Характеристика невербального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать невербальное общение как способ поведения людей
Задачи:
Изучить понятие невербальное общение.
Рассмотреть особенности невербального общения.
Характеризовать невербальное общение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1. Понятие Невербального общения 5
2. Характеристика невербального общения 7
2.1 Выражение лица (мимика) 7
2.2 Визуальный контакт 9
2.3 Интонация и тембр голоса 10
2.4 Позы и жесты 11
2.5 Межличностное пространство 13
2.6 Ответ на невербальное общение 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Невербальное общение.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

1.  Понятие Невербального общения 5

2. Характеристика невербального общения 7

          2.1 Выражение лица (мимика) 7

          2.2 Визуальный контакт 9

          2.3 Интонация и тембр голоса 10

          2.4 Позы и жесты 11

          2.5 Межличностное пространство 13

          2.6 Ответ на невербальное общение 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. 

 

     Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

 

     Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим.  Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

 

     С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов.  По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

 

Цель работы: Исследовать невербальное общение как способ поведения людей

 

Задачи:

  • Изучить понятие невербальное общение.
  • Рассмотреть особенности невербального общения.
  • Характеризовать невербальное общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ          

                 

    1.  Понятие Невербального общения

 

                              Общение без слов – общение   самое емкое и достоверное.

 

         Общаясь,  мы слушаем не только словесную  информацию, но и смотрим в  глаза друг другу, воспринимаем  тембр голоса, интонацию, мимику, жесты (см. приложение 1,2). Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

 

       Невербальное  общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

 

      Невербальное  общение – наиболее древняя  и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между  собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы  и сейчас часто понимаем друг  друга без слов.

 

     Невербальный  язык настолько мощный и общий,  что часто мы без труда понимаем  собаку, что она хочет. Собака  же предугадывает многие наши  поступки, например, заранее знает,  когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу  без нее. 

 

     Некоторые животные  живут в одиночку, например, медведи.  Поэтому у них неразвит невербальный  язык (например, мимика, положение ушей, оскал морды). В результате добродушный  с виду медведь может отвесить  оплеуху дрессировщику. При дрессировке  животных со слаборазвитым невербальным  языком следует быть особенно  осторожными.

 

      Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

 

      Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.

 

      Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм – неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.

 

      Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

 

                                                  

 

                             

 

2. Характеристика невербального общения

2.1 Выражение лица (мимика)

 

Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции – это счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции – печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

 

  • удивление -- поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

 

  • страх -- приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

 

  • гнев -- брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

 

  • отвращение -- брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

 

  • печаль -- брови сведены, глаза потухшие; часто утолки губ слегка опущены;

 

  • счастье -- глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

 

Художникам  и фотографам давно известно, что  лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это  тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.

 

Особенно  экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы -- сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в  одобрении. В то же самое время  улыбка как элемент мимики и поведения  зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться  чаще, чем жители северных районов.

 

Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует  быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность  в одобрении или почтение перед  начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

 

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий, обычно, пытается контролировать или  маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем  самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому  натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

 2.2 Визуальный контакт

 

Визуальный  контакт является исключительно  важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить  внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий  то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий  смотрят друг другу в глаза  не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора  или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени  глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

 

Нам значительно  легче поддерживать визуальный контакт  с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого  визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый  или пристальный взгляд в таких  случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный  взгляд обычно воспринимается как признак  враждебности.

 

Необходимо  знать, что отдельные аспекты  взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем  у нас близкие отношения. Женщины  к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях  соперничества, чтобы этот контакт  не был понят как выражение  враждебности. Кроме того, мы склонны  смотреть на говорящего больше, когда  он находится на расстоянии: чем  ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с  Вами, и произвести благоприятное  впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное  впечатление.

 

Визуальный  контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза  слушающего, то отводит глаза в  сторону, это значит, что он еще  не закончил говорить. По завершении своей  речи говорящий, как правило, прямо  смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь Ваша очередь».

2.3 Интонация и тембр голоса

 

                                   Можно обмануть словами, но нельзя обмануть голосом.           

 

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между  строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает  силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность  предложений, отмечает частые паузы. Эти  вокальные выражения наряду с  отбором слов и выражением лица полезны  для понимания сообщения.

 

Тон голоса -- особо ценный ключ к пониманию  чувств собеседника. Один известный  психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?» Чувства находят свое выражение  независимо от значения слов. Можно  ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые  распознаются труднее.

 

Сила и  высота голоса также полезные сигналы  для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх  тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне  тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и  усталость, обычно передаются мягким и  приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

 

Скорость  речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они  взволнованы или обеспокоены  чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

 

Допуская  в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая  фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется  тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить  нас. Обычно речевые недостатки более  выражены в состоянии волнения или  когда собеседник пытается нас обмануть.

 

Важно также  понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут  означать больше, чем слова. Это также  верно для языка жестов.

Информация о работе Характеристика невербального общения