Характеристика невербального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать невербальное общение как способ поведения людей
Задачи:
Изучить понятие невербальное общение.
Рассмотреть особенности невербального общения.
Характеризовать невербальное общение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1. Понятие Невербального общения 5
2. Характеристика невербального общения 7
2.1 Выражение лица (мимика) 7
2.2 Визуальный контакт 9
2.3 Интонация и тембр голоса 10
2.4 Позы и жесты 11
2.5 Межличностное пространство 13
2.6 Ответ на невербальное общение 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Невербальное общение.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

2.4 Позы и жесты

 

Установку и  чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит  или сидит, по его жестам и движениям.

 

Когда говорящий  наклоняется к нам во время  разговора, мы воспринимаем это как  любезность, видимо, потому, что такая  поза говорит о внимании. Мы чувствуем  себя менее удобно с теми, кто  в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в  кресле. Обычно легко беседовать с  теми, кто принимает непринужденную позу. Такую позу могут принимать  и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения  и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад  или склонившись набок.

 

Наклон, при  котором сидящие или стоящие  собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или  от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга  или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества.

 

Значение  многих жестов рук или движений ног  в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают  на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, -- признак неповиновения  или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора  головы собеседников находятся в  постоянном движении. Хотя кивание  головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как  бы давая разрешение собеседнику  продолжать речь. Кивки головой действуют  на говорящего одобряюще и в групповой  беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно  к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает  на то, что слушающий хочет высказаться.

 

Обычно и  говорящим, и слушающим легко  беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная  моторика.

 

Активная  жестикуляция часто отражает положительные  эмоции и воспринимается как признак  заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

 2.5 Межличностное пространство

 

Другим важным фактором в общении является межличностное  пространство -- как близко или далеко собеседники находятся по отношению  друг к другу. Иногда наши отношения  мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу.

 

Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками, он зависит  от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

 

  • интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте -- в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

 

  • межличностное расстояние (0,5 - 1,2м) -- для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

 

  • социальное расстояние (1,2 - 3,7 м) -- для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

 

  • публичное расстояние (3,7 м и более) -- на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С. 135..

 

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда  стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно  близкое, как и чрезмерно удаленное  положение, отрицательно сказывается  на общении.

 

Кроме того, чем  ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят  как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

 

Эти правила  значительно варьируют в зависимости  от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как  подростки, молодые люди и люди средних  лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят  или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику  ближе, тогда как беспокойные, нервные  люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного  статуса общаются на относительно близком  расстоянии.

2.6 Ответ на невербальное общение

 

Отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом, мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте».

 

Как же реагировать  на невербальное общение собеседника? Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста  общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют  его словам, то проблем никаких  нет. В этом случае невербальное общение  помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как  гласит популярная пословица, «судят не по словам, а по делам».

 

Когда несоответствие между словами и невербальными  «сообщениями» невелико, как это  имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз  куда-либо, мы можем отвечать или  не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать.

 

Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые  сигналы», то можем выразить ответ  примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому  вопросу», оставляя себе время для  оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

 

Когда несоответствие между словами и невербальными  сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника  следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается  что-либо сделать для Вас, но проявляет  при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы  или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?» Это  замечание показывает, что Вы внимательны  ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или  защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более  полно.

 

Итак, эффективность  слушания зависит не только от точного  понимания слов говорящего, но и  в не меньшей степени от понимания  невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые  могут подтверждать, а иногда и  опровергать устное сообщение. Понимание  этих невербальных сигналов -- жестов и  мимики говорящего -- поможет слушающему правильно интерпретировать и слова  собеседника, что позволит повысить результативность общения.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Итак, учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам.

Во-первых, словами  можно передать только фактические  знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим. «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что  наши чувства настолько глубоки  или сложны, что для их выражения  мы не можем найти подходящих слов.

Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько  мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет  себя и более вызывающе.

В-третьих, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

 

Понимание невербального  языка в основном приобретается  при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении  повышается с возрастом и опытом.  

 

      Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

                                                                           Схема 1. Виды общения

 

 

 

 

 

                                                                              Схема 2. Невербальное общение


                                                                            

 

 

 

 

 

 

               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дерябо С,  Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000. 

2. http://www.zhestov.net/

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

4. Малая энциклопедия этикета.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2000

 


Информация о работе Характеристика невербального общения