Групповая психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в обществе, с самого рождения нас окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его многообразии и сложности, познают себя в общей картине окружающей действительности.

Содержание работы

Введение
1. Психокоррекционная группа
1.1 Понятие психокоррекционной группы…………………………………
1.2 Формирование группы (состав)…………………………………………
1.3 Роли………………………………………………………………………..
1.4 Нормы…………………………………………………………………….
1.5 Этика………………………………………………………………………
1.6 Групповой процесс………………………………………………………
2. Методе работы в группе
2.1 Т-группы…………………………………………………………………
2.2 Группы встреч…………………………………………………………...
2.3 Гештальт-терапия………………………………………………………..
2.4 Психодрама………………………………………………………………
2.5 Другие подходы к работе в группах…………………………………..
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Групповая психотерапия.docx

— 45.46 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Гештальт-терапия

Гештальт-терапия, разработанная Фрицем Пёрлзом, вобрала в себя его опыт психоаналитика, на который наложились влияния философии экзистенциализма, гештальт-психологии и работ Вильгельма Райха, посвящённых физиологическим механизмам реакций сопротивления. В настоящее время гештальт-группы известны своими активными руководителями, которые способствуют развитию самостоятельности и ответственности у участников.

Основными используемыми  в гештальт-группах понятиями являются: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Как показали исследования психологических механизмов восприятия, всё, что в данный момент представляет для человека наибольшую ценность, образует фигуру, которая выделяется в сознании на фоне других обстоятельств. В процессе естественной саморегуляции организма этот образованный фигурой и фоном гештальт постоянно меняется. Невротическое функционирование возникает, когда между внутренней и внешней зонами сознания вклинивается ещё средняя - зона фантазий. Понятие "полярности" используется при описании борьбы между крайними противоположностями, существующих в рамках одной личности, например, в случае конфликта между "нападающим" и "защищающимся". Функции защиты представляют собой неэффективные способы борьбы с угрозой и стрессами, они: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Зрелость описывается как способность человека выявить собственные ресурсы и принять ответственность за самого себя.

Главная задача гештальт-терапии - стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания своего "я" и продвижению к зрелости. По установившейся традиции, руководитель группы работает с добровольцем из числа участников, который находится на "горячем стуле". Другие члены группы оказывают этому добровольцу поддержку, идентифицируют себя с ним и активно участвуют в экспериментах, чтобы помочь ему в работе. В последнее время гештальт-терапевты стали в большей степени обращать внимание на групповые процессы. Методики и упражнения гештальт-терапии направлены на расширение осознания, интеграцию полярностей, побуждение участников к принятию ответственности за самих себя, усиление внимания к чувствам, анализ снов и фантазий, преодоление сопротивления.

Критики обвиняют приверженцев гештальт-терапии в том, что они поощряют у членов руководимых ими групп проявления эгоизма и формируют у них антиинтеллектуальные установки. Тем не менее гештальт-группы очень популярны и представляют собой ценную альтернативу традиционным методам работы в группах, ориентированным преимущественно на функции сознания.

 

2.4 Психодрама

Психодрама была разработана Якобом Морено, одним из основоположников группового движения в психотерапии, для того, чтобы исследовать проблемы, грёзы, страхи и фантазии человека с помощью драматических приёмов. Можно считать, что впервые эта техника стала применяться в Спонтанном театре, который Морено организовал в Вене. Он обнаружил, что драматический спектакль может оказывать психотерапевтическое влияние на актёров и что действия обладают преимуществом перед словами в тех случаях, когда надо добиться высокой результативности в исследовании чувств и формировании новых способов поведения и установок.

Первым основополагающим понятием психодрамы является ролевая игра. В отличие от того, что имеет место в театре, психодраматическое представление носит отчасти импровизационный характер, его участники активно экспериментируют с ролями. Вторым важным понятием является спонтанность. Концепция спонтанности была разработана Морено в ходе его наблюдений за детскими играми. Он рассматривал спонтанность как ключ к дверям, открывающим путь творчеству. Концепция "теле" возникло у Морено как реакция на психоаналитическое понятие переноса. Этот термин обозначает двухсторонние потоки эмоций, которыми обмениваются все участники психодрамы. Катарсис - это эмоциональная разрядка, происходящая в результате участия актёра в психодраме. Катарсис является важным шагом к конечному результату - достижению инсайта, или нового понимания проблемы.

