Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:38, реферат
Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).
В опросник вошли фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т. д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т. п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, к наставлениям, к правилам и законам и т. п.). В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.
Диагностика типа на основе самооценки испытуемых своих отношений кажется авторам опросника более надежной, чем исследования, где подростку самому предлагается отмечать у себя те или иные черты характера.
Испытуемому представляется свобода выбора одного или нескольких (не более трех) ответов на каждую тему или отказа от выбора. Затем предлагается из тех же наборов выбрать наиболее неподходящие отвергаемые ответы. Свобода выбора лучше может раскрыть систему отношений, чем альтернативные решения «да» или «нет», применяемые в большинстве опросников. Значение выборов оставалось испытуемому неизвестным.
В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа отдельных таблиц - наборов (проставляя 0 в регистрационном листе). Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо о негативном отношении к исследованию (при достаточном интеллекте).
В основе теста - опросника Шмишека лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации - это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. К. Леонгард различает акцентуированные свойства характера и темперамента.
Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет».
Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся знаки ( + ) или ( - ) в соответствии с вариантом ответа.
Для определения акцентуаций также применяется методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера.
По инструкции необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по мнению испытуемого, наиболее полно и похоже описан его характер. Если испытуемый выберет несколько карточек сразу, то надо разложить их в порядке важности.
Для проведения исследования требуется 13 карточек с описанием характерологических типов.
Интерпретация результатов методики производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимо сопоставить с данными наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик и другими методами научного психологического исследования.
К числу методик, изучающих личность по целому ряду взаимосвязанных характеристик, относится Минесотский многопрофильный опросник (ММР I), а также его модификация (СМИЛ), в которых на определенных шкалах прослеживается и акцентуация характера.
акцентуация характер подросток
Заключение
К. Леонгард отмечал: «Акцентуированные личности - это далеко не худшая половина человечества». По его данным, около половины европейских подростков являются акцентуантами.
Л.Н. Собчик считает, что « …именно акцентуированные личности обладают наиболее выраженным творческим потенциалом». Проведенное ею социально-психологическое исследование показало, что среди наиболее успешных в учебе студентов абсолютное большинство лиц оказалось акцентуированными личностями.
К. Леонгард пишет, что «…если вы оказались человеком акцентуированным, то поищете себе должное применение, чтобы ваша акцентуация способствовала бы вашему личному росту, а не тормозила его». Но не следует забывать, что «в акцентуированных личностях заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд». То есть, в зависимости от ситуации акцентуации могут способствовать или развитию способностей личности или возникновению различных форм личностной патологии. Так, демонстративную личность не стоит ориентировать на занятия математикой. Может быть, ей лучше пойти на сцену, а при буйной фантазии и хорошем развитии интеллекта, заняться писательством. Педанту лучше поручить очень сложную, ответственную работу, требующую четкости и пунктуальности, но не заставлять организовывать вечера отдыха, с которыми с большим успехом справится гипертим, склонный быстро сходиться с людьми и полный оптимизма и т.д.
При своевременной диагностике и умело оказанной подросткам помощи родители, педагоги, психологи в состоянии не только помочь детям максимально легко, без осложнений, пройти все особенности подросткового возраста, но и обернуть недостатки в преимущества, которые наилучшим образом будут способствовать развитию способностей подростка в будущем.
Размещено на Allbest.ru