Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:03, контрольная работа
Психология – это одна из сложнейших наук, ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи. Благодаря этому свойству, люди наделены способностью, не просто получать информацию об окружающей действительности, но и на основании этого регулировать свою внутреннюю среду, особенности поведения.
Введение……...…………….……………………………………………….…..3
1. Общее понятие о «характере»………………………………………….……4-5
2. Понятия «характер» и «личность»…………………………………………..6-7
3. Типы характера…………………………………………………………………8
4. Характерология………………………………………………………….….9-11
5. Формирование характера………………………...……………………….12-13
6. Степени выраженности характера…………………………………………...14
7. «Нормальный» характер……………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………….17
1. Циклоид-сангвиник —
2. Психастеник — реалистический,
тревожно-сомневающийся
3. Истерик. Для этого характера
важен такой признак, как демонстративность.
По выражению Карла Ясперса, истерик
живет не для того, чтобы быть,
а чтобы казаться быть. Самый
знаменитый истерик в мировой
литературе — это Хлестаков. Истерик
— парадоксальный характер в
том смысле, что это аутистический
экстраверт, то есть, с одной стороны,
это нереалистический характер,
у него совершенно
4. Эпилептоид. Характер напряженно-
5. Шизотим, или шизоид, или аутист.
Шизоид — замкнуто-углубленный
аутистический интроверт. Он во
всем замкнут на самого себя.
Внешний мир, как его понимают
и чувствуют сангвиник и
6. Полифонический, или мозаичный, характер.
Он тоже характерен для ХХ
века. Мозаика возникает в том
случае, когда человек переносит
тяжелую психическую болезнь, например
параноидальный психоз или
Формирование характера.
Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:
Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других - предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет - время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.
Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.
В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).
К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от "детскости" (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).
После 30 лет изменения характера, развитие и формирование характеракак правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу "здесь и сейчас". Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.
Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.
Степени выраженности характера.
Характер может быть более или менее выражен. На рисунке 4 изображена ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров. На ней обозначаны следующие три зоны : зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья – к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую – малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина – Кербикова.
Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».
Второй признак – тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» – другой, то он не психопат.
Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий – это социальная дезадаптация. Заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научный критерий.
«Нормальный» характер.
Нормальный характер - в народном сознании характер не вредный, в рамках привычного реагирования.
При точном словоупотреблении формулировка "нормальный характер" - нонсенс, противоречие, типа «неотличающаяся индивидуальность» или «нехарактерная характерность». Ведь характер — это уже само по себе отличие, особенность, индивидуальность.
Ю.Б.Гиппенрейтер приводит рассказ одного московского журналиста.
«Проводил я, — рассказывал он, — однажды лето в глухой деревне Калужской области. Сижу как-то в доме и слышу: идут огородами бабы и разговаривают, и вдруг понимаю, что речь идет обо мне: «А он, — говорит одна женщина, — мужик ничего, бессловесный, бесхарактерный!» Я так и сел: «Ничего себе, — думаю, — какое впечатление я произвожу».
А надо сказать, что мужчина он живой, энергичный, вполне соответствует своей бойкой профессии.
«На следующий день, — продолжает он, — разговариваю с соседкой и как бы между прочим спрашиваю: «Тетя Настя, а какой это такой человек — бессловесный?» — «А это, — говорит, — который бранными словами не ругается». — «А бесхарактерный?» — «А это, — говорит, — который своего характера не кажет, не куражится!»
Эти ответы как будто вполне относятся к человеку с нормальным характером: ровно ведет себя, правильно общается, не создает проблем. Если характер — это «острые углы», которые проступают в поведении человека, то отсутствие таких углов значит и отсутствие характера. В этом смысле — «нормального» характера не бывает.
Поскольку характер – это неповторимое сочетание устойчивых черт личности, то говорить о том, какой характер «нормальный», а какой «ненормальный» - некорректно. Каждый характер уникален, своеобразен, то есть по определению не может быть «нормальным», соответствующим какой-то средней величине-норме.
Заключение.
В заключение, я хочу сказать, что все в руках человека, мы самостоятельно можем воспитывать характер, можем меняться, становиться добрее, справедливее. Главное, - это желание и стремление стать лучше.
Характер это лишь составляющее личности, человек может подняться над своим характером, изменить его, а не оправдывать себя словами «уж такой у меня характер».
Жизнь многообразна, она наполнена делами, встречами, событиями, мы сами делаем выбор, чем наполнять её, получением новых знаний, самообразованием, самопознанием, развитием собственной личности, либо на пустые не нужные дела и развлечения, которые порой приносит вред нашему здоровью, как физическому, так и психическому. Выбор всегда остается за человеком, хочется, чтобы люди стремились к лучшему и делали правильный выбор, который принесет пользу себе и человечеству.
Список использованной литературы: