Характеристика стресса у студентов в ситуации экзаменационного стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения являются студенты 21 группы художественно-графического факультета, в количестве 16 человек.
Предметом исследования являются психологические особенности защитного поведения у студентов в ситуации экзаменационного стресса.
Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения стресса у студентов.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.
2) Дать общую психологическую характеристику стресса и защитного поведения у студентов.
3) Изучить методы исследования психологических особенностей стресса.

Файлы: 1 файл

готовый курсовая Кобайло В..docx

— 70.19 Кб (Скачать файл)

       Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

       В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

       Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Д.А. О понятии  адаптация. Исследование адаптации  студентов к условиям учебы  в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973, с.62-69

2. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С.45-54.

3. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т.18. № 2. С.102-113.

4. Бодров В.А. Информационный  стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004.382 с.

5. Бодров В.А. Психологический  стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - с.528

6. Вальдман А.В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса // Актуальные проблемы стресса. Кишенев: "Штнинца", 1996, С.34-43.

7. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982.

8. Горизонтов П.Д. Стресс. БМЭ, 1963. Т.31. С.608-628.

9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987, 286 с.

10.   Губачев Ю.М., Иевлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1996, 224 с.

11.   Игумнов С.А. Управление  стрессом: современные психологические  и медикаментозные подходы. - СПб.: Речь, 2007. - с.217

12.   Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, 440 с.

13.   Китаев-Смык Л.А.  Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.

14.   Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976, 190 с.

15.   Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М. - Женева, 1989. С.121-126.

16.   Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С.178-208.

17.   Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А.  Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2006. - с.848

18.   Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - с.288

19.   Писаренко В.М.  Роль психики в обеспечении  эмоциональной устойчивости человека // Психол. журн. 1986. Т.7. № 1. С.62-72.

20.   Ресурс Интернета: #"#">Щербатых Ю.В. Влияние  показателей высшей нервной деятельности  студентов на характер протекания  экзаменационного стресса // Журнал  ВНД им. Павлова, 2000, №6, С.959-965.

21.   Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Тест на учебный стресс.

Разработан Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

1. Оцените по 10-бальной  шкале вклад Ваших отдельных  проблем в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели  _______баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников  __________

1.4 Непонятные, скучные учебники _______

1.5 Жизнь вдали от родителей  (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно  распорядиