Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:58, доклад
Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Общее представление о памяти - Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.
Понятие о характере -
Обычно, когда пытаются оценить
или охарактеризовать конкретного
человека, говорят о его характере.
В психологии понятие «характер»
означает совокупность индивидуальных
психических свойств, складывающихся
в деятельности и проявляющихся
в типичных для данного человека
способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического
феномена состоит в том, что характер всегда
проявляется в деятельности, в отношении
человека к окружающей его действительности
и людям. Например, основные черты характера
могут обнаруживаться в особенностях
деятельности, которой человек предпочитает
заниматься. Одни люди предпочитают наиболее
сложные и трудные виды деятельности,
для них доставляет удовольствие искать
и преодолевать препятствия; другие выбирают
более простые занятия. Для одних существенно
то, с какими результатами они выполнили
ту или иную работу, удалось ли им при этом
превзойти других, а для остальных это
может быть безразличным, и они довольствуются
тем, что справились с работой не хуже
других, добившись посредственного качества.
Поэтому когда определяют характер человека,
то говорят не о том, что такой-то человек
проявил смелость, правдивость, откровенность,
а что этот человек смелый, правдивый,
откровенный, т. е. названные характеристики
поступков человека приписываются самому
человеку. Однако характерными можно считать
не все особенности человека, а только
существенные и устойчивые. Например,
даже очень веселые люди могут испытывать
чувство грусти, но от этого они не станут
нытиками и пессимистами. Характер является
прижизненным образованием и может трансформироваться
в течение всей жизни. Формирование характера
самым тесным образом связано с мыслями,
чувствами и побуждениями человека. Поэтому
по мере того как формируется определенный
уклад жизни человека, формируется и его
характер. Следовательно, образ жизни,
общественные условия и конкретные жизненные
обстоятельства играют важную роль в формировании
характера.
Формирование характера происходит в
различных, но своим особенностям и уровню
развития группах (семья, дружеская компания,
класс, спортивная команда, трудовой коллектив
и др.). В зависимости от того, какая группа
является для личности референтной и какие
ценности поддерживает и культивирует
эта группа, у человека развиваются соответствующие
черты характера. Под чертами характера
понимают психические свойства человека,
определяющие его поведение в типичных
обстоятельствах. Например, смелость или
трусость проявляются в ситуации опасности,
общительность или замкнутость — в ситуации
общения и т. д. Существует достаточно
много классификаций черт характера. В
отечественной психологической литературе
чаще всего встречаются два подхода. В
одном случае все черты характера связывают
с психическими процессами и поэтому выделяют
волевые, эмоциональные и интеллектуальные
черты. При этом к волевым чертам характера
относят: решительность, настойчивость,
самообладание, самостоятельность, активность,
организованность и др. К эмоциональным
чертам характера относят порывистость,
впечатлительность, горячность, инертность,
безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным
чертам относят глубокомыслие, сообразительность,
находчивость, любознательность и др.
В другом случае черты характера рассматриваются
в соответствии с направленностью личности.
Причем содержание направленности личности
проявляется в отношении к людям, деятельности,
окружающему миру и себе. Например, отношение
человека к окружающему миру может проявляться
или в наличии определенных убеждений,
или в беспринципности. Эта категория
черт характеризует жизненную направленность
личности, т. е. ее материальные и духовные
потребности, интересы, убеждения, идеалы
и т. д. Направленность личности определяет
цели, жизненные планы человека, степень
его жизненной активности. В сформировавшемся
характере ведущим компонентом является
система убеждений. Убежденность определяет
долгосрочную направленность поведения
человека, его непреклонность в достижении
поставленных целей, уверенность в справедливости
и важности дела, которое он выполняет.
Другой группой черт характера являются
те, которые характеризуют отношение человека
к деятельности. При этом имеется в виду
не только отношение человека к конкретному
виду выполняемой работы, но и деятельности
вообще. Главное условие образования характера
— наличие жизненных целей. Бесхарактерному
человеку свойственно отсутствие или
разбросанность целей. Черты характера,
связанные с отношением к деятельности,
находят свое выражение и в устойчивых
интересах человека. Причем поверхностность
и неустойчивость интересов нередко сопряжены
с большой подражательностью, с недостатком
самостоятельности и цельности личности
человека. И наоборот, глубина и содержательность
интересов свидетельствуют о целенаправленности,
настойчивости личности. Однако сходство
интересов не предполагает сходства особенностей
характера. Так, среди Людей с близкими
интересами могут быть веселые и грустные,
скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты.
Более того, люди со сходной направленностью
могут идти совершенно разными путями
к достижению целей, используя для этого
свои, особенные приемы и способы. Это
несходство определяет и специфику характера
личности, которая проявляется в ситуации
выбора действий или способов поведения.
С такой точки зрения в качестве черты
характера можно рассматривать степень
выраженности у индивида мотивации достижения
— его потребности в достижении успеха.
В зависимости от этого для одних людей
характерен выбор действий, обеспечивающих
успех (проявление инициативы, соревновательной
активности, стремление к риску и т. д.),
в то время как для других более характерно
стремление просто избегать неудач (отклонение
от риска и ответственности, избегание
проявления активности, инициативы и т.
д.).
Показательными для понимания характера
могут быть также привязанности и интересы
человека, связанные с его досугом. Они
раскрывают новые особенности, грани характера.
Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой
в шахматы, И. П. Павлов — игрой в городки,
Д. И. Менделеев — чтением приключенческих
романов.
Другим проявлением характера человека
является его отношение к людям. При этом
выделяют такие черты характера, как честность,
правдивость, справедливость, общительность,
вежливость, чуткость, отзывчивость и
др. Не менее показательной является группа
черт характера, определяющих отношение
человека к самому себе. С этой точки зрения
чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме
человека. Эгоист всегда ставит личные
интересы выше интересов других людей.
Альтруист же ставит интересы других людей
выше своих собственных.
Все черты личности человека можно условно
разделить на мотивационные и инструментальные.
Мотивационные побуждают и направляют
деятельность, а инструментальные придают
ей определенный стиль. Характер может
проявляться в выборе цели действия, т.
е. как мотивационная черта личности. Однако
когда цель определена, характер выступает
больше в своей инструментальной роли,
т. е. определяет средства достижения поставленной
цели.
Необходимо также подчеркнуть, что характер
является одним из основных проявлений
личности. Поэтому черты личности вполне
могут рассматриваться и как черты характера.
К числу таких черт в первую очередь необходимо
отнести те свойства личности, которые
определяют выбор целей деятельности
(более или менее трудных). Здесь как определенные
характерологические черты могут проявиться
рациональность, расчетливость или противоположные
им качества. Во-вторых, в структуру характера
включают черты, которые проявляются в
действиях, направленных на достижение
поставленных целей: настойчивость, целеустремленность,
последовательность и др. В этом случае
характер сближается с волей человека.
В-третьих, в состав характера входят инструментальные
черты, непосредственно связанные с темпераментом,
например экстраверсия—интроверсия,
спокойствие—тревожность, сдержанность—импульсивность,
переключаемость— ригидность и др.
Классификация черт характера - Первая классификация — по психическим процессам. В этом случае черты характера делят на эмоциональные, волевые и интеллектуальные.
К эмоциональным относятся: эмоциональность, жизнерадостность, впечатлительность, отзывчивость, доброта, жестокость и пр.
К волевым: настойчивость, самостоятельность, неуверенность, решительность, смелость.
К интеллектуальным: любознательность, сообразительность, находчивость, легкомысленность, вдумчивость.
Однако следует отметить,
что нередко проявления характера
являются комплексными по своей природе
и не могут быть однозначно отнесены
к разряду волевых, эмоциональных
или интеллектуальных процессов (подозрительность,
великодушие, щедрость). Кроме того,
за пределами данной классификации
останется ряд черт характера, определяющие
нравственные качества человека. Поэтому,
возможно, имеет смысл ввести в
данную типологию четвертый тип
черт характера — моральные, к которым относятся такие свойства
человека, как доброта, отзывчивость, эгоистичность
и т. д. (рис.1.).
Вторая классификация — по направленности
личности. В этом случае выделяют три группы
черт характера, которые связаны с:
□ отношением к окружающему
миру (принципиальность, беспринципность);
□ отношением к деятельности (
Рис. Классификация по психическим процессам
□ отношением к людям (общительность, чуткость, вежливость,
эгоизм, альтруизм)(рис.2.)
Рис. 2. Классификация по направленности
личности
Типология характеров строится на предположении о наличии у людей определенных типических черт — общих" у некоторой группы людей. В этом смысле под типом характера понимается выражение в индивидуальности человека черт, типичных для группы людей с данным характером. Имеющиеся типологии характера исходят из определенных постулатов:
□ характер человека формируется рано в онтогенезе;
□ на протяжении жизни характер мало изменяется;
□ сочетания и комбинации черт характера, относящегося к определенному типу, являются закономерными, а не случайными;
□ людей в соответствии с их характером можно разделить на не сколько групп.
Структура характера во многом
соответствует структуре
Если рассматривать характер
с высшего уровня к низшему, то
мы обнаружим:
□ убеждения (принципиальность или беспринципность,
оптимизм или пессимизм);
□ потребности и интересы (если доминируют духовные потребности,
то любознательность и бескорыстие, если
материальные — то скупость, зависть);
□ интеллект (гибкость или косность мышления);
□ волю (самостоятельный или зависимый,
решительный или нерешительный характер);
□ чувства (раздражительный или спокойный
характер);
□ темперамент (общительный — необщительный, уравновешенный — неуравновешенный).