Характер и темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

В условиях конкретной социальной группы индивидуально-психологические качества существуют в форме проявлений личности и они способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения, характерных для данного уровня развития группы. Индивидуально-психологическое в этих условиях выступает как личностное, как сторона межличностных отношений.
Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, понятия темперамент и характер так же не тождественны, и это представляет определенный интерес.
К тому же, если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени втянуты в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ХАРАКТЕР 5
1.1.Биологические и социальные основы и структура характера 5
1.2.Соотношение характера и личности. Формирование характера 7
1.3. Понятие типологии и классификации характера. Фромм, Шостром и Юнг о характере. 9
ТЕМПЕРАМЕНТ 17
2.1 Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента 17
2.2 История представлений о темпераменте 20
2.3Темперамент и общение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

готовая курсов работа 2.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3

ХАРАКТЕР                                                                                                        5

1.1.Биологические и социальные  основы и структура характера             5

1.2.Соотношение характера  и личности. Формирование характера        7

1.3. Понятие типологии  и классификации характера. Фромм, Шостром                                                                                                                                       и Юнг о характере.                                                                                                      9

ТЕМПЕРАМЕНТ                                                                                             17

2.1 Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента          17

2.2 История представлений о темпераменте                                             20

2.3Темперамент и общение                                                                        24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях конкретной социальной группы индивидуально-психологические  качества существуют в форме проявлений личности и они способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения, характерных для данного  уровня развития группы. Индивидуально-психологическое в этих условиях выступает как личностное, как сторона межличностных отношений.

Актуальность исследования заключается в том, что подобно  тому, как понятия индивид и  личность не тождественны, понятия  темперамент и характер так же не тождественны, и это представляет определенный интерес.

К тому же, если черты характера  не представлены в системе межличностных  отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени  втянуты в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Таким образом, очевидно, что  структура личности человека шире структуры  индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты  и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в характере, в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью.  
История изучения характера сложна в связи с количеством спорных вопросов, касающихся как определения самого понятия, так и его видов, структуры. Проблемным является и вопрос диагностики характера.

В зарубежной психологии можно  выделить следующие направления характерологии:

♦ конституционно-биологическое (черты и типы характера соотносятся  с особенностями телосложения);

♦ психоаналитическое (характер интерпретируется исходя из бессознательных  ориентации и влечений);

♦ идеологическое (характер определяется торможением инстинктов, социальным положением и т.д.).

В отечественной психологии характер изучался А.Ф.Лазурским, Б.Г. Ананьевым, Н.Д. Левитовым, B.C. Мерлиным, В.Н.Мясищевым и другими.

Подходы исследователей к  изучению характера рассматриваются  в темах, посвященных типологии  и структуре характера.

Целью данной работы является анализ теоретических подходов к  изучению темперамента и характера  индивида, а так же определения  их взаимосвязи.

К задачам исследования относятся:

· исследование теоретических  подходов при исследовании темперамента, включая анализ описательные, факторных  и структурных теорий темперамента;

· анализ теоретических и  экспериментальных подходов к исследованию характера, в том числе рассмотрение описательных теории характера, теории акцентуации характера, модели социальных характеров и экстраверсию-интроверсию характера;

· определение взаимосвязи  темперамента и характера.

Предмет исследования - темперамент  и характер индивида.  
         Объект исследования - взаимосвязь и взаимообусловленность темперамента и характера.

Методы исследования  -  обзор и анализ научной литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

1. ХАРАКТЕР

1.1.Биологические  и социальные основы и структура  характера

 

В психологии стоит проблема соотношения биологического и социального в характере.

Характер не является врожденным, но особенности природной организации человека отражаются как на процессе его формирования, так и на его проявлениях. Биологическое в характере - это его физиологические и генетические основы. На характер влияют тип нервной системы, особенности организма и функционирование других систем (сердечно-сосудистой, эндокринной и др.). С естественно-научной точки зрения характер представляет собой сплав темперамента и жизненных впечатлений личности.

Существует точка зрения, согласно которой одним из физиологических  механизмов формирования характера является динамический стереотип. Динамический стереотип - это система условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей. На формирование динамического стереотипа в различных повторяющихся ситуациях оказывает влияние отношение человека к обстановке. При образовании динамического стереотипа у человека определенную роль играет вторая сигнальная система и выражаемые через нее социальные воздействия и реакции на них.

Наличие генетических основ  характера подтверждают факты научного исследования: сходство характеров, прослеживаемое в родословных линиях; связь характера с конституцией, особенно в его патологических формах; открытие генов, «отвечающих» за возможность развития определенных черт характера (например, за авантюризм).

Согласно данным современной  генетики, наследуется лишь «норма реакции», то есть набор различных способов реагирования на влияния среды. Взаимодействие этих предпосылок и условий среды определяет черты характера.

В характере равномерно представлено врожденное и приобретенное. В целом характер, имея биологические основы, является следствием всей совокупности жизненных влияний. Человеку подвластны некоторые изменения в структуре и проявлениях собственного характера.

Характер - это специфическая  структура, в которой организована человеческая энергия, направленная на достижение поставленных целей. Характер понимается как целостная система определенных свойств, находящихся в отношениях друг у другу. Определение структуры - это выделение компонентов, свойств и черт характера.

Выделяют следующие компоненты характера: убеждения, потребности, интересы, волю и др.

Единицей структуры анализа  является черта характера или свойство.

Б.Г. Ананьев выделяет такие  свойства характера, как направленность (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от ситуации), привычки (устойчивые формы поведения), коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления (на основе темперамента)[1].

В.Н. Мясищев[2]и B.C. Мерлин[3] определяют черты характера в соответствии с группами отношений. В отношении к другим людям могут проявляться такие черты характера, как доброжелательность, общительность, открытость и т.д. Также выделяются группы отношений к себе, материальным вещам (например, аккуратность, жадность), к идеям и принципам, к науке и религии, к искусству(мировоззренческие характеристики, религиозность, оптимизм, фатализм и др.).

В.Н. Мясищев[4]и А.Г. Ковалев[5]включили в структуру характера пары свойств. Например, глубина-поверхностность, широта - узость, уравновешенность - неуравновешенность и др.

Н.Д. Левитов выделяет такие  черты характера, как цельность, сложность, динамичность, определенность, твердость[6].

В зарубежной психологии черты  характера рассматриваются при описании его отдельных типов.

Вопрос о структуре  характера в настоящее время  слабо определен, а различные  подходы нуждаются в обобщении, теоретическом анализе и экспериментальной проверке.

1.2. Соотношение  характера и личности. Формирование  характера

 

Характер является интегральной характеристикой личности, его можно определить как психический склад личности, выражающийся в направленности и воле.

Согласно концепции С.Л. Рубинштейна, в структуру личности включается то, что человек хочет, может и чем он является[7]. Характер - это то, чем человек является. Это устойчивые и доминирующие тенденции использования возможностей и реализации желаний. Поэтому характер определяется как каркас личности. Индивидные свойства, черты характера, согласно А.Н. Леонтьеву, - это условия, предпосылки формирования личности[8].

В типологиях характера показана закономерность сочетания определенных черт характера с чертами личности. В научной литературе предпринимались  попытки проследить механизмы возникновения  личностных качеств в связи с ярко выраженными чертами характера. Свойства личности в большей мере связаны с социальными условиями. Например, в типологии А.Ф. Лазурского черты, проявляющиеся на третьей ступени развития (а также при перемещении с эндопсихики на экзопсихику), в большей мере являются уже свойствами личности[9]. Таким образом, было бы правильнее говорить не о типах характера, а о личностно-характерологических типах.

Личность не предопределена характером Определенные черты характера играют роль в процессе формирования личности. Личность также влияет на характер прежде всего - на его проявления. Существует своеобразная формула, согласно которой личность в своем развитии как бы «снимает» характер.

Существуют различные  подходы к проблеме формирования характера. Например, в рамках структурного подхода характер понимается как прижизненное развитие темперамента. Характер может определяться как некоторое квазикачество. Человек становится кем-то (формируется его характер) ради какой-либо жизненной цели или жизненного принципа.

Наибольшее влияние на формирование характера оказывают события и отношения первых лет жизни. Затем характер трансформируется на протяжении всей жизни человека.

Жизненный путь личности влияет на формирование характера, а характер, в свою очередь, в существенной мере определяет решение жизненных задач на различных отрезках жизненного пути.

Характер формируется  в системе межличностных отношений. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере  человека закладываются также черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие  к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного  детства, к первым месяцам жизни  и определяется способом обращения  матери со своим ребенком.

Те свойства характера, которые  наиболее ярко проявляются в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных  им видах домашнего труда. Сильное  влияние на их развитие оказывает  адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного  возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые  постоянно получают поддержку (положительные  подкрепления).

В начальных классах школы  оформляются черты характера, проявляющиеся  в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка  с окружающими за счет множества  новых школьных друзей, взрослых - учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие  черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в  течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения  со сверстниками, учителями, другими  взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными  внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка  характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место  частичное изменение черт характера  и компромисс между тем, к чему приучили ребенка дома, и тем, что  от него требует школа.

Информация о работе Характер и темперамент