Характеристика индивидуально-психологических особенностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

В психологии различают личность в широком и узком смысле слова, и характер находится за пределами личности в узком смысле слова. Под характером понимают такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Таким образом, отличие характера от личности в узком смысле слова заключается в том, что в характер входят черты, относящиеся к способу поведения, к формам, в которые может облекаться одно и то же по содержанию поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии.6
Понятие личности в психологии……………………………………6
Формирование и развитие личности……………………………….9
Глава 2. Психические свойства личности……………………………….12
2.1. Общая характеристика типов темперамента ………………………12
2.2. Общая характеристика характера человека………………………..20
2.3. Общая характеристика способностей человека…………………...25
Заключение……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 86.53 Кб (Скачать файл)

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации.

В этом плане можно выделить:

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

 Б. М. Теплов ввел свою  классификацию способностей, с использованием  нескольких  критериев.

1. По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на:

  • сенсомоторные;
  • перцептивные;
  • аттенционные;
  • мнемические;
  • имажитивные;
  • мыслительные;
  • коммуникативные;

2. По критерию основного вида деятельности на:

  • научные (математические, лингвистические и пр.);
  • творческие (музыкальные, литературные. художественные);
  • инженерные и т.д

3. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.

А также выделена высшая степень развития способностей личности, выражающаяся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества - гениальность. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций.

Характеристика педагогических способностей.

Отечественные ученые  и педагоги выделили в отдельную  категорию, такое понятие, как педагогические способности.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

  • педагогический такт;
  • наблюдательность;
  • любовь к детям;
  • потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся

Педагогический такт предполагает:

  • уважение к школьнику и требовательность к нему;
  • развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
  • внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;
  • доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
  • педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Базовые педагогические способности

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности. Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:

  • способность понимать ученика;
  • способность доступно налагать материал;
  • способность развивать заинтересованность учащихся;
  • организаторские способности;
  • педагогический такт;
  • предвидение результатов своей работы и др.

В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:

  • педагогическую наблюдательность;
  • педагогическое воображение;
  • требовательность как черту характера;
  • педагогический такт;
  • организаторские способности;
  • простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.

Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

Н.Д. Левитов [6, стр.411] выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

  • способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
  • способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
  • самостоятельный и творческий склад мышления;
  • находчивость или быстрая и точная ориентировка;
  • организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким [9, стр.294], который и дал им соответствующие общие определения.

Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль (см. статью Шайденковой Т.Н. "Структура дидактических умений учителя начальных классов").

Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Н.В. Кузьмина [8, стр.211] рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:

Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении. Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности: чувство объекта, чувство меры или такта, чувство причастности. Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения. Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности "специализируются" на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает.

Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов.

Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой [8, стр.167], что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исследование направлено на выявление и анализ развития индивидуально-психологических особенностей личности.

В работе мы рассмотрели совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих  динамические особенности его психических  процессов, психических состояний и поведения, а также выявили особенности целостного образования личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности.

Определили специфику психологических различий между людьми, через систему отношений, составляющих структуру характера, личности, в одних случаях им присуще качество цельности, в других — противоречивости. Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Убежденность же, определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым (дисгармоничным) характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков.

Провели анализ и раскрыли теоретические основы понятия способности в психолого-педагогической литературе, а так же рассмотрели такой важный вид способностей, как педагогические способности, и определили степень их влияние, на развитие личности в целом.

Нами было определено, что каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Что именно педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности, и способствуют всестороннему развитию личности.

Информация о работе Характеристика индивидуально-психологических особенностей личности