Основные функциональные роли в психодраме - это: режиссёр (который действует как постановщик, терапевт и аналитик), протагонист, вспомогательное "я" и зрители. Занятия в группе психодрамы начинаются с разминки, переходят в стадию действия, когда протагонист разыгрывает свою сцену, и завершается заключительным обсуждением, в котором участвует вся группа. По ходу психодрамы режиссёр применяет специальные постановочные методы, включающие монолог, двойника, обмен ролями и зеркало. Психодрама существенно обогащает возможности психокоррекционных групп ролевыми играми, основанными на принципе "здесь и сейчас". Практические способы ведения групп в рамках психодрамы существенно различаются и применимы как в лечебных целях, так и в целях развития личности.

 

2.5 Другие подходы к работе в группах

Существует ещё множество  подходов к работе в психокоррекционных группах, различных по своей форме и содержанию. В настоящее время стали интенсивно развиваться подходы, ранее считавшиеся нетрадиционными, прогрессивными и малоизученными - растущая популярность групп танцевальной и арт-терапии, телесной терапии эффективно используются многими психотерапевтами вне зависимости от целей и формы работы в группах. Такие психотерапевтические подходы не дифференцируют своих участников по критерию психического здоровья: они подходят и для здоровых людей с целью высвободить свои зажатые эмоции через творчество, также - для людей с нарушениями психики, эти методы не только помогают реабилитировать их, но и дают глубокую почву для диагностики отклонений.

Арт-терапия и танцевальная терапия представляют собой специализированные методы работы в группах, требующие  соответствующеё подготовки. Оба они возникли на основе психоанализа и в прошлом применялись главным образом как вспомогательные методы в сочетании с вербальной психотерапией. Они позволяют обходить проблемы, которые возникают при недостатке у пациентов вербальных навыков, и преодолевать психологическую защиту. Руководители групп гуманистической направленности преодолели психоаналитическую ограниченность этих методов и вывели их применение за пределы больниц, распространив его на другие лечебные и образовательные учреждения.

Для арт-терапии фундаментальное  значение имеют спонтанное рисование  и лепка, а также психоаналитическая концепция сублимации. Изобразительное  искусство используется в группах  как средство достижения катарсиса, как средство для диагностики  и интерпретации психологических  состояний и как метод, с помощью  которого каждый член группы может  глубже осознавать своё тело и свои эмоции, что в конечном счёте способствует повышению самооценки.

Другим нестандартным  методом работы в группе является телесная терапия. Этот подход основывается признании существования тесной связи между психическими и физиологическими процессами, в частности на признании того, что личностные характеристики проявляются в позах, жестах и движениях. Популярность телесной терапии является реакцией на ограниченность чисто вербальных и когнитивных психотерапевтических методов. Большой вклад в развитие этой области внёс Вильгельм Райх, а также Александр Лоуэн, разработавший биоэнергетический подход. Многие из тех, кто внёс свой вклад в развитие телесной терапии, не являлись психотерапевтами по образованию, скорее им приходилось иметь дело с соматическими и физиологическими процессами. Приверженцы телесной терапии используют такие понятия, как энергия, мышечная броня и заземление. В телесной терапии важную роль играют представления о катарсисе, поскольку предполагается, что внимание к телесным ощущениям и манипуляции с телом могут приводить к высвобождению эмоций и к инсайту, которые сопровождаются изменениями в поведении.

Танцевальная терапия  приобрела свою популярность благодаря  таким новаторам, как Мериэн Чейс, в годы реабилитации ветеранов Второй мировой войны. В основе танцевальной терапии лежит изучение отношений между психическими и физическими процессами и последующая модификация этих отношений посредством спонтанной двигательной активности. Руководитель группы побуждает участников к движению, и это приводит к тому, что каждый из них начинает лучше осознавать своё тело и свои эмоции, что в конечном счёте способствует повышению самооценки.

