Характер взаимодействия террористов и заложников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Цель работы. Изучить психологические проблемы терроризма.
При изучении психологических проблем терроризма мы сталкиваемся с четырьмя вопросами:
1. Психология террористов.
2. Психология взаимодействия террористов и заложников.
3. Психология заложников.
4. Психология ведения переговоров с террористами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Психологический портрет террориста 6
1.1. Общие сведения 6
1.2. Внешние признаки и признаки поведения 6
1.3. Мотивация поведения 7
1.4. Общая и специальная подготовка 7
1.5. Особенности социальной дезадаптации 9
2. Характер взаимодействия террористов и заложников 10
3. Психология заложников. Стокгольмский синдром 12
4.Переговоры с террористами с позиций гештальттерапии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

психология взаимодействия террористов с заложниками. контрольная работа.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

 

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ   НЕГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 


 

 

                                                                                 Факультет культуры

 

                                                                              Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная  РАБОТА

 

 

          по дисциплине            Психология общностей

 

по теме        Характер взаимодействия террористов и заложников

 

 

 

 

Выполнила студентка:

  501ПВ группы 5 курса

вечернего отделения

Подкидышева

Евгения Эдуардовна

                                                Проверил:  ст. преп.

Лашкова Е.И.                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2013 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Психологический  портрет террориста 6

1.1. Общие  сведения 6

1.2. Внешние  признаки и признаки поведения 6

1.3. Мотивация  поведения 7

1.4. Общая  и специальная подготовка 7

1.5. Особенности  социальной дезадаптации 9

2. Характер  взаимодействия террористов и  заложников 10

3. Психология  заложников. Стокгольмский синдром 12

4.Переговоры с террористами с позиций гештальттерапии 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

 

 

 

Введение

«Экстремизм и терроризм, — отмечают Л. Дробижева и Э. Паин, — нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях»

Наступил XXI век, который  с точки зрения массовой психологии можно обозначить как эру терроризма. В переводе с латинского слово  «terror» — это страх, ужас. Основная цель террористов состоит в том, чтобы вызвать состояние ужаса не только у своих жертв-заложников, но и у всех остальных людей.

Террор — это  политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами. Террористы стремятся вызвать ситуацию хаоса в политических, экономических  структурах общества, спровоцировать состояние страха в массовом сознании. Действия террористов направлены на то, чтобы создать панику в обществе, дезориентировать и дезорганизовать  работу государственных органов.

Актуальность. Терроризм и его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Терроризм, таким образом, уже приобрел международный, глобальный характер. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.

Цель  работы. Изучить психологические проблемы терроризма.

При изучении психологических  проблем терроризма мы сталкиваемся с четырьмя вопросами:

1. Психология террористов.

2. Психология взаимодействия террористов и заложников.

3. Психология заложников.

4. Психология ведения  переговоров с террористами.

 

Глава 1. Психологический портрет  террориста

1.1. Общие сведения

Это молодые люди, девушки 15-17 лет, сироты из малообеспеченных семей, не имеющие влиятельных родственников, молодые вдовы, как правило, не старше 35 лет, глубоко верующие (мусульмане) мужчины среднего возраста, совершившие религиозные или бытовые преступления и осужденные шариатскими судами к смертной казни. Чаще это люди одинокие, не имеющие близких родственников или потерявшие связь с семьей.

1.2. Внешние признаки и признаки поведения

Террористы часто выглядят старше своих лет. Мужчины, как правило, чисто выбриты (подготовка к обряду погребения), в безукоризненно чистой обуви. Смертник может иметь отстраненный или, напротив, сосредоточенный взгляд, держаться настороженно, обособленно  от других. В целях маскировки женщины-смертницы  могут выдавать себя за беременных, могут использоваться лица с различными увечьями (без руки, ноги, глаза и  т.п.). Могут иметь место подозрительные (неестественные) выпуклости в районе пояса, носимые объекты, замаскированные  под бытовой предмет, рюкзак, сумку, детскую коляску и тому подобное, к которым террорист относится повышено осторожно. Он обычно прижимает вещи к себе и периодически их непроизвольно ощупывает. Одет, как правило, в одежду, соответствующую местным условиям, стилю, погоде. Но одежда может и не соответствовать погоде для сокрытия на теле взрывного устройства (в зоне проведения может использоваться военная форма одежды). Приводом детонатора взрывного устройства обычно служит шнур или провод, зажатый в руке или виднеющийся из-под складок одежды (рукава).

