Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:40, курсовая работа
В психологии различают личность в широком и узком смысле слова, и характер находится за пределами личности в узком смысле слова. Под характером понимают такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Таким образом, отличие характера от личности в узком смысле слова заключается в том, что в характер входят черты, относящиеся к способу поведения, к формам, в которые может облекаться одно и то же по содержанию поведение.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии.6
Понятие личности в психологии……………………………………6
Формирование и развитие личности……………………………….9
Глава 2. Психические свойства личности……………………………….12
2.1. Общая характеристика типов темперамента ………………………12
2.2. Общая характеристика характера человека………………………..20
2.3. Общая характеристика способностей человека…………………...25
Заключение……………………
Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации.
В этом плане можно выделить:
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
Б. М. Теплов ввел свою классификацию способностей, с использованием нескольких критериев.
1. По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на:
2. По критерию основного вида деятельности на:
3. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.
А также выделена высшая степень развития способностей личности, выражающаяся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества - гениальность. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций.
Характеристика педагогических способностей.
Отечественные ученые и педагоги выделили в отдельную категорию, такое понятие, как педагогические способности.
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся
Педагогический такт предполагает:
Базовые педагогические способности
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности. Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:
В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:
Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.
Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.
Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.
Н.Д. Левитов [6, стр.411] выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким [9, стр.294], который и дал им соответствующие общие определения.
Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль (см. статью Шайденковой Т.Н. "Структура дидактических умений учителя начальных классов").
Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Н.В. Кузьмина [8, стр.211] рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:
Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.
Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.
Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.
Второй уровень составляют
проектировочные педагогические способности,
обращенные к способам воздействия на
объект-субъект учащегося, в целях формирования
у него потребности в саморазвитии, самоутверждении,
в гражданственном и профессиональном
становлении. Перцептивно-рефлексивные
педагогические способности, в свою очередь,
по мнению Н.В. Кузьминой, включают три
вида чувствительности: чувство объекта,
чувство меры или такта, чувство причастности.
Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных
педагогических способностей обеспечивает
формирование педагогической интуиции,
которая, в свою очередь, может быть как
"хорошей", т.е. помогающей продуктивно
решать педагогические задачи, так и "плохой",
т.е. подсказывающей неверные решения.
Таким образом, перцептивно-рефлексивные
педагогические способности "специализируются"
на анализе взаимодействия между субъектом
профессионально-
Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов.
Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой [8, стр.167], что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.
Заключение.
Исследование направлено на выявление и анализ развития индивидуально-психологических особенностей личности.
В работе мы рассмотрели совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения, а также выявили особенности целостного образования личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности.
Определили специфику психологических различий между людьми, через систему отношений, составляющих структуру характера, личности, в одних случаях им присуще качество цельности, в других — противоречивости. Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Убежденность же, определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым (дисгармоничным) характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков.
Провели анализ и раскрыли теоретические основы понятия способности в психолого-педагогической литературе, а так же рассмотрели такой важный вид способностей, как педагогические способности, и определили степень их влияние, на развитие личности в целом.
Нами было определено, что каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Что именно педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности, и способствуют всестороннему развитию личности.
Информация о работе Характеристика индивидуально-психологических особенностей личности