Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:24, курсовая работа
Объектом изучения являются студенты 21 группы художественно-графического факультета, в количестве 16 человек.
Предметом исследования являются психологические особенности защитного поведения у студентов в ситуации экзаменационного стресса.
Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения стресса у студентов.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.
2) Дать общую психологическую характеристику стресса и защитного поведения у студентов.
3) Изучить методы исследования психологических особенностей стресса.
конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;
отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).[21]
Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.[15]
1.6 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов
Существует множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой современный студент.
1. При распределении времени
держать ситуацию под
2. Защищаясь от стресса,
можно прибегнуть к
3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.
4. Посещение культурных
и культурно-развлекательных
5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.
6. Хорошим лекарством
от стресса является смех. Он
тренирует многие мышцы,
7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.
8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.
9. Существует ряд упражнений для борьбе со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений:
релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога);
концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня;
противострессовые дыхательные упражнения.[18]
Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.[21]
Глава2. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов
2.1 Описание методик,
используемых в диагностике
Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов 21 группы художественно-графического факультета ВГУ им. П.М. Машерова. В диагностике участвовали 16 студентов. Возраст участников - 18-22 года, девушек – 12, юношей - 4.
Для исследования было выбрано 2 методики:
Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.
Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.
Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).
Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).
2.2 Обработка и
интерпретация результатов
Результаты проведенных исследований предоставлены в форме таблиц(1, 2, 3, 4, 5) и анализа полученных результатов.
Таблица 1. Причины стресса у студентов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||||
Строгие преподаватели |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
8 |
4 |
7 |
3 |
5 |
7 |
7 |
2 |
2 |
3 |
5 |
74 |
4,6 |
|
Большая учебная нагрузка |
5 |
5 |
9 |
5 |
2 |
9 |
6 |
8 |
5 |
9 |
8 |
10 |
10 |
5 |
3 |
9 |
108 |
6,8 |
|
Отсутствие учебников |
0 |
2 |
2 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
0 |
6 |
10 |
2 |
1 |
1 |
4 |
51 |
3,1 |
|
Скучные учебники |
0 |
2 |
4 |
3 |
10 |
7 |
3 |
5 |
4 |
3 |
6 |
9 |
2 |
0 |
1 |
4 |
62 |
3,9 |
|
Жизнь вдали от родителей |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
6 |
0 |
0 |
6 |
2 |
0 |
1 |
0 |
3 |
3 |
9 |
36 |
2,3 |
|
Неумение правильно |
0 |
2 |
2 |
4 |
7 |
4 |
3 |
4 |
2 |
9 |
2 |
5 |
10 |
2 |
2 |
5 |
63 |
4,0 |
|
Неумение правильно |
1 |
0 |
2 |
7 |
10 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
9 |
5 |
3 |
3 |
4 |
61 |
3,8 |
|
Нерегулярное питание |
1 |
0 |
7 |
7 |
10 |
4 |
3 |
3 |
2 |
0 |
2 |
8 |
5 |
5 |
1 |
4 |
62 |
3,9 |
|
Проблемы совместного |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
9 |
2 |
0 |
4 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
6 |
31 |
2,0 |
|
Конфликт в группе |
0 |
2 |
0 |
3 |
8 |
2 |
4 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
4 |
29 |
1,8 |
|
Излишне серьезное отношение к учебе |
1 |
2 |
6 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
2 |
0 |
4 |
2 |
9 |
1 |
1 |
9 |
56 |
3,5 |
|
Нежелание учиться или разочарование в профессии |
2 |
2 |
3 |
1 |
8 |
5 |
5 |
1 |
2 |
10 |
10 |
10 |
5 |
5 |
6 |
2 |
77 |
4,8 |
|
Стеснительность, застенчивось |
3 |
2 |
6 |
1 |
3 |
7 |
5 |
1 |
1 |
5 |
3 |
9 |
5 |
2 |
0 |
2 |
55 |
3,4 |
|
Страх перед будущим |
0 |
1 |
8 |
2 |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
9 |
9 |
5 |
0 |
2 |
1 |
59 |
3,7 |
|
Проблемы в личной жизни |
2 |
2 |
8 |
2 |
10 |
0 |
4 |
1 |
3 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
1 |
5 |
42 |
2,6 |
|
Иное |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Личные переживания |
Итак, основными причинами возникновения стресса у студентов являются большая учебная нагрузка - 6,8, нежелание учиться либо разочарование в профессии – 4,8 и строгие преподаватели – 4.6. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами – 2,0, жизнь вдали от родителей(2,3), конфликт в группе - 1,8.
Средний показатель экзаменационного волнения в группе – 3,6. Уровень взволнованности нормальный.
Таблица2. Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы
Уровень стресса |
Количество испытуемых с данным уровнем стресса |
Значительно уменьшился |
1 |
Незначительно уменьшился |
1 |
Не изменился |
6 |
Незначительно возрос |
3 |
Значительно увеличился |
5 |
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что за последние 3 месяца учебы у большинства студентов уровень стресса не изменился, но так же имеются такие, у которых уровень стресса увеличился.
Таблица 3. Стресс, связанный с учебой
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|||
Ощущение беспомощности |
3 |
2 |
2 |
1 |
4 |
5 |
4 |
1 |
2 |
0 |
5 |
7 |
0 |
2 |
2 |
4 |
44 |
2,8 |
Невозможность избав. от посторонних мыслей |
1 |
3 |
6 |
3 |
7 |
2 |
3 |
1 |
2 |
0 |
6 |
9 |
5 |
1 |
5 |
6 |
60 |
3,8 |
Плохая конц.внимания |
1 |
3 |
0 |
4 |
9 |
0 |
3 |
1 |
1 |
8 |
3 |
10 |
5 |
3 |
3 |
6 |
60 |
3,8 |
Раздражительность |
3 |
3 |
3 |
1 |
6 |
0 |
4 |
1 |
2 |
2 |
4 |
7 |
5 |
4 |
2 |
4 |
51 |
3,2 |
Плохое настр. |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
6 |
1 |
1 |
3 |
4 |
5 |
7 |
1 |
5 |
9 |
42 |
2,6 |
Страх, тревога |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
4 |
8 |
0 |
3 |
2 |
2 |
42 |
2,6 |
Снижение самооценки |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
8 |
6 |
1 |
2 |
6 |
7 |
5 |
0 |
1 |
1 |
3 |
53 |
3,3 |
Нехватка времени |
4 |
1 |
8 |
2 |
9 |
9 |
5 |
1 |
1 |
8 |
9 |
9 |
10 |
5 |
1 |
6 |
88 |
5,5 |
Плохой сон |
1 |
1 |
8 |
3 |
9 |
7 |
5 |
3 |
3 |
0 |
9 |
6 |
4 |
2 |
3 |
7 |
71 |
4,4 |
Проблемы в общении |
1 |
2 |
4 |
1 |
9 |
3 |
6 |
1 |
2 |
1 |
0 |
5 |
5 |
1 |
1 |
7 |
49 |
3,1 |
Боли в сердце |
0 |
0 |
5 |
4 |
0 |
0 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
20 |
1,3 |
Затрудненное дыхание |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
15 |
0,9 |
32Пробл.с жел.-киш.трактом |
0 |
0 |
6 |
3 |
9 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
7 |
32 |
2,0 |
Напряжение |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
15 |
0,9 |
Головные боли |
0 |
0 |
3 |
1 |
10 |
1 |
7 |
2 |
2 |
9 |
1 |
5 |
1 |
2 |
0 |
4 |
48 |
3,0 |
утомляемость |
1 |
2 |
7 |
1 |
8 |
3 |
5 |
2 |
3 |
8 |
2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
10 |
63 |
4,0 |
Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне – 4,4, нехватке времени – 5,5. Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.
Таблица 4. Приемы снятия стресса.
Приемы снятия стресса |
Общий балл |
Алкоголь |
1 |
Сигареты |
- |
Наркотики |
- |
Телевизор |
2 |
Вкусная еда |
6 |
Перерыв в работе |
9 |
Сон |
14 |
Общение с друзьями или любимым человеком |
14 |
Поддержка или совет родителей |
8 |
Секс |
8 |
Прогулки |
11 |
Хобби |
11 |
Физ.активность |
6 |
Основным способом снятия стресса является сон – 14, а так же общение с друзьями или любимым человеком - 14. Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются.
Таблица 5. Признаки проявления стресса
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|||
Учащенное сердцебиение |
0 |
0 |
0 |
9 |
10 |
5 |
1 |
1 |
6 |
0 |
8 |
10 |
10 |
2 |
4 |
7 |
75 |
4,7 |
Сухость во рту |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
4 |
1 |
1 |
5 |
0 |
5 |
10 |
0 |
0 |
1 |
6 |
35 |
2,2 |
Затрудненное дыхание |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
1 |
3 |
0 |
1 |
10 |
5 |
0 |
1 |
7 |
34 |
2,1 |
Скованность |
1 |
0 |
0 |
2 |
9 |
7 |
0 |
1 |
4 |
0 |
7 |
10 |
5 |
2 |
2 |
6 |
56 |
3,5 |
Боли |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
0 |
1 |
2 |
5 |
0 |
0 |
10 |
10 |
0 |
0 |
4 |
32 |
2,0 |
Из биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения – 4,7, а так же скованность – 3,5. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов.
Таблица 5. Самооценка стрессоустойчивости
Номер испытуемого |
Уровень самооценки стрессоустойчивости |
1 |
15 |
2 |
21 |
3 |
21 |
4 |
18 |
5 |
23 |
6 |
18 |
7 |
19 |
8 |
19 |
9 |
17 |
10 |
18 |
11 |
18 |
12 |
25 |
13 |
14 |
14 |
13 |
15 |
17 |
16 |
19 |
При проведении теста, определяющего уровень самооценки стрессоустойчивости, средний показатель стрессоустойчивости составил 18,5 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе.
В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Так же многие студенты испытывают нежелание учиться, либо разочаровываются в выбранной профессии. Чаще всего учащиеся восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика.
Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.
Информация о работе Характеристика стресса у студентов в ситуации экзаменационного стресса