Характер и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:58, доклад

Описание работы

Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Общее представление о памяти - Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 282.46 Кб (Скачать файл)

 

Условия эффективности произвольного запоминания -  Осмысленное (смысловое) запоминание основано ни понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними апатиями.  
Иными словами, механическое запоминание основано на простом повторении — перечитывании учебного материала в расчете на то, что он в конце концов запомнится; осмысленное же запоминание основано на понимании.  
К механическому запоминанию учащиеся прибегают, во-первых, тогда, когда они не могут понять или ленятся понять смысл изучаемого материала, и, во-вторых, тогда, когда учитель требует знать все точно так, как написано в учебнике. Если учитель систематически требует только дословных ответов, то у школьников воспитывается механический способ усвоения материала. И наоборот, если учитель задает много вопросов по содержанию, заставляет школьников размышлять, отвечая урок, то и учащиеся стараются запоминать учебный материал осмысленно, размышляя в процессе его заучивания.  
Механическое запоминание материала обычно приводит к формальному усвоению знаний. Кроме того, механическое запоминание неэкономно, оно требует значительно больше времени, чем запоминание смысловое, к тому же и забывается механически заученный материал гораздо быстрее. Опыты психологов показали, например, что для механического запоминания 36 бессмысленных слогов потребовалось в среднем 55 повторений, а для запоминания того же количества связанных по смыслу слов — всего 6 повторений. Бессмысленные слоги, заученные механически, через 8 часов забываются наполовину, а половина слов, которые запоминались осмысленно, стирается из памяти лишь спустя 3 месяца.  Напрашивается вывод, что механическое запоминание вам вообще не нужно, поскольку оно так неэффективно. Однако это неверно. Далеко не всегда можно прибегать к осмысленному запоминанию. Ну, какой внутренний смысл в том, что человек живет на такой-то улице? Какая логическая связь между образом человека и его фамилией? А как запомнить значение иностранных слов? Поэтому механическое запоминание необходимо при запоминании адресов, фамилий, географических названий, иностранных слов, хронологических дат, исключений из орфографических правил, специальных терминов. И стихотворение нельзя запомнить только путем осмысливания его содержания, не повторив его несколько раз. Вообще механическое запоминание в разумном сочетании с осмысленным запоминанием полезно. Важно обстоятельно разобраться, додумать и вывести правило, определение, а потом уж заучить точную формулировку; хорошо разобраться в исторических фактах, а затем дополнительно выучить хронологические даты. Поскольку осмысленное запоминание несравненно эффективнее механического, возникает вопрос, нельзя ли искусственно осмыслить материал, не поддающийся естественному осмысливанию. Такие приемы искусственного осмысливания существуют и называются мнемоническими приемами. Например, запомнив осмысленную фразу: «Что я знаю о кругах» — и сосчитав число букв в каждом слове этой фразы, мы запомним значение числа «пи» (отношение окружности к диаметру) — 3,1416. Даты рождения и смерти М. Ю. Лермонтова (1814—1841) легче запомнить, если обратить внимание на то, что две последние цифры поменялись местами. Однако преувеличивать значение мнемонических приемов не следует. Возможности их ограничены, да и установление и заучивание искусственных и формальных связей порой требует большего времени, нежели простое механическое запоминание материала.  
Условия успешного заучивания. Для успешного запоминания большое значение имеет установка на запоминание, когда человек ставит перед собой специальную задачу: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Наличие такой установки очень важно. В одном из психологических экспериментов испытуемому предложили читать небольшой текст, но не сказали, что он должен запомнить его. Оказалось, что даже после 30 прочтений испытуемый не сумел воспроизвести его сколько-нибудь точно. Когда же испытуемому предложили запомнить аналогичный текст, он запомнил его точно уже после пяти повторений. Имеет значение не только сама установка на запоминание, но и характер этой установки. Для прочного закрепления знаний существенна установка на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Двум группам учащихся было предложено заучить один и тот же материал за одно и то же время. Учащихся первой группы предупредили, что проверять их будут через день, а другой — через неделю. Однако проверили обе группы через две недели. Результаты опроса показали, что гораздо лучше помнили материал учащиеся второй группы. Итак, если школьник, студент запоминает материал только для того, чтобы завтра ответить учителю или сдать зачет, экзамен, то этот материал будет вскоре забыт. И наоборот, материал будет долго храниться в памяти, если ученик запоминал его, осознав, что этот материал важен, пригодится в жизни и его надо запомнить прочно и надолго. Конечно, психологический смысл установки не в том, что человек просто отдает себе внутренний приказ запомнить надолго. Дело в том, что такого рода второсигнальная стимуляция создает оптимальный очаг возбуждения, человек работает более активно и напряженно, глубже осмысливает материал, устанавливает в нем системные связи. В этой связи учитель должен определять, что именно школьник должен запомнить дословно, а что воспроизводить своими словами, что должен хранить в памяти постоянно, а с чем должен просто познакомиться, не стараясь запомнить. Учитель по этим вопросам должен иметь