Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:39, реферат
Акцентуация характера - это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций " "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности".
Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.
Необходимость
выявления акцентуаций
Акцентуация
характера - это явление динамическое,
зависимое во многом от
Данное
положение объясняет
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, сенситивный и критический. Согласно взглядам Л.С.Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период. Ст. Холл в силу парадоксальности, анбивалентности и ряда противоречий в настроении и поведении подростка по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". Действительно, ряд современных теорий сходится во мнении, что в детском возрасте характер еще не сформирован, видны лишь отдельные его черты. Чаще всего эти черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этому способствует как пубертатный кризис, так и отмеченная выше личностная нестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования, в том числе характер. Черты характера, представленные у разных людей, проявляются по-разному: у кого-то ярко, у кого-то слабо и эпизодически.
Об акцентуации характера говорят, когда отдельные черты чрезмерно усилены, "заострены". А.Е.Личко отделяет акцентуации характера от психопатии, определяя первые как "крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к др.". То есть при акцентуации характера, его особенности, в отличие от психопатии, могут проявляться не везде и не всегда, обнаруживаясь только в определенных условиях. При акцентуации социальная адаптация нарушается только при ударах по, так называемым, "места наименьшего сопротивления". И главное - особенности характера либо вообще не препятствуют адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.
А.Е.Личко отмечает, что каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов "слабые места", у каждого типа своя "ахиллесова пята". Так, для замкнутого, погруженного в свой внутренний мир мальчика (шизоидный характер) это необходимость быстро устанавливать неформальные отношения с малознакомыми людьми, вхождение в новый коллектив; одиночество он переносит легко. В то время как его сверстник с противоположными чертами характера: общительный, энергичный (гипертимный характер) - с легкостью входит в любую группу, но трудно переносит (проявляет слабую устойчивость) одиночество и жесткий режим.
Выделяют (Е.А.Личко, К.Леонгард) две степени выраженности акцентуации характера:
К.Леонгард описывал нормальную гармоничную личность в виде ровного колеса, "которое гладко катится по дорогам жизни". Все жизненные трудности у такой личности связаны с трудностями внешней ситуации, а не с самим собой (рис.А).
При скрытой акцентуации особенности, связанные с задатками или способностями, сглаживаются правильным воспитанием. В общении признаки акцентуации не выявляются, хотя сама личность испытывает определенные трудности. Признаки акцентуации могут проявиться при ослаблении компенсаторных механизмов (рис.Б).
При явной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых условиях, "когда "колесо" личности столкнется с дорогой жизни своим шипом" (рис.В).
При неблагополучной социальной ситуации может произойти полная деформация личности, трудноотличимая от психопатии - патохарактерологическое развитие (рис.Г).
Тотальная деформация личности, нарушающая ее социальную адаптацию - психопатия, представляется К.Леонгарду полностью искореженным колесом (рис.Д).
А.Е.Личко выделяет пять наиболее значимых феноменов в динамике акцентуации характера:
1.Трансформация типов
Существуют некоторые
2. Изменение характера наблюдаются не так уж часто. Обычно происходит усиление, развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях в явную под влиянием трудных ситуаций или психических травм, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного вида характера.
3.Возникновение на фоне явной акцентуации характера временных нарушений поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других неблагоприятных явлений. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен. Если травмирующая ситуация слишком тяжела или длительна, развивается затяжной невроз.
Наиболее частыми нарушениями
поведения в подростковом возрасте,
возникающими на фоне акцентуации характера
являются делинквентность (противоправное
поведение), алкоголизация, токсикомания,
наркомания, бродяжничество, суицидальное
поведение и др. Поскольку они
ситуативно обусловлены, быстрая смена
обстановки, как правило, устраняет
эти нарушения. Главное - не допустить
необратимых изменений и
так и специфически подростковые:
4.Усиление явной акцентуации характера и, как следствие, формирование приобретенных психопатий. Неразрешенные ситуации, длительная психическая травматизация, адресующаяся к месту наименьшего сопротивления, влекут к повторению психопатических реакций и перерастанию их в психопатическое развитие, поэтому подростков с явными акцентуациями характера считают "группой повышенного риска".
5.Данный вариант развития связан с благоприятным прогнозом. Большинство типов акцентуаций (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) оказываются наиболее выраженными именно в подростковом возрасте, не препятствуя все же удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода акцентуации могут сгладиться и компенсироваться. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми.
Разработчик понятия акцентуации - К.Леонгард в 1968 году выделил шесть типов темперамента:
и четыре типа акцентуированных личностей, которым свойственны:
Позже, в 1976 году она была несколько
видоизменена. К "старым" акцентуациям
личности он добавил шесть типов
темперамента (разделив циклотимный
на аффективно-лабильный и
А.Е.Личко в 1977 году опубликовал свою классификацию акцентуаций характера, разработанную специально для подросткового возраста. К классификации К.Леонгарда он добавил довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Дистимический и застревающий типы были исключены, так как в подростковом возрасте они практически не встречаются.
Таким образом, классификация типов
акцентуаций характера в
К тому же А.Е.Личко выделяет группу смешанных типов акцентуации характера (гипертимно-конформный и т.д.).
Как отмечалось выше, подросток с явной акцентуацией, с одной стороны, избирательно чувствителен к пагубным влияниям среды, психическим травмам, а с другой стороны, в ответ на эти воздействия он дает специфическую реакцию, соответствующую его характеру. Соответственно, при различного типа акцентуациях возникают разные проблемы: у одних - ранняя алкоголизация, у других - опасность суицида и т.д. Тип акцентуации определяет и межличностные отношения. Поэтому, для избежания нежелательных последствий (усиления акцентуированных черт до психопатического уровня, побегов из дома, попыток самоубийства, противоправного поведения и т.д.), мы считаем наиболее эффективным рассмотрение типов акцентуации личности (по данным А.Е.Личко) в свете подростковых проблем, свойственных каждому конкретному типу.
Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства общительны, болтливы, шумливы. В школе оказываются не дисциплинированными, неусидчивыми, поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно.
В подростковом возрасте их главной
чертой становится приподнятое настроение:
оптимизм в сочетании с кипучей
энергией. В компаниях - это лидеры,
"заводилы". У них есть неудержимый
интерес ко всему новому - людям,
местам, занятиям. Но существует и оборотная
сторона этих привлекательных качеств.
С энтузиазмом включаясь в
новое дело, они не доводят его
до конца, постоянно меняют увлечения,
не в состоянии выполнить работу,
требующую тщательности, аккуратности.
Легко общаясь с разными