Характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Психология – это одна из сложнейших наук, ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи. Благодаря этому свойству, люди наделены способностью, не просто получать информацию об окружающей действительности, но и на основании этого регулировать свою внутреннюю среду, особенности поведения.

Содержание работы

Введение……...…………….……………………………………………….…..3
1. Общее понятие о «характере»………………………………………….……4-5
2. Понятия «характер» и «личность»…………………………………………..6-7
3. Типы характера…………………………………………………………………8
4. Характерология………………………………………………………….….9-11
5. Формирование характера………………………...……………………….12-13
6. Степени выраженности характера…………………………………………...14
7. «Нормальный» характер……………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………….17

Файлы: 1 файл

психология характер.docx

— 68.79 Кб (Скачать файл)

 

1. Циклоид-сангвиник — добродушный, реалистический экстраверт, синтонный (то есть находящийся в гармонии  с окружающей его реальностью). Синтоник веселится, когда весело, и грустит, когда грустно. Когда-то  этот образ играл большую роль  в культуре — по-видимому, начиная  с эпохи Возрождения. В художественной  литературе сангвиники нарисованы  особенно выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак, Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик — все добродушные  толстяки. В ХХ в. от засилья  добродушных героев остались  только Кола Брюньон и Швейк. В целом такая в принципе  здоровая жизнерадостная личность  не характерна для ХХ в.

2. Психастеник — реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт. Этот тип характерен для культуры  конца ХIХ века, его олицетворяет  Чехов в своих основных характерологических  установках — психастенику свойственна  повышенная порядочность, боль за  других и тревожно-ипохондрическое  переживание прошлого в своей  душе. Чехов запечатлел психастеника  в драматическом виде в образе  профессора Николая Степановича («Скучная история»), а в комическом  виде — в образе Червякова («Смерть чиновника»). Психастеник  тревожно-мучительно, помногу раз  прокручивает уже сделанные поступки, «пилит опилки», по выражению  Дейла Карнеги. Тревожная психастеническая  рефлексия показательна для начала  ХХ в., она воплощена в таком  художественном направлении, как  постимпрессионизм (импрессионизм  считается в целом сангвиническим, синтонным направлением), в частности в творчестве Клода Моне. Самым знаменитым героем-психастеником в европейской культуре был, конечно, Гамлет.

3. Истерик. Для этого характера  важен такой признак, как демонстративность. По выражению Карла Ясперса, истерик  живет не для того, чтобы быть, а чтобы казаться быть. Самый  знаменитый истерик в мировой  литературе — это Хлестаков. Истерик  — парадоксальный характер в  том смысле, что это аутистический  экстраверт, то есть, с одной стороны, это нереалистический характер, у него совершенно фантастическое  представление о реальности, но, с другой стороны, он погружен  не в свой внутренний мир, который  у него достаточно беден, но  в выдуманную им самим реальность.

4. Эпилептоид. Характер напряженно-авторитарный  с атлетическим типом сложения. Реалист и прагматик до мозга  костей, экстраверт. Из эпилептоидов  рекрутируются воины и политики. Два знаменитых современных российских  эпилептоида — Борис Ельцин  и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды  могут быть двух типов —  примитивно-эксплозивные (Дикой в  «Грозе» Островского) и утонченно-дефензивные (Кабаниха, Иудушка Головлев, Фома  Фомич Опискин). Для эпилептоида  характерна так называемая иудина  маска — выражение льстивой  угодливости, за которой прячется  злоба и стремление к власти. Эпилептоид — прекрасный организатор, но почти никогда не бывает  литератором или философом. Есть  великие художники-эпилептоиды, например  Роден и Эрнст Неизвестный.

5. Шизотим, или шизоид, или аутист. Шизоид — замкнуто-углубленный  аутистический интроверт. Он во  всем замкнут на самого себя. Внешний мир, как его понимают  и чувствуют сангвиник и психастеник, не существует для шизоида  — его мир находится внутри  его самого, а проявления внешнего  мира суть лишь символы, еще  глубже раскрывающие структуру  мира внутреннего. Весь ХХ век  может быть назван шизотимической  эпохой. Практически все сколько  бы ни было фундаментальные  открытия в науке и философии, все важнейшие художественные  направления носят шизотимный  характер: это и аналитическая  философия, и квантовая механика, и теория относительности, и психоанализ, и кино, и структурная лингвистика  вместе с семиотикой и математической  логикой, и многое другое; шизоидный  характер присущ экспрессионизму, символизму, новому роману, постструктурализму, постмодернизму. Почти все великие  художественные произведения ХХ  в. аутистичны: «Доктор Фаустус»  Томаса Манна, «Улисс» Джойса, «В  поисках утраченного времени»  Пруста, «Шум и ярость» Фолкнера, «Человек без свойств» Музиля, «Игра в бисер» Гессе, «Бледный  огонь» Набокова. То же самое  относится к музыке ХХ века (см. додекафония): Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Булез, Штокгаузен —  все это шизотимы. Вся реальность  ХХ в. как бы попадает в воронку  аутистического мышления, реальность  насквозь символизирована, семиотизирована, концептуализирована. Важна логичность, непротиворечивость построения, а его отношение к реальности (которой, вероятней всего, как таковой вообще нет) имеет второстепенное значение. Известно, что когда Гегелю сказали, что некоторые его построения не соответствуют действительности, он холодно заметил: «Тем хуже для действительности». Вот классическая аутистическая установка.