точное и определенное мнение касательно каждого раздела школьной программы. Не следует поощрять запоминания того, что не нужно запоминать. Преждевременная постановка специальной задачи на запоминание нередко отрицательно сказывается на понимании. Поэтому иногда учитель говорит школьникам: «Сначала поймите, разберитесь, не стараясь во что бы то ни стало "Сразу запомнить». Успешность запоминания прямо зависит от активности ученика и самостоятельности его деятельности. Запоминаемый материал должен быть объектом деятельности школьника. Чем активнее ученик работает с материалом, тем лучше он его запоминает. Активная, содержательная работа над материалом в ряде случаев и при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному усвоению материала. Материал запоминается путем организации действий с ним. Например, установлено, что ученик гораздо лучше запоминает математические формулы или грамматические правила в процессе их применения, нежели в результате специального заучивания вне деятельности с ними.  
Но оптимальным в большинстве случаев является сочетание активной деятельности с установкой на прочное запоминание. В психологии разработан ряд приемов, облегчающих осмысленное запоминание изучаемого материала. Один из приемов, способствующих осмысленному запоминанию,— смысловая группировка материала. Под смысловой группировкой следует понимать разбивку, членение материала на части с выделением главного и существенного в каждой части. Смысловая группировка материала требует активной мыслительной работы, которая должна начинаться с установления того, что главное и существенное в содержании изучаемого материала. После общего ознакомления с материалом его необходимо детально проанализировать и расчленить на смысловые группы или части. В каждой части надо найти и выделить смысловые опорные пункты, т. е. мысли, словесные выражения и образы, которые определяют основное существо данной части, и сформулировать эту суть устно или письменно в виде кратких заголовков к каждой части. Далее необходимо установить связи между выделенными частями и понять логическую последовательность их расположения. Мыслительная обработка должна завершаться составлением общего плана расположения учебного материала. При организации учебного процесса надо считаться с установленным психологами фактом тормозящего влияния (в отношении продуктивности запоминания) друг на друга сходных деятельностей, следующих одна за другой. (Это явление аналогично отмеченному выше явлению интерференции навыков.) Тормозящее влияние происходит в обоих направлениях: предыдущая деятельность отрицательно влияет на запоминание материала последующей деятельности, а последующая деятельность в свою очередь отрицательно влияет на сохранение в памяти материала предыдущей деятельности. Подчеркнем, что это происходит в том случае, если две сходные деятельности следуют друг за другом без перерыва и не имеют никаких общих элементов. В результате появляется утомление и снижение работоспособности клеток коры головного мозга, так как сходная деятельность означает работу тех же областей коры. Поэтому при составлении расписания уроков или организации домашней работы более рационально принять, например, такой порядок: математика — литература — физика — история, нежели порядок: история — литература — математика — физика (если нет реальной связи между материалом истории и литературы или математики и физики). В противном случае материал по литературе, например, будет запоминаться с большим трудом и в свою очередь будет тормозить сохранение материала по истории, «стирать» усвоенные знания; то же самое наблюдается и в отношении математики и физики. По этой же причине разумно заучивании не особенно трудного материала проводить перед сном, так как ночью человек не получает извне сильных впечатлений, которые могли бы затормозить, вытеснять, «стереть» усвоенное. Утром же, перед уроками, достаточно бегло просмотреть материал, и он прочно уляжется в памяти.  
Роль повторений при запоминании. Все, что хорошо понято, должно быть закреплено в памяти путем последующих повторений. Но организация повторений не такое простое дело, как может показаться. Как правильно повторять?  
Обычно не только дети, но и взрослые воспроизводят материал после многократных повторений, т. е. когда он почти выучен. Такой способ заучивания малоэффективен и требует много времени. Это доказано опытом. Двум группам учащихся предложили текст для запоминания. В одной группе текст должны были запомнить путем четырехкратного чтения подряд, в другой — путем двукратного чтения, чередующегося с воспроизведением, т. е. после первого чтения следовало воспроизведение, за ним опять чтение и снова воспроизведение. Оказалось, что более полным запоминание было при чередовании чтения и воспроизведения.  Последующая проверка показала, что материал, заучиваемый вторым способом, и сохраняется в памяти более полно и срочно, чем при первом способе. Так, через час у первой группы учащихся материал сохранился на 52, а у второй — на 75 процентов, а черев 10 дней — на 25 и 72 процента. Эффективность второго способа запоминания объясняется тем, что при воспроизведении испытуемые каждый раз устанавливали, что им еще не удалось запомнить, и поэтому при последующем повторении обращали особое внимание на эти части материала.  Итак, условие быстрого запоминания материала — чередование повторений и воспроизведение в процессе заучивания. Успех заучивания зависит не столько от количества повторений, сколько от того, как эти повторения распределены во времени. В практике заучивания существуют два способа повторений: концентрированное, т. е. сплошное, без перерыва, и распределенное во времени, с перерывом в несколько часов или даже через день. 

 

Представление о памяти в различных направлениях психологии - Различные направления психологии внесли свой вклад в понимание процессов памяти. Эти закономерности представлены в таблице.

Таблица. Закономерности работы памяти, выявленные в рамках различных направлений психологии. 
 
 
 
Особое внимание процессам памяти уделяет когнитивная психология, в центре интересов которой лежат все познавательные процессы. В когнитивной психологии память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека. При этом используется метафора «компьютера» – сложного устройства, предназначенного для обработки информации, и состоящего из ряда составных блоков (центрального процессора, блока оперативной и долговременной памяти и т. д.). Важнейшей задачей, стоящей перед психологами сегодня, является понимание того, как информация, полученная человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания. С точки зрения когнитивной психологии сенсорная информация сначала перерабатывается в периферических видах памяти, затем попадает в вербальную кратковременную память, где происходит предварительная обработка и сохранение информации о текущих событиях, дальше после детальной и последовательной обработки информации происходит долговременное запоминание, относительно больших объемов информации в течение достаточно длительного времени. Нужно сказать, что за последнее время когнитивная психология достигла определенных успехов в изучении процессов памяти, хотя не все виды памяти носят чисто информационный характер. Действительно, образная и словесно-логическая виды памяти относятся к сфере познавательных процессов, и здесь мы смело можем оперировать понятиями только когнитивных процессов. А вот память эмоциональная и двигательная может быть отнесена к эмоциональным и регуляционно-волевым процессам, и там нельзя все свести только к информационным потокам. Тем не менее, можно отметить, что распространение основных принципов теории информации на все уровни и виды процессов памяти, включая и психологический их уровень, не только возможно, но и оправданно, так как позволяет перейти от общих рассуждений к этапу моделирования работы памяти.

Аномалии  памяти - Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, быть врожденной или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания (травмы, инфекции, склероза мозговых сосудов и др.). 
Парамнезии (ложные узнавания) – особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомства» при встрече с незнакомыми объектами. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния сознания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «дежа вю». 
Другой аномалией памяти является амнезия (значительное снижение или отсутствие памяти). Различают несколько видов амнезий: ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая и т. д. Например, ретроградная амнезия заключается в забывании событий, непосредственно предшествовавших какому-то сильному воздействию на организм (удару, шоку), при сохранении памяти о более далеких событиях. 
Особый тип аномалий памяти является гипермнезия – обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями.

 

Формирование  и развитие памяти - Процесс развития памяти идет в нескольких направлениях.

 
 
Процессы, лежащие в основе развития памяти.

 

В развитии памяти в целом  можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей  по мере общественного прогресса  и ее постепенное улучшение у  отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества. Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес  П. П. Блонский, который высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. Он же высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества двигательный, аффективный, образный и логический виды памяти последовательно появлялись один за другим. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и тоже в такой же последовательности. Однако есть данные о том, что аффективная память может проявляться ранее двигательной. На это, в частности, указывают факты, свидетельствующие о весьма раннем эмоциональном отклике младенца па обращение матери. 
Другой российский психолог Л.  Н. Леонтьев в своих исследованиях показал, что непосредственное запоминание с. возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется определенной закономерности. Сначала они выступают в виде внешних действий (завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок и т. п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Как писал этот ученый, «переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».

 

Тренировка  памяти - Существует также множество правил, помогающих при запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию. 
Следует помнить, что запоминаются лучше всего те события, которые вызывают сильные эмоции или сопряжены с актуальными потребностями человека. Поэтому нужно стремиться связать запоминаемую информацию с имеющейся структурой потребностей и создавать во время запоминания положительный эмоциональный фон. 

Правила тренировки памяти

1. При запоминании желательно  использовать не один анализатор, а комплекс их (зрительный + слуховой), добавляя к этому комплексу логику. 
2. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков в тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поэтому прежде чем запоминать что-то, нужно ясно и четко представить себе и осознать данное явление. 
3. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию. 
4. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Поэтому объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

5. Повторение подряд заучиваемого  материала менее продуктивно  для его запоминания, чем распределение  таких повторений в течение  определенного периода времени. Первое повторение следует проводить не позже чем через несколько часов после первого восприятия информации, а следующее — не позже чем через 1-2 суток после первого запоминания.

6. Один из способов  запомнить факт — это ассоциировать  его с каким-либо другим фактом  или явлением. Ассоциация может  быть образной, логической или  эмоциональной. 
 
Чтобы запоминание было прочным, его следует осмыслить. Алгоритм осмысления может быть таким, как он представлен на рисунке. 
 
 
 
Рис. Алгоритм осмысления материала для его лучшего запоминания.

 

 

 

2 вопрос

Характер - В переводе с греческого «характер» — это «печать, чеканка, примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер — совокупность устойчивых черт личности, которая обусловливает типичные для индивида способы поведения.

Характер базируется на биологически обусловленных подструктурах личности и отражает общественные условия  и направленность воспитания. 
Характер проявляется в различных областях жизни человека: в трудовой деятельности, в общении, в привычках в отношении человека к другим людям и самому себе. Типичные для данного человека поступки называют характерными, а особенности таких типичных для данного человека поступков переносят на него в целом. Например, о человеке, совершившем несколько смелых поступков, говорят, что он смел, о человеке, который говорит преимущественно правду, говорят, что он честен или правдив, и т. д.

С другой стороны, даже смелый человек может струсить в определенных обстоятельствах, а честный человек  иногда не решится сказать горькую  правду, которая может ранить близкого ему человека. Поэтому характерными принято считать только наиболее устойчивые и наиболее часто проявляющиеся особенности человека.

Та или иная черта характера  может проявиться только в определенных жизненных обстоятельствах. Например, наличие волевого или безвольного  характера может проявиться только при наличии у человека сознательной цели и препятствий на пути к ней.

Характер формируется  в течение жизни человека, начиная  с рождения и до самой смерти. В первые годы жизни формирование характера 
идет наиболее интенсивно, а в зрелые годы он меняется весьма слабо. Тем не менее, значимые события, чрезвычайные обстоятельства, резкие изменения жизни могут оказать существенное влияние на характер человека и привести к его изменению даже в зрелые годы. При этом между условиями жизни, человека и его характером существуют прямые и обратные связи. Благодаря тому или иному характеру человек начинает заниматься определенным видом деятельности, у него формируется определенный образ жизни. Но, с другой стороны, образ жизни также может влиять на характер. Например, смелый, отважный человек выбирает профессию летчика-испытателя, а особенности данной профессии усиливают черты смелости и самообладания в характере. 
В разные периоды истории люди по разному объясняли становление характера человека: 
□ исходя из даты рождения человека (астрология и гороскопы); 
□ исследуя отношения между чертами лица и характером (физиогномика); 
□ изучая связь между строением черепа и характером (френология) (рис.); 
 
Рис. Схематическое изображение зон черепа человека с «буграми» соответствующих склонностей и способностей в американском френологическом журнале XIX века.

□ обнаруживая связь между  кожным рельефом ладоней человека 
и его характером (хиромантия);

□ фиксируя связь между  строением тела человека (его конституцией) и характером (Кречмер). 
Выразительные признаки характера — это признаки, по которым можно делать выводы о наличии у человека тех или иных черт характера. К ним относятся: 
1) речь: громкая - тихая, быстрая — медленная, эмоциональная — сухая, императивная — заискивающая;

2) лицо: напряженное —  расслабленное; живое — застывшее, добро душное — высокомерное;

3) глаза: взгляд хитрый  — прямой, грустный — веселый;

4) поза: гордая — заискивающая; уверенная — робкая.

Информация о работе Характер и память