Существует и множество  других методов работы в психотерапевтической группе, основное внимание которых  направлено на разнообразные процессы группового взаимодействия.

 

Заключение

Многолетний опыт мировой  психотерапии показывает, что групповые  сеансы дают значительные изменения  в установках и поведении людей, прошедших курс психокоррекции, тренинга и других видов занятий. Действительно, групповой процесс даёт людям не только возможность улучшать способы взаимодействия с другими и, как следствие, чувствовать себя реализованным в обществе, но и вовлекает каждого участника психотерапевтической группы в духовное развитие, самопознание и личностный рост. Ведь качество возникающих в группе близких отношений даёт ценную возможность быть естественными и принятыми, ощущать себя как часть общего, как незаменимую деталь механизма, понять своё место в жизни, и в то же время осознать свои индивидуальные особенности, разобраться в собственном внутреннем мире, узнавая его изнутри и снаружи.

Группа - репрезентативная модель всего человеческого общества, но немаловажно, что в обстановке безопасности и доверия группа является оазисом  истинных отношений в пустыне  пустых взаимодействий повседневности, островком открытости в океане непонимания  и лжи, сообществом морального нудизма  в театре людей-масок. Быть актёром  в жизни, где тёмная сторона личности режиссирует каждый жест марионетки, чревато для человека серьёзными проблемами в психическом здоровье, задержкой в интеллектуальном и  творческом развитии.

Важно, чтобы люди могли  посещать группы, действительно способствующие самораскрытию и получению знаний о себе и взаимоотношениях с другими, принимать участие в созидательном  для всех индивидов процессе, улучшая  своё личное психическое состояние. Безусловно, эффективность групповой  психотерапии зависит от индивидуального  настроя на работу в группе, а  эта работа напрямую связана с  квалификацией и умениями терапевта.

Групповая психотерапия практикуется в нашей стране лишь недавно - немногие люди готовы вступить в такие искренние  отношения, имеющие корректирующий эффект на психику и мировоззрение, которые устанавливаются в группах. Большую редкость представляют у  нас и грамотные психотерапевты, способные вести групповой процесс  с наибольшей эффективностью для  всех участников. Обучение группового терапевта - важнейший вопрос, которому хочется уделить особое внимание.

Ялом выделяет четыре главных  компонента, являющиеся неотъемлемыми  и исчерпывающими в программе  обучения любого клинициста. Студенту - будущему групповому терапевту будут  полезными:

1. Наблюдение за работой  опытных групповых психотерапевтов,  то есть посещение ведомой  им группы или совместное руководство;

2. Ведение первых групп  под наблюдением опытного клинициста  в качестве супервизора;

3. Личный опыт групповой  работы - особенно на первых этапах  обучения может быть хорошим  практическим закреплением теоретических  знаний о групповых процессах;

4. Личная психотерапевтическая (или самоисследовательская) работа, подразумевающая тщательный разбор своих чувств и фантазий, проработку собственных личностных качеств, исследование внутреннего мира личности и её психического состояния.

Безусловным условием проведения терапевтом успешной работы является его чуткое отношение к участникам группы и его способности контролировать собственные эмоции, направлять групповой  процесс в правильное русло, совмещая различные методики и подходы к работе в группах.

 

Литература

 

1. Рудестам К. "Групповая психотерапия". - Спб.: Питер, 2001

2. Ялом И. "Групповая  психотерапия: теория и практика". - М.: Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005

3. Под редакцией Карвасарского Б.Д. "Психотерапевтическая энциклопедия.2-ое издание, переработанное и дополненное". - Спб.: Питер, 2001

4. Роджерс К. "Взгляд на психотерапию. Становление человека". - М.: издательская группа "Прогресс", 1994

5. Роджерс К. "О групповой психотерапии". - М.: Гиль-Эстель, 1993

6. Коттлер Дж., Браун Р. "Психотерапевтическое консультирование.4-ое международное издание" - Спб.: Питер, 2001

7. Кондрашенко В.Т., "Общая  психология", М.: Высшая школа, 1999

8. Под редакцией Копытина  В. "Хрестоматия по психологии", Спб.: Питер, 2001


Информация о работе Групповая психотерапия