Характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Психология – это одна из сложнейших наук, ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи. Благодаря этому свойству, люди наделены способностью, не просто получать информацию об окружающей действительности, но и на основании этого регулировать свою внутреннюю среду, особенности поведения.

Содержание работы

Введение……...…………….……………………………………………….…..3
1. Общее понятие о «характере»………………………………………….……4-5
2. Понятия «характер» и «личность»…………………………………………..6-7
3. Типы характера…………………………………………………………………8
4. Характерология………………………………………………………….….9-11
5. Формирование характера………………………...……………………….12-13
6. Степени выраженности характера…………………………………………...14
7. «Нормальный» характер……………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………….17

Файлы: 1 файл

психология характер.docx

— 68.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ «Сибирский государственный технологический университет»

 

Институт электронно-дистанционного обучения

 

Кафедра психологии труда и инженерной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «психология»

Тема «Характер»

 

 

 

 

Принял:

____________О.Ю.Воронцова

    (подпись)

 

____________

  (оценка, дата)

 

Разработал:

Студент группы 0804-21

____________Т.В.Гладышева

    (подпись)

 

             1308028

(номер зачетной  книжки)

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2014

Содержание:

   Введение……...…………….……………………………………………….…..3

1. Общее понятие о «характере»………………………………………….……4-5

2. Понятия «характер» и «личность»…………………………………………..6-7

3. Типы характера…………………………………………………………………8

4. Характерология………………………………………………………….….9-11

5. Формирование характера………………………...……………………….12-13

6. Степени выраженности характера…………………………………………...14

 

7. «Нормальный» характер……………………………………………………...15

 

   Заключение…………………………………………………………………….16

 

   Список использованной литературы……………………………………….17

  

   Приложение

 

Введение

 

Хочется начать свою работу с определения самой психологии: Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.1

Психология – это одна из сложнейших наук, ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи. Благодаря этому свойству, люди наделены способностью, не просто получать информацию об окружающей действительности, но и на основании этого регулировать свою внутреннюю среду, особенности поведения. Все это позволяет человеку приспосабливаться проживанию в постоянно изменяющихся условиях. Если сказать проще, то свойства высокоорганизованной материи позволяют нам правильно реагировать на все изменения окружающей среды, вырабатывать новые дополнительные формы взаимодействия с тем, что нас окружает.

Психология – очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной, но скорее психологию можно назвать наукой особого типа.

Я считаю выбранную мной тему интересной и очень важной, посвященной проблемам человеческой индивидуальности и личности. Темам «Характер» и «Личность» в лекциях и книгах по общей психологии уделено относительно большое внимание потому, что они не только интенсивно разрабатываются в современной психологии и имеют важные практические выходы, но и помогают научиться понимать себя и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее понятие о «характере».

 

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия «характер» и «личность».

 

«Характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Понятия «личность» и «характер» схожи, спорный вопрос возникает при попытке развести их.

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования.

Личность  – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек,  и то достигший определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Это развиваемое А. Н. Леонтьевым представление о личности (которое можно назвать «понятием о личности в узком  смысле») позволяет вычленить очень важный аспект бытия человека, который связан с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, которые отсутствуют у него, если его рассматривать как изолированного, несоциального индивида.

Характер, в узком смысле слова, определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Для того, чтобы глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле) рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяются для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной». В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией, П. Б. Ганнушкин пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, – пишет он, – интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» (25, с. 267).

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека более значим, чем его личность.

Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как  действует человек, а черты личности – то, ради чего  он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели можно разными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы характера.

 

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерология.

 

Характерология (англ. characterology) - учение, изучающее характер и процессы его самоформирования.2 Раздел психологии, задачей которого является описание типов характера, а также изучение его сущности, строения и развития. Идеи характерологии лежат в основе психологического тестирования. Полезной характерология оказывается в конфликтологии и в управлении персоналом.

Основоположник клинически ориентированной характерологии — Эрнст Кречмер (основатели психоаналитической характерологии — Карл Абрахам и Вильгельм Райх). Кречмер различал три типа характера в зависимости от строения тела: пикнический тип (приземистый, с толстой шеей) — по характеру циклоид, или сангвиник; астенический тип (худой, маленький, лептосомный (узкий) — по характеру шизотим, или шизоид; атлетический тип — Кречмер считал его смешанным (позднее П. Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида). Проведенные Кречмером эксперименты давали явную картину зависимости типа характера от строения тела. В дальнейшем его типология была дополнена и скорректирована П. Б. Ганнушкиным и М. Е. Бурно. В настоящее время типология основных характеров выглядит примерно так:

Информация о работе Характер