Характеристика индивидуально-психологических особенностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

В психологии различают личность в широком и узком смысле слова, и характер находится за пределами личности в узком смысле слова. Под характером понимают такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Таким образом, отличие характера от личности в узком смысле слова заключается в том, что в характер входят черты, относящиеся к способу поведения, к формам, в которые может облекаться одно и то же по содержанию поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии.6
Понятие личности в психологии……………………………………6
Формирование и развитие личности……………………………….9
Глава 2. Психические свойства личности……………………………….12
2.1. Общая характеристика типов темперамента ………………………12
2.2. Общая характеристика характера человека………………………..20
2.3. Общая характеристика способностей человека…………………...25
Заключение……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 86.53 Кб (Скачать файл)

Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Однако, помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории, существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:

1) кризис доверия-недоверия (в течение  первого года жизни);

2) автономия в противовес сомнениям  и стыду (в возрасте около 2–3 лет);

3) появление инициативности в  противовес чувству вины (примерно  от 3 до 6 лет);

4) трудолюбие в противовес комплексу  неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);

5) личностное самоопределение в  противовес индивидуальной серости  и конформизму (от 12 до 18 лет);

6) интимность и общительность  в противовес личностной психологической  изолированности (около 20 лет);

7) забота о воспитании нового  поколения в противоположность  «погружению в себя» (между 30 и 60 годами);

8) удовлетворенность прожитой жизнью  в противоположность отчаянию (старше 60 лет). Становление личности в  концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития. [6, стр. 49]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психические свойства личности

2.1.   Общая характеристика типов темперамента

История гласит, что понятие темперамента ввел  в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ, живший в IV – V вв. до н.э. Он же предложил  названия типов конституции (телосложения) человека, которые впоследствии стали использоваться как современные названия типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Далее продолжил гиппократово учение  римский врач Клавдий Гален во II в. н.э. Он, полагал, что темперамент человека определяется соотношением или смешением 4-х «соков» в организме: крови, лимфы, черной желчи или желтой желчи. От древних названий  этих «соков» и произошли  дошедшие до наших дней названия типов темперамента.  «Сангва» - это кровь, «хоул» - обычная желчь, «мелан хоул» -  темная желчь  и «флегма» – лимфа.  Считалось, что тип темперамента человека определяется тем видом жидкости, который преобладает в организме. Благодаря научным исследованиям И.П.Павлова [14, стр.56] связано открытие следующих основных свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности, уравновешенности – неуравновешенности. Но в дальнейшем оказалось, что 3-х свойств нервной системы недостаточно, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента.  Психофизиологи Б.М. Теплов [23, стр.25], В.Д. Небылицын [11, стр.115], В.М. Русалов [18, стр.47] доказали, что нервная система обладает другими свойствами. И они добавили еще одну пару свойств: лабильность – ригидность. Лабильность – быстрая откликаемость на стимулы, а ригидность – медленная откликаемость на стимулы. В следствии выделились иные факты того же порядка: указывалось на решающее  значение, которое имеет для темперамента широта просвета и толщина стенок сосудов у различных людей.   Но все эти взгляды  имели общие убеждения, что источники особенностей темперамента следует искать  в индивидуальных особенностях строения тела.

 На данный момент  учеными выделено несколько определений  термина "темперамент". Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Темпераментом называется  совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих  динамические особенности его психических  процессов, психических состояний и поведения. Иными словами, речь идет об индивидуальных особенностях человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек. Необходимо также пояснить, что такое динамические особенности. Динамические особенности  поведения -  это те его характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-оценочной оценке (например, энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и темп совершаемых движений и т.д.). Надо отметить, что в поведении человека кроме динамических сторон есть и такие стороны, которые нужно и можно оценивать в ценностных терминах типа: «хорошо-плохо», «морально-аморально».  Такие оценки не подходят для характеристики темперамента, они касаются других сторон личности человека, например, его способностей, ценностей, потребностей и характера. Единственный случай, когда темперамент  можно оценивать  как хороший или плохой – тот, когда речь идет о соответствии типа темперамента человека динамическим требованиям той или иной деятельности.

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

• Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.

• Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

• Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.

• Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») —меланхоликом.

Эта концепция до сих пор оказывает влияние на литературу, искусство и науку. Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в философии Иммануила Канта и Рудольфа Германа Лотце.

Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой». На основе определения Теплова Б. М., Маклаков [11, стр.102] выделяет два компонента темперамента: активность поведения и эмоциональность. По его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)

По мнению И. П. Павлова [14, стр.102], темпераменты являются "основными чертами” индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Из этих четырех типов к темпераменту чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознание человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений (чувств) бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

Четыре темперамента в виде наглядных смайликов(названия слева направо и сверху вниз: флегматик, холерик,  сангвиник, меланхолик)

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

Сангвинический тип темперамента. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Ребенок этого типа: он худощав, строен, изящен. В своих движениях он слишком быстр  и подвижен, даже суетлив. Он хватается с горячностью за всякое новое предприятие, но, не имея, настойчивости довести до конца, быстро к нему охладевает.  Ум его живой и острый, но недостаточно глубокий и вдумчивый.  Он жизнерадостен, любит наслаждения и стремится к ним. 

Флегматик - человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни, флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Ребенок этого типа - физически упитанный, он медлителен в своих движениях, инертен и ленив. Его ум последовательный, вдумчивый  и наблюдательный, блещет осведомленностью. Его чувства не горячи, но постоянны. В общем – добродушное, уравновешенное дитя. 

Холерический тип темперамента. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Ребенок холерического типа - худощавый и стройный, он слишком решителен и быстр. Он смел, настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. У него острый,  проницательный и насмешливый ум. Его чувства страстны и резки в проявлении своих симпатий и антипатий. Он властолюбив, мстителен и склонен ко всякого рода борьбе. Ребенок наиболее беспокойный и наименее уравновешенный.

Меланхолический тип темперамент похож на флегматический, но есть одно существенное отличие от него. Меланхолик – неуравновешенный человек  со слабой нервной системой и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Ребенок меланхолического темперамента: сумрачный и не по летам серьезный, он медлителен и основателен в проявлениях своей воли. С сильным, глубоким и вдумчивым умом. Крайне впечатлителен, мрачный и  замкнутый, он редко проявляет свои чувства. 

Информация о работе Характеристика индивидуально-психологических особенностей личности