6. Полифонический, или мозаичный, характер. Он тоже характерен для ХХ  века. Мозаика возникает в том  случае, когда человек переносит  тяжелую психическую болезнь, например  параноидальный психоз или эпилепсию. В этом случае характер человека  как будто раскалывается на  куски, становится многорадикальным, сочетает в себе несочетаемые  черты. Эпилептическими мозаиками  были во многом определившие  ХХ в. Лев Толстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший серьезную  эндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своей личности  и в своем творчестве черты  дефензивно-психастенические и шизотимные. Его романы, особенно «Замок», не  укладываются в чисто шизотимную  схему экспрессионистического творчества, он подрывает экспрессионизм  своей характерологической полифонией. Отсюда двойственность, идущая от  сочетания обыденного стиля с  фантастичностью происходящего. Мозаичен  в целом сюрреализм, для которого  выражение «сочетание несочетаемого»  входит в определение. Картины  Рене Магритта и Сальвадора  Дали, фильмы Луиса Бунюэля —  это явная мозаика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование характера.

 

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других - предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет - время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.

Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.

В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).

К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от "детскости" (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).

После 30 лет изменения характера, развитие и формирование характеракак правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу "здесь и сейчас". Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степени выраженности характера.

 

Характер может быть более или менее выражен. На рисунке 4 изображена ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров. На ней обозначаны следующие три зоны : зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций)  и зона сильных отклонений характеров, или психопатии.  Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья – к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы.  Они, в свою очередь, подразделяются на явные  и скрытые  акцентуации.

 

 

 

Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую – малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий  Ганнушкина – Кербикова.

Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию,  если он относительно стабилен  во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый  признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

Второй  признак – тотальность проявлений  характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» – другой, то он не психопат.

Наконец, третий  и, пожалуй, самый важный признак психопатий – это социальная дезадаптация. Заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научный критерий.

«Нормальный» характер.

 

Нормальный характер - в народном сознании характер не вредный, в рамках привычного реагирования.

 

При точном словоупотреблении формулировка "нормальный характер" - нонсенс, противоречие, типа «неотличающаяся индивидуальность» или «нехарактерная характерность». Ведь характер — это уже само по себе отличие, особенность, индивидуальность.

 

Ю.Б.Гиппенрейтер приводит рассказ одного московского журналиста.

 

«Проводил я, — рассказывал он, — однажды лето в глухой деревне Калужской области. Сижу как-то в доме и слышу: идут огородами бабы и разговаривают, и вдруг понимаю, что речь идет обо мне: «А он, — говорит одна женщина, — мужик ничего, бессловесный, бесхарактерный!» Я так и сел: «Ничего себе, — думаю, — какое впечатление я произвожу».

 

А надо сказать, что мужчина он живой, энергичный, вполне соответствует своей бойкой профессии.

 

«На следующий день, — продолжает он, — разговариваю с соседкой и как бы между прочим спрашиваю: «Тетя Настя, а какой это такой человек — бессловесный?» — «А это, — говорит, — который бранными словами не ругается». — «А бесхарактерный?» — «А это, — говорит, — который своего характера не кажет, не куражится!»

 

Эти ответы как будто вполне относятся к человеку с нормальным характером: ровно ведет себя, правильно общается, не создает проблем. Если характер — это «острые углы», которые проступают в поведении человека, то отсутствие таких углов значит и отсутствие характера. В этом смысле — «нормального» характера не бывает.

Поскольку характер – это неповторимое сочетание устойчивых черт личности, то говорить о том, какой характер «нормальный», а какой «ненормальный» - некорректно. Каждый характер уникален, своеобразен, то есть по определению не может быть «нормальным», соответствующим какой-то средней величине-норме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение, я хочу сказать, что все в руках человека, мы самостоятельно можем воспитывать характер, можем меняться, становиться добрее, справедливее. Главное, - это желание и стремление стать лучше.

Характер это лишь составляющее личности, человек может подняться над своим характером, изменить его, а не оправдывать себя словами «уж такой у меня характер».

Жизнь многообразна, она наполнена делами, встречами, событиями, мы сами делаем выбор, чем наполнять её, получением новых знаний, самообразованием, самопознанием, развитием собственной личности, либо на пустые не нужные дела и развлечения, которые порой приносит вред нашему здоровью, как физическому, так и психическому. Выбор всегда остается за человеком, хочется, чтобы люди стремились к лучшему и делали правильный выбор, который принесет пользу себе и человечеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология человека. М., 2005 г.

 

    1. Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org.

Информация о работе Характер