Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:10, курсовая работа
В условиях конкретной социальной группы индивидуально-психологические качества существуют в форме проявлений личности и они способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения, характерных для данного уровня развития группы. Индивидуально-психологическое в этих условиях выступает как личностное, как сторона межличностных отношений.
Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, понятия темперамент и характер так же не тождественны, и это представляет определенный интерес.
К тому же, если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени втянуты в ведущую для данной социальной общности деятельность.
ВВЕДЕНИЕ 3
ХАРАКТЕР 5
1.1.Биологические и социальные основы и структура характера 5
1.2.Соотношение характера и личности. Формирование характера 7
1.3. Понятие типологии и классификации характера. Фромм, Шостром и Юнг о характере. 9
ТЕМПЕРАМЕНТ 17
2.1 Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента 17
2.2 История представлений о темпераменте 20
2.3Темперамент и общение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем краткий итог нашему исследованию.
Направленность личности
определяет цели, жизненный план человека,
степень его жизненной
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид —это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается
от мало тревожного тем, что у него
слишком часто возникают
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были, время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1]Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – С.210..
[2] Мясищев В.Н. Психология отношений.- М.Статут, 2003-С.59-60
[3]Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М,1964. – С.88.
[4]Мясищев В.Н. Указ.соч.- С.99.
[5]Ковалев А.Г. Психические особенности человека (т. 1, 1957; т. 2, 1960, в соавторстве с В.Н. Мясищевым)- С.100.
[6]Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - М.,1972. – С.311.
[7]Рубинштейн С. Л. Понятие«характера* в психологии и психиатрии //Вести. М., 1999. – С.28.
[8]Леонтьев А. Н. Курс лекций по общей психологии.-М.: Зерцало, 2000.- С.114
[9]Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии: К учению о психической активности: Программа исследования личности и другие работы. – СПб.: изд. СПб Государственный университет факультет Психологии, 2002.- С.114.
[10]Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2001. – С.340.
[11]Там же
[12]Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2001. – С.350.
[13]Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1999. – С.1411.; Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М., 1992. –С.312. и др.
[14]Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908.
[15]Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М., 1992. – С.102.
[16]Там же.
[17]Шостром, Эверетт.Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор.- M.: Дубль-В, 1994.- С.59-61.
[18]Юнг К. Указ.соч.- С.211-212.
[19]Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М., книжный дом «Университет», 2003.с 100-103
[20] Асмолов А. Г. Психология личности.- М., МГУ, 2001. с21-24
[21] Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения// Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 2002. –С.106; Небылицын В. Д. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1990. –С.48.
[22]Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М. 1965. – С.57.
[23] Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. – с312-314
[6] Райгородский Д.Я. «Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров» - Самара: Издательский дом «БАХРАХ».
[9]Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990.
[5] Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.-1989.-Т.10,-№ 1.
[8] Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999.
[3] Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
[1] Радугин А.А. психология и педагогика. – М.: Центр, 1996.
[2] Нуркова В.В. «Психология / Н.Б. Березанская.-2-е изд.» М., Юрайт, 2008.
Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.