Характеристика юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет.

Содержание работы

1. Возрастные границы……………………………………………………………3
2. Физиологическое развитие……………………………………………………4
3. Социальная ситуация развития……………………………………………….7
4. Ведущая деятельность…………………………………………………………8
5. Кризис…………………………………………………………………………...11
6. Психические и личностные новообразования………………………………12

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 1,006.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО  И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра: психологии

Контрольная работа по предмету: «Психология»

Тема: «Характеристика юношеского возраста»

 

 

Выполнил: студент группы  з10 ПО

Балина Г.В.

Курс 2

Проверил: Зубова Л.В.


 

Оренбург 2012

Содержание

  1. Возрастные границы……………………………………………………………3
  2. Физиологическое развитие……………………………………………………4
  3. Социальная ситуация развития……………………………………………….7
  4. Ведущая деятельность…………………………………………………………8
  5. Кризис…………………………………………………………………………...11
  6. Психические и личностные новообразования………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возрастные границы

В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами  по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский  возраст был определен как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет —  для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения  подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства  к взрослости, а границы могут  простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной  науке принято рассматривать  юношеский возраст как самостоятельный  период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда юношеский возраст  оказывается фактически совпадающим  со старшим школьным возрастом, с  периодом обучения в старших классах  общеобразовательной школы.

В юношеском возрасте в  основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое  созревание, замедляется темп роста  тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается  формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Юношеский возраст — исторически  наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется  усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального  образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет  даже в одной стране могут оказаться  в различных социальных ситуациях  развития. Если учесть к тому же, что  процессы соматического, психического и социального «созревания» протекают  неравномерно и разновременно у  разных людей и соответствующие  различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.

  1. Физиологическое развитие

В 9 - 10 лет у девочек  и в 11 - 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

Отрочество. Бурный, неудержимый  рост и развитие, совершенствование  физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения  происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются  в юности. Подростковый и юношеский  возраст объединяют иногда одним  названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 - 19, у девушек – к  16 - 17 годам. К  этому времени полностью формируются  пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма  — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки  требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не "срабатывают" отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого  вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и  девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих  сверстников по росту (на 1,6 см) и  весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны  с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает  так называемый пубертатный "скачок роста", т. е. значительное ускорение  роста и веса, У девочек он наблюдается  в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков  – от 12,5 до 15. Пубертатный "скачок роста" предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и  повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое  созревание наступает у девочек  в 12,5 - 13 лет, у мальчиков – в  14 - 15 лет. В этом возрасте у девочек  начинаются менструации, у мальчиков  появляются поллюции.

У подростков завершается  анатомическое развитие нервной  системы. К 13 - 14 годам заканчивается  формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для  формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией  рост скелетной мускулатуры существенно  отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет  этот показатель равен 35 кг; у девочек  сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек  мышечная сила достигает своего максимального  развития к 15 годам. Характерная для  подростков угловатость, неуклюжесть  и неловкость (что объясняется  более быстрым ростом костей и  мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе  организма в подростковом и юношеском  возрасте не предъявляется таких  высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек – с  35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек – 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Надо отметить, что в  стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего  тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения  тела.

В развивающейся системе  кровообращения часто встречается  и несоответствие между просветом  сосудов, по которым кровь выбрасывается  из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается  артериальное давление. Так, если у  мальчиков и у девочек 10 лет  артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у  юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано  с перестройкой деятельности эндокринной  и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся  гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без  всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин  кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего  они возникают у ослабленных  детей, страдающих хроническими заболеваниями  носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни  совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические  и физиологические особенности  всего организма, отдельных органов  и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности  на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

  1. Социальная ситуация развития

Главный конституирующий  момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В юношеском возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых).

Тем не менее в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.

  1. Ведущая деятельность 

В психологических периодизациях  Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.).

В других случаях юноши  и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности.

Содержание психологической готовности к самоопределению:

 - сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

 - развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

 - становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение  составляет важный момент личностного  самоопределения, но не исчерпывает  его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения  в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Информация о работе Характеристика юношеского возраста