Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 02:32, реферат
Гуманистическая психология направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму.
Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах.
Введение[2]
1) Основные принципы гуманистической психологии.[2-4]
2)Мотивация: иерархия потребностей[4-6]
3)Гуманистическая психотерапия[6-10]
4)Основные представители гуманистической психологии[10-15]
Заключение[15]
2)Мотивация: иерархия
потребностей
Маслоу полагал, что люди мотивированы
для поиска личных целей, и это делает
их жизнь значительной и осмысленной.
Действительно, мотивационные процессы
являются сердцевиной гуманистической
теории личности. Маслоу описал человека
как «желающее существо» , который редко
достигает состояния полного, завершенного
удовлетворения. Полное отсутствие желаний
и потребностей, когда (и если) оно существует,
в лучшем случае недолговечно. Если одна
потребность удовлетворена, другая всплывает
на поверхность и направляет внимание
и усилия человека. Когда человек удовлетворяет
ее, еще одна шумно требует удовлетворения.
Жизнь человека характеризуется тем, что
люди почти всегда чего-то желают.
Маслоу предположил, что все потребности
человека врожденные, или инстинктоидные,
и что они организованы в иерархическую
систему приоритета или доминирования.
На рисунке 1 в Приложении 1 схематически
представлена эта концепция иерархии
потребностей в мотивации человека. Потребности
в порядке их очередности:
- физиологические потребности;
- потребности безопасности и защиты;
- потребности принадлежности и любви;
- потребности самоуважения;
- потребности самоактуализации, или потребности
личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение, что
доминирующие потребности, расположенные
внизу, должны быть более или менее удовлетворены
до того, как человек может осознать наличие
и быть мотивированным потребностями,
расположенными вверху. Следовательно,
потребности одного типа должны быть удовлетворены
полностью прежде, чем другая, расположенная
выше, потребность проявится и станет
действующей. Удовлетворение потребностей,
расположенных внизу иерархии, делает
возможным осознание потребностей, расположенных
выше в иерархии, и их участие в мотивации.
Таким образом, физиологические потребности
должны быть в достаточной степени удовлетворены
прежде, чем возникнут потребности безопасности;
физиологические потребности и потребности
безопасности и защиты должны быть удовлетворены
до некоторой степени прежде, чем возникнут
и будут требовать удовлетворения потребности
принадлежности и любви. По Маслоу, это
последовательное расположение основных
нужд в иерархии является главным принципом,
лежащим в основе организации мотивации
человека. Он исходил из того, что иерархия
потребностей распространяется на всех
людей и что чем выше человек может подняться
в этой иерархии, тем большую индивидуальность,
человеческие качества и психическое
здоровье он демонстрирует.
Маслоу допускал, что могут быть исключения
из этого иерархического расположения
мотивов. Он признавал, что какие-то творческие
люди могут развивать и выражать свой
талант, несмотря на серьезные трудности
и социальные проблемы. Также есть люди,
чьи ценности и идеалы настолько сильны,
что они готовы скорее переносить голод
и жажду или даже умереть, чем отказаться
от них. Наконец, Маслоу предполагал, что
некоторые люди могут создавать собственную
иерархию потребностей благодаря особенностям
своей биографии. Например, люди могут
отдавать больший приоритет потребностям
уважения, а не потребностям любви и принадлежности.
Таких людей больше интересует престиж
и продвижение по службе, а не интимные
отношения или семья. В целом, однако, чем
ниже расположена потребность в иерархии,
тем она сильнее и приоритетнее.
Иерархию потребностей по Маслоу :
Физиологические потребности непосредственно
касаются биологического выживания человека
и должны быть удовлетворены на каком-то
минимальном уровне прежде, чем любые
потребности более высокого уровня станут
актуальными, т.е. человек, которому не
удается удовлетворить эти основные потребности,
достаточно долго не будет заинтересован
в потребностях, занимающих высшие уровни
иерархии, поскольку она очень быстро
становится настолько доминирующей, что
все другие потребности исчезают или отходят
на задний план.
Потребности безопасности и защиты. Сюда
включены следующие потребности: потребности
в организации, стабильности, в законе
и порядке, в предсказуемости событий
и в свободе от таких угрожающих сил, как
болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти
потребности отражают заинтересованность
в долговременном выживании.
Потребности принадлежности и любви. На
этом уровне люди стремятся установить
отношения привязанности с другими в своей
семье или в группе. Маслоу определил два
вида любви у взрослых: дефицитарная или
Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая
основана на дефицитарной потребности
- это любовь, исходящая из стремления
получить то, чего нам не хватает, скажем,
самоуважения, секс или общество кого-то,
с кем мы не чувствуем себя одинокими.
Это эгоистичная любовь, которая берет,
а не дает. Б-любовь, наоборот, основана
на осознании человеческой ценности другого,
без какого-либо желания изменить или
использовать его.
Потребности самоуважения. Когда наша
потребность любить других и быть ими
любимыми достаточно удовлетворена, степень
ее влияния на поведение уменьшается,
открывая дорогу потребностям самоуважения.
Маслоу разделил их на два типа: самоуважение
и уважение другими . Первый включает такие
понятия, как компетентность, уверенность
независимость и свобода. Уважение другими
включает в себя такие понятия, как престиж,
признание, репутация, статус, оценка и
приятие.
Удовлетворение потребностей самоуважения
порождает чувство уверенности, достоинство
и осознание того, что вы полезны и необходимы.
Потребности самоактуализации. Маслоу
охарактеризовал самоактуализацию как
желание человека стать тем, кем он может
быть. Человек, достигший этого высшего
уровня, добивается полного использования
своих талантов, способностей и потенциала
личности, т.е. самоактуализироваться
- значит стать тем человеком, которым
мы можем стать, достичь вершины нашего
потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация
очень редка, т.к. многие люди просто не
видят своего потенциала, либо не знают
о его существовании, либо не понимают
пользы самосовершенствования. Они склонны
сомневаться и даже бояться своих способностей,
тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации.
Это явление Маслоу назвал комплексом
Ионы. Так же тормозное влияние на процесс
самоактуализации оказывает социализация.
Ключевым моментом в концепции иерархии
потребностей Маслоу является то, что
потребности никогда не бывают, удовлетворены
по принципу «все или ничего». Потребности
частично совпадают, и человек одновременно
может быть мотивирован на двух и более
уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение,
что средний человек удовлетворяет свои
потребности примерно в следующей степени:
85 % - физиологические, 70 % - безопасность
и защита, 50 % - любовь и принадлежность,
40 % - самоуважение и 10 % - самоактуализация.
К тому же потребности, появляющиеся в
иерархии, возникают постепенно. Люди
не просто удовлетворяют одну потребность
за другой, но одновременно частично удовлетворяют
и частично не удовлетворяют их. Следует
также отметить, что неважно, насколько
высоко продвинулся человек в иерархии
потребностей: если потребности более
низкого уровня перестанут удовлетворяться,
человек вернется на данный уровень и
останется там, пока эти потребности не
будут в достаточной мере удовлетворены.
Таким образом, с одной стороны -- индивидуальные
потребности, с другой -- условия и ситуация
определяют, какие потребности будут доминировать.
Следует отметить, что, несмотря на широкую
известность и признание концепции Маслоу,
теория не получила достаточной экспериментальной
валидизации. Ряд исследований подтвердил
доминирование базовых потребностей над
потребностями других уровней, однако
подтвердить очередность удовлетворения
потребностей, предложенную Маслоу, не
удалось. Наибольшие сложности возникли
при экспериментальной проверке потребности
в самоактуализации, которую сложно определить
операционально и четко отделить от потребностей,
близких по содержанию.
Эксперименты показали, что относительная
важность потребностей индивида чрезвычайно
динамична во времени. Очень часто даже
по мере незначительного удовлетворения
одной потребности происходит актуализация
другой. Поэтому недостаточная обоснованность
гипотезы Маслоу о последовательном доминировании
отдельных потребностей очевидна.
Скорее поведение человека в любой момент
детерминировано набором потребностей.
Порой эти потребности вполне совместимы
и могут быть удовлетворены совместно,
но часто такая совместимость отсутствует,
и тогда в потребностной сфере возникает
конфликт, который индивиду приходится
решать, отдавая предпочтение одной потребности
и игнорируя другую. Примером такого конфликта
может служить организационная ситуация,
в которой перед сотрудником стоит дилемма
-- или «пахать» изо всех дел, зарабатывая
больше других и тем самым, удовлетворяя
многие из потребностей, или прослыть
выскочкой и испортить свои отношения
с коллегами, тем самым, поставив под угрозу
удовлетворение своих социальных потребностей.
Основным вкладом теории Маслоу, несомненно,
является демонстрация того, что в каждый
момент времени поведение человека детерминировано
какими-либо доминирующими потребностями.
Ни одна организация не может рассчитывать
на повышение мотивации своих сотрудников,
на их удовлетворенность трудом, и соответственно
на их большую активность и эффективность,
если руководство не имеет представления
о том, какие потребности в данный момент
актуальны как для рабочих групп, так и
отдельных сотрудников.
Если сотрудники больше всего обеспокоены
сохранением своих рабочих мест или считают
каждую копейку, мечтая «дотянуть» до
следующей зарплаты, их потребности в
признании или самоактуализации будут
минимальными, и любые усилия организации,
прямо не связанные с доминирующими потребностями,
окажутся бесполезными. В то же время для
организаций, обеспечивающих своих сотрудников
высокими заработками и способных в значительной
степени гарантировать их занятость, меры
руководства, направленные на еще большее
удовлетворение этих потребностей, не
окажут сильного влияния на мотивацию
персонала. Программы усиления мотивации
сотрудников должны быть достаточно гибкими,
чтобы учитывать индивидуальные различия
и динамику изменения приоритетов в сфере
потребностей.
3)Гуманистическая
психотерапия.
Психотерапия Карла Роджерса
(1902-1987)
Пример (притча).
Например, до сих пор наша педагогика в основном исповедует модель обучения как процесса «накачивания» ученика знаниями (модель пустого сосуда), в то время как более эффективным и гуманистичным было бы помочь ему в развитии самостоятельного мышления и творчества (модель растущего растения, которому надо создать соответствующие условия для роста). Поэтому наша педагогика во многом и теперь остается директивной, нормативной и авторитарной.
Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако, есть актуальный жизненный опыт (например, поведение в тех и ли иных ситуациях и его результаты), которыйможет противоречить сложившейся Я-концепции. В этом случае возникаетнеконгруэнтность (т. е. несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом, которая может быть разрешена либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом, но для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы человек сумел принять себя таковым какой он есть, не отвергая и не искажая данные актуального опыта. В этом случае пробуждаются силы самоизменения и самоисцеления и вмешательство или коррекция со стороны терапевта не требуется.
Пример.
Роджерс убежден, что тенденция к здоровью
усиливается благодаря межличностным
отношениям, в которых один из со своим
самокорректирующим центром участников
достаточно свободен от неконгруэнтности,
чтобы позволять себе быть самим собой,
быть подлинным, а не исполнять роль терапевта. Прин
Терапия