Характер по Личко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

Файлы: 1 файл

1.docx

— 104.29 Кб (Скачать файл)

     Введение

 

     Необходимость выявления акцентуаций характера  в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

     Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания (от жесткости в отношении лабильных подростков, до мягкости и осторожности в отношении сенситивного типа), в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.

     Подростковый  возраст обычно характеризуют как  переломный, переходный, сенситивный  и критический. Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности». Ряд теорий сходится во мнении, что в детском возрасте характер еще не сформирован, видны лишь отдельные его черты. Чаще всего эти черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этому способствует пубертатный кризис, личностная нестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования, в том числе характер. Черты характера, представленные у разных людей, проявляются по-разному: у кого-то ярко, у кого-то слабо и эпизодически.

     А.Е. Личко отмечает, что каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других черты.

     Тема  курсовой работы «Акцентуации характера. Типологии К. Леонгарда и А.Е. Личко».

     Актуальность  исследования объясняется важностью  постановки и разработки проблемы акцентуации  характера у подростков.

     Предметом исследования являются акцентуации  характера.

     Объект  исследования- подростки.

     Цель  исследования:

  1. Провести теоретический анализ психологической литературы с целью дать понятие акцентуаций характера.
  2. Рассмотреть типологии акцентуаций характера Леонгарда и Личко.

     В исследовании использовались методы анализа  научной и учебно-методической психологической  литературы.

     Практическая  значимость данной работы заключается  в использовании полученных теоретических  знаний при работе с подростками.

 

  1. Понятие акцентуации  характера

     Понятие характера

     Характер (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, проявляющийся в деятельности, общении, поведении, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.

     В отличие от всех прочих отдельных свойств личности характер не является одной из ее составных частей, но представляет собой внешнее проявление единства почти всех входящих в нее, если так можно выразиться, компонентов. Иными словами, характер - это качество личности. При этом по определению К.К. Платонова: «…все черты характера являются чертами личности, но не все черты личности являются чертами характера».

     Наиболее общими свойствами характера являются диаметрально противоположные: сила — слабость, твердость — мягкость, широта — узость, цельность — противоречивость. Многогранность характера заключается в том, что в различных ситуациях у человека могут проявляться разные, возможно, что и противоположные свойства, при этом единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом оно и проявляется.

     Свое внешнее выражение характер находит в направленности всей многогранной и сложной деятельности индивида. Это, во-первых, отношение личности к другим людям и обществу (коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость и человеконенавистничество, жестокость и черствость, правдивость и лживость), во-вторых, отношение к труду (трудолюбие и леность, аккуратность и небрежность, чувство нового и консерватизм, бережливость и скупость, в-третьих, отношение к самому себе (высокая требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, чувство собственного достоинства и недооценка его. застенчивость и кичливость).

     Наконец, это проявление волевых качеств (целеустремленность и возможность отхода от планомерного достижения поставленной перед собой основной задачи или отсутствие руководящей цели, самостоятельность и действия вопреки убеждениям, т.е. под влиянием извне, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность в доведении начатого дела до конца, выдержка, самообладание и невозможность владеть своими действиями, сдерживать при необходимости свои потребности, переносить физические страдания, невзгоды, дисциплинированность и неумение подчинять свои действия правилам общежития, смелость, мужество и трусость, малодушие).

Формирование характера происходит только под влиянием общественной среды и опыта как проявление некой совокупности личностных качеств. Характер формируется на всем протяжении жизни человека и, в свою очередь, сам оказывает существенное влияние на развитие личности. В зависимости от характерологических особенностей личности разрешаются внутренние противоречия в человеке и определяются его действия.

     Акцентуации характера

     В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера».

     Акцентуация характера (от латинского слова accentus — ударение):

     -чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.);

-явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации.

     Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А. Е. Личко. В том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

Акцентуацию можно определить как «дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях»

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

     В работах К. Леонгарда используется как словосочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным остается понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Леонгарда является классификация акцентуированных личностей.

     Некоторые психологи полагают, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях и типологии характера здесь идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба словосочетания — и «акцентуированная личность», и «акцентуация характера». В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие понятий «личность» и «характер». Между тем западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию.

     В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установки, ориентации и т. д.. Если обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций, то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в ее различных аспектах./2,с.180/. Тогда действительно вполне допустимо в равной степени и в равном значении использовать оба термина — акцентуированная личность и акцентуация характера.

     Одной из распространенных практических ошибок некоторых психологов является трактовка акцентуации как установленной патологии. Отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, «…что человек без намека на акцентуацию хотя и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь, же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную». Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же, напротив, социально отрицательно. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

     По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др.[9]

     В целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые.

     Степени акцентуации характера.

     В зависимости от степени выраженности Личко и Леонгард выделили две степени акцентуации характера: явную и скрытую.

     Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

     В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к социальной дезадаптации.

     Димамика развития акцентуации характера.

     Подростки с акцентуациями характера - это в большинстве случаев трудные подростки. Рассмотрим, что происходит с их характерами на протяжении этого сложно возрастного периода и какая перспектива их ожидает.

     А.Е. Личко выделяет пять наиболее значимых феноменов в динамике акцентуации характера.

     1. Трансформация типов акцентуации характера в силу конституционально заложенных механизмов или влияния среды.

     Предполагается, что акцентуации характера имеют эндогенную, генетическую обусловленность. У ребенка изначально есть предрасположенность к появлению и развитию определенных черт личности. Но влияние среды, прежде всего семейное воспитание, или усиливает их, или сглаживает, или изменяет. Так «чистые» типы акцентуации характера могут сочетаться, образуя смешанный или мозаичный характер.

     Существуют некоторые закономерности трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания, наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты порой сменяются циклотимностью; невротические - психастеничностью или сенситивностью; эмоциональная лабильность - истероидностью; к гипертимности может добавиться неустойчивость.

Информация о работе Характер по Личко