсем не соответствует внутригрупповой этике физическое насилие, сексуальное домогательство и употребление наркотиков. Поэтому ещё одним базовым требованием является принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм.
Очевидно, что обеспечение внутригрупповой этики первым делом ложится на руководителя: он обязан информировать участников о всех проблемах, потенциально возникающих в психокоррекционной группе, заботиться о правах участников, соблюдать строгую конфиденциальность, а также обследовать контингент вступающих в группу лиц с целью отсева тех, кому групповая психотерапия не принесёт пользы, и лишь навредит групповому процессу.
1.6 Групповой процесс
Понятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения людей в малых группах следует искать в познании детерминирующих их социальных и психологических сил.
В дальнейшем это понятие
было разработано и другими
То есть члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы, во-вторых, идентифицируются с руководителем и друг с другом, в-третьих, присваивают себе групповой опыт.
Психокоррекционная группа с момента её создания проходит несколько фаз развития. Большинство исследователей этого вопроса сходятся во мнении, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплочённости и эффективному решению проблем.
Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных отношений Шутца (1958), согласно которой, участники на первых этапах участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии возникает чувство принадлежности к группе и установление адекватных связей со всеми участниками. Во второй стадии на первый план выступают потребность в контроле ситуации, негативизм. Появляется соперничество, стремление к независимости и лидерству. В третьей стадии доминирует потребность в привязанности. Участники стараются установить тесную эмоциональную связь, стремятся к сплочённости, открытости, близости и эмпатии.
В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную фазы групповой динамики (Слуцкий, Цапкин, 1985) В принципе, эта динамика не отличается от описанных Роджерсом, Кратохвилом и другими.
По мнению Ялома (1975), можно выделить десять лечебных факторов психотерапевтической группы.
1) Сплочённость. Это характеристика
степени связанности, единства
межличностных отношений в
2) Внушение надежды. Вера в успешность группового процеасса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие.
3) Обобщение. Люди склонны
считать свои жизненные
4) Альтруизм. Поведение,
ориентированное на
5) Предоставление информации.
Имеется в виду информация
и рассуждения, необходимая
6) Множественный перенос.
Любые трудности в области
общения и социальной
7) Межличностное обучение.
Группа служит испытательным
полигоном для исследования
8) Развитие межличностных
умений. В группе все участники
совершенствуют своё умение
9) Имитирующее поведение.
Обучение адекватному
10) Катарсис. Обсуждение в
группе скрытых или
2. Методе работы в группе
2.1 Т-группы
Развитию т-групп положили начало исследования Курта Левина, который был видной фигурой социальной психологии 30-х годов. Первая т-группа возникла случайно, когда в 1946 году был проведён семинар, посвящённый вопросам внутригрупповых отношений. Он имел целью оказание помощи бизнесменам и руководителям общественных организаций в применении Закона о справедливом найме, который был принят незадолго до этого в США. Эта встреча оказалась очень интересной для специалистов и рядовых участников, разногласия мнений, анализ собственных впечатлений участников сделали её полезным и эффективным методом обучения. Левин был глубоко убеждён, что личность наиболее восприимчива к изменению своих взглядов и установок именно в группе. Развитие групп тренинга положило начало групповому движению в психотерапии, стремительно развивающемуся и ставшему очень популярным.
Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия или на изучение процессов, происходящих в малых группах. Некоторые т-группы, называемые группами развития сенситивности, могут ставить целью всестороннее развитие личности каждого участника.
Лежащие в основе работы т-группы ценностные установки включают приверженность научным принципам дисциплин, изучающих поведение людей и общество, демократичность (в противовес авторитарности) и взаимопомощь. С деятельностью т-групп связаны такие понятия, как обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип "здесь и сейчас". В определении обучения как лабораторного процесса отражается тот факт, что в т-группах обучение происходит в процессе новых форм поведения в безопасной обстановке. Цикл "обучения тому, как учиться" включает самопрезентацию, обратную связь и экспериментирование. Суть обратной связи раскрывается на примере "окна Джогари" - одного из самых важных понятий в методологии т-групп.
Тренер т-группы доверяет самим членам группы совместную работу по исследованию взаимоотношений и поведения. В т-группах участники получают помощь в развитии специфических коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств, активное слушание и конфронтация.
В исследованиях т-групп можно выделить два направления: изучение самого процесса и оценка его конечной эффективности. Во втором направлении существует необходимость в долгосрочном отслеживании результатов, особенно тех, которые относятся к перенесению приобретённого в группе опыта на реальные жизненные условия. Т-группы способствовали популяризации психокоррекционных групп и психологических понятий. Интерес к т-группам отражает имеющиеся у большинства членов современного общества стремление к повышению уровня самосознания и развитию личности. С недавних пор т-группы стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей работе приемы, заимствованные из других подходов.
2.2 Группы встреч
Группы встреч - это ответвление от т-групп. Представленные в многообразии своих форм, эти группы ориентированы на создание общности между людьми и направлены на решение определённых задач. Наиболее известными подходами к работе в группах встреч являются концепция "основной встречи" Карла Роджерса и концепция "открытой встречи" Вильяма Шютца. Подход Роджерса на разработанной им теории центрированной на клиенте психотерапии, он направлен достижение аутентичности в отношениях с другими. В подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.
Основные понятия, которые
связаны с существующими
Ещё один важный теоретический вопрос касается различий между психотерапией и развитием личности. Психокоррекционные группы нацелены на развитие нормальной личности, на достаточно быстрое получение результата. Самораскрытие требуется не только от участников, но и от руководителя группы. Хотя всё это и идёт вразрез с установками традиционной психотерапии, в целом различия между развитием личности и психотерапией размыты. Повышение уровня самосознания, достижение радостного мировосприятия, а также развитие эмоционального потенциала являются общими задачами как для психически больных, так и для относительно здоровых лиц.
Существует множество разнообразных активных приемов, с помощью которых руководители групп встреч могут побуждать участников к налаживанию контактов друг с другом, создавать атмосферу взаимного доверия, исследовать конфликты членов группы и сопротивление, оказывать поддержку друг другу. В рамках групп встреч можно выделить несколько разновидностей, включая "марафонские" встречи и даже встречи, проводимые в обнажённом виде. Движение групп встреч получило чрезвычайную популярность, но критики отмечают, что оно лишено руководящих теоретических принципов, что в них не предусмотрен предварительный отбор участников и другое. Однако очевидно то, что эти последствия решающим образом зависят от личности руководителя группы и что участники с неустойчивой психикой и неадекватные в отношениях с другими могут получить психическую травму.