Гуманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 02:32, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму.
Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах.

Содержание работы

Введение[2]
1) Основные принципы гуманистической психологии.[2-4]
2)Мотивация: иерархия потребностей[4-6]
3)Гуманистическая психотерапия[6-10]
4)Основные представители гуманистической психологии[10-15]
Заключение[15]

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 54.65 Кб (Скачать файл)

 

 Пример.

На лекции в России К.Роджерс говорил примерно следующее: клиент сначала рассказывает что-то нехорошее о себе, я это принимаю, тогда он рассказывает что-то плохое, я это принимаю - он удивляется и рассказывает о себе еще более плохое, я принимаю и это как данность - он рассказывает о себе самое «ужасное» , когда я принимаю и это, он также принимает себя таким какой он есть и удивляется, что так долго мучился, хотя от «этого» так просто можно избавиться, что на самом деле он «хороший». После этого он действительно изменяется и удивляется тому, зачем он так долго ходил к терапевту.

 

 Терапевт должен удерживать сознавание позитивной сущности клиента. Он может быть откровенным с клиентом, но не скучать, не возбуждаться, не гневаться на определенные проявления личности последнего. Терапевт не дает советов и не интерпретирует, он только слушает и понимает, способствуя максимально полному выражению и самопониманию, а также принятию ответственности за свои проблемы на самого своя. Это отношение подобно отношению духовных учителей восточных традиций, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всей с одинаковым уважением и состраданием и никому не навязывают своих решений. К.Роджерс говорил, что в самой глубине человеческой души лежат самые замечательные и добрые чувства, что в отличие от психоанализа он убеждался, что в ходе терапии клиент приходит в итоге не к ужасным животным инстинктам, а к прекрасному духовному началу.

Терапевт, как и клиент, все время находится в процессе становления все более конгруэнтным самому себе, становления всеболее целостным и понимающим.

Роджерс перечисляет следующие характерные шаги терапевтической помощи:

- клиент  приходитза помощью;

- определяется  ситуация,

- поощряется  свободное выражение;

- советующий  пригашает и проясняет;

- происходит  постепенное выражение позитивных  чувств;

- обнаружение  позитивных импульсов;

- появление  инсайта (т.е. догадки, озарения),

- прояснение  выбора;

-позитивные действия;

- возрастание  инсайта;

- растет  независимость;

- уменьшается  потребность в помощи.

Этот предполагаемый ряд событий (происходящий не за один сеанс) показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта, но в результате "встал бы на свои ноги" и не нуждался в поддержке.

 

 Пример.

В 1987 году, незадолго перед смертью, К.Роджерс был в Советском Союзе, выступал с лекциями и мне посчастливилось присутствовать на одной из них. В конце лекции он продемонстрировал свою практическую работу и она произвела удивительное впечатление.

В качестве клиентки на сцену вышла женщина лет 40, хорошо знающая английский язык. Последнее было необходимо для более глубокого и непосредственного понимания ее К.Роджерсом, для аудитории диалог переводился.

Клиентка рассказывал о том, как она переживает за свою дочь, что та ничего не делает для успеха в жизни, как они ссорятся и она не может ни в чем ее убедить. Как она устала от домашней работы, но дочь ей не помогает и т.д. К.Роджерс внимательно слушал ее, не перебивая, когда она закончила, повисла долгая пауза. Когда пауза стала уже мучительной К.Роджерс повторил последнюю фразу женщины с вопросительной интонацией. Примерно так: «Ты сказала, что дочь приходит на кухню и вы зажигаетесь как спичка о коробок...» (Пауза). Женщина снова начинает рассказывать ту же самую историю почти теми же словами. Снова останавливается, снова повисает мучительная пауза. Снова К.Роджерс продолжает последней фразой. Все повторяется сначала...

Некоторые психологи, сидящие в зале не выдерживают, шумят, вскакивают, кричат, размахивая какими-то бумажками: «У меня есть восемь вариантов решения вашей проблемы!» К.Роджерс был очень удивлен и недоволен: «Мы же договорились - проблема принадлежит клиентке. Мы не должны вмешиваться и решать за нее.» Наконец зал утихает и он продолжает в том же духе.

Время лекции уже подошло к концу, но решения не было. Наконец К.Роджерс сказал: «А ты не пробовала никогда рассказать своей дочери о своих чувствах?» На клиентку как будто сошло озарение (инсайт): «Да, это уже крутилось в моей голове! Я ведь никогда не говорила с ней откровенно...» К.Роджерс сказал, что обычно не подсказывает, он ждет, когда клиент сам придет к решению. Клиентка призналась, что злилась на К.Роджерса вначале, поскольку ждала совета, а он не давал его.

Из зала спросили: «Почему вы так долго держите паузу?» Ответ был примерно такой: «Пауза принадлежит клиенту. Во время паузы происходит самое главное, в это время может придти решение, произойти инсайт. Я не вправе отнимать этот шанс у клиента.»

 

 Группы встреч (или энкаунтер-группы) во многом обязаны своим происхождением и развитием Карлу Роджерсу. В этих группах поддерживается климат психологической безопасности, принятия и понимания, характерный и для индивидуальной работы. Работа такой группы - сложный динамический процесс, проходящий ряд фаз.

Руководитель не направляет группу к какой-то заданной цели и не определяет кому, когда и о чем говорить, в этом выражается предложенный Роджерсомметод недирективного ведения группы.

Поэтому работа начинается с хождения "вокруг да около", ожидания, что скажут как себя вести, чего ожидать и т. д. Нарастает разочарование и даже агрессия на руководителя, по мере того, как группа обнаруживает, что она сама должна определить, что будет делать, Возникает первоначальное сопротивление личному выражению или изучению. Но руководитель не поощряет никакой иной деятельности, кроме самоизучения. Продолжая взаимодействовать, люди делятся прошлыми чувствами, связанными с теми, кого нет в группе. Когда люди начинают выражать чувства в настоящем и по отношению друг к другу, что является важнейшим условием подлинной психологической работы, чаще всего первые выражения негативны, Если негативные чувства нашли свое выражение, и при этом группа не распалась, начинает возникать личностно значимый материал, формироваться климат доверия. По мере того как все больше эмоциональных проявлений выходит на поверхность, в группе развивается исцеляющая способность.

Один из эффектов групповой обратной связи состоит в том, что участники группы могут принять самих себя, даже собственные неправильности, что ведет к началу изменений. По мере продолжения работы группы, у участников возникает неприятие по отношению к защитам. Группа требует, чтобы индивидуум был самим собой и не скрывал проявляющихся чувств. Парадоксально, но даже негативные чувства (страх, неприязнь и т. д.) вызывает вслед за собой выражение поддержки, позитивных чувств и чувство близости, что ведет к развитию безопасности и еще большему принятию себя и других.

 

 Пример (из книги К. Роджерса «О групповой психотерапии» - М., 1993,).

Арт рассказывает о своей «оболочке» и учится ее снятию и самопринятию.

Арт: Когда я в своей «оболочке», я...

Луис: В «оболочке»?

Арт: Да, и еще в какой!

Сузанн: И всегда так зажат?

Арт: Да, я уже привык к этой чертовой «оболочке», и даже сам не знаю, что там внутри. А здесь я чуть-чуть раскрылся. Я вообще всего два раза был самим собой - второй раз несколько минут назад. А так я почти всегда в «оболочке», захлопнусь там и все, а снаружи оставлю все только внешнее.

Посредник (психотерапевт - Н.Л.): А там, внутри, ты совсем один?

Арт: (плача) Совсем один. Сам прячусь и все свое тоже прячу, будто так безопаснее. И так все время, как за глухой стеной. А здесь, в группе, мне хочется снять эту «оболочку» и забросить ее подальше.

Луис: И правильно, видишь, уже можешь свободно говорить об этом.

Посредник: Да, это самое трудное - жить без «оболочки».

Арт: (все еще плача) Ну раз уж я могу говорить об этом, то наверное, смогу и жить, отбросив «оболочку». Но надо набраться сил: говорить и то трудно, а тем более жить без нее.

 

 Принципы гуманистической терапии поразительным образом совпадают с позицией древнекитайского мудреца Лао Цзы .

 

 «Если я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,

они сами заботятся о себе.

Если я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,

они ведут себя правильно сами.

Если я удерживаюсь от проповедования людям,

они сами улучшают себя.

Если я ничего не навязываю людям,

Они становятся собой.» 
4)Основные представители гуманистической психологии. 
Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы", – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы "Я концепцию" личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию "самоактуализации" – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Информация о работе Гуманистическая психология