Характерной особенностью поведения  террористов-смертников является заметное немотивированное возбуждение, сопровождаемое обильным выделением пота, а иногда и слюны, повышенным вниманием к окружающей обстановке и людям. Некоторые из них произносят молитвы с переходом на шепот при приближении посторонних лиц.1

1.3. Мотивация поведения

а) религиозный, национальный, политический фанатизм;

б) кажущаяся безысходность  жизни, вызванная совокупностью  неблагоприятных обстоятельств: социально-экономических (нищета, потеря близких, родных людей  в военном конфликте, низкий образовательный, интеллектуальный, духовный уровень); этнокультурных (пережитки, устои прошлого, патриархальные традиции); психологических (утрата смысла жизни, безразличие представителей власти, окружающих, духовная, эмоциональная, информационная, коммуникативная изоляция); психофизиологических (апатия, агрессия, фрустрация, страх);

в) иная совокупность сложного мотивационного комплекса, в основе которого лежит контраст негативных — нежелание продолжать жизнь, доведенное до отвращения к жизни, — и позитивных компонентов: благотворительных (материально обеспечить семью, угодить родителям, роду, мужу, любимому человеку); идейных (вера в собственную миссию, избранность); духовно-религиозных (желание очиститься от греха, искупить вину), психорегуляционных (избавление от тревог, страхов, фобий, чувства неполноценности); самореализационных (стремление к совершенству, соучастие в общей борьбе); эмоциональных (месть за вред, нанесенный товарищам по борьбе).

1.4. Общая и специальная подготовка

Уровень общей подготовки террористов-смертников не имеет принципиального  значения. Вся специальная подготовка сводится к достижению беспрекословного подчинения наставникам и готовности к самопожертвованию.

В качестве дополнительного  элемента идеологической подготовки молодых  мужчин-смертников может использоваться:

- противопоставление молодежи  родителям и людям старшего  поколения;

-пропаганда среди мусульманской  молодежи идеологии пренебрежения  к труду, физической работе, социальной  справедливости;

- привитие чувства особенного  ваххабитского достоинства и  превосходства над лицами, исповедующими  ислам другого толка;

- навязывание (в том  числе и методами физического  давления) мыслей об уходе от  национального обычая и переходе  на позиции «чистого ислама»;

- насаждение чувства безнаказанности  за посягательство на имущество  «неверных» (движимое и недвижимое), жизнь и здоровье «кафиров»;

- призывы к проявлениям  «джихада» с применением оружия, взрывчатых веществ, ядов;

- агитация к вытеснению  славян из Северного Кавказа  и захвату их собственности  силовыми методами.

В качестве элементов идеалогической подготовки молодых девушек («невест Аллаха») может использоваться:

- предстоящее замужество;

- сексуальное насилие,  которое фиксируется на видео;

- предупреждение жертвы  и родителей, что запись насилия  может стать известна всем  друзьям и родственникам;

- мощный идеологический  и психотропный прессинг, цель  которого — показать, что единственный  выход — «смерть во имя Аллаха».

В качестве элементов идеалогической подготовки женщин средних лет («черных вдов») может использоваться:

- отрыв этих женщин  от семьи и максимальное подчинение  джамаату (ваххабитской общине);

- мощная идеологическая  обработка и приучение к психотропным  препаратам;

- программирование действий  по сценарию организаторов теракта.

В качестве элементов идеологической подготовки жителей различных национальностей конкретного региона может использоваться психопрограммирование.

1.5. Особенности социальной дезадаптации

Особенности социально-психологической  дезадаптации связаны с повышенной тревожностью, замкнутостью, ориентацией только на узкую группу наставников, повышенной пассивностью, деструкцией личностной сферы. В наличии постоянно неустойчивая, неадекватная самооценка. Причем она может быть как завышенной (до ощущения себя сверхчеловеком, решающим судьбы других людей), так и заниженной (нуждающейся в подтверждении за счет этих других людей). Целеустремленность является лишь фиксированным моментом психологической неустойчивости, достигающей уровня ненормальности. Личность акцентуированная, с необычно сильной, яркой, не вполне «нормальной» выраженностью некоторых черт.2

Глава 2. Характер взаимодействия террористов  и заложников

Взаимоотношения террористов  с захваченными заложниками является сложным социально-психологическим  явлением. Все россияне были свидетелями  драматических событий, произошедших с 23 по 26 октября 2002 году в Москве. Террористическая группа под командой М. Бараева захватила  более 700 заложников в театральном  центре на Дубровке. Группа требовала  прекращения военных действий в  Чечне и проведения переговоров  с лидерами боевиков. На примере  данной экстремальной ситуации разберем особенности взаимоотношений террористов  с заложниками и психологию людей, волею террористов ставших заложниками. 

Взаимодействие террористов  с заложниками можно разложить  на несколько этапов. Каждый этап отличается своей социально-психологической спецификой. 

Первый этап — захват заложников, характеризующийся молниеносными действиями террористов и полной неожиданностью для заложников.

Второй этап — подчинение террористами воли заложников путем  запугивания. Агрессивные действия террористов, выстрелы, запах пороха, угрозы предназначены для того, чтобы  мгновенно сломить волю заложников, отнять надежду на скорое спасение. Организация охраны заложников, постоянного наблюдения за поведением.

Третий этап — недопущение  открытой паники среди заложников. Средством этого может быть избиение или даже расстрел паникера. Внутренняя психологическая паника закрадывается в душу заложника. 

Четвертый этап — введение жестких норм поведения заложников, диктат того, что можно, а что нельзя делать. 

Пятый этап — оповещение внешнего мира о захвате заложников.  
 
Шестой этап — сортировка заложников с целью разрушить установившиеся межличностные связи.

Седьмой этап — организация  террористами жизни заложников, обеспечение питания, сна и пр. 

Восьмой этап — адаптация  заложников к экстремальной ситуации, наступление усталости, притупление чувств. 

Девятый этап — возникновение  у заложников состояния депрессии, возможны эмоциональные срывы, как  со стороны заложников, так и со стороны террористов. 

Десятый этап — освобождение заложников и уничтожение террористов.3

 

 

Глава 3. Психология заложников. Стокгольмский синдром

Стокгольмский синдром — психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать захватчикам или даже отождествлять себя с ними.

Авторство термина «стокгольмский синдром» приписывают криминалисту Нильсу Биджероту (Nils Bejerot), который ввёл во время анализа ситуации, возникшей в Стокгольме во время захвата заложников в августе 1973 года.

При долгом взаимодействии заложников и террористов в поведении  и психике заложников происходит переориентация. Появляется так называемый «Стокгольмский синдром». Впервые он был обнаружен в столице Швеции. Ситуация сложилась следующим образом. Два рецидивиста в финансовом банке захватили четырех заложников — мужчину и трех женщин. В течение шести дней бандиты угрожали их жизни, но время от времени давали кое-какие поблажки. В результате жертвы захвата стали оказывать сопротивление попыткам правительства освободить их и защищать своих захватчиков. Впоследствии во время суда над бандитами освобожденные заложники выступали в роли защитников бандитов, а две женщины обручились с бывшими похитителями. Такая странная привязанность жертв к террористам возникает при условии, когда заложникам не причиняется физического вреда, но на них оказывается моральное давление. Например, в ходе захвата отрядом Басаева больницы в Буденновске заложники, несколько дней пролежавшие на полу больницы, просили власти не начинать штурма, а выполнить требования террористов.4

Информация о работе Характер взаимодействия террористов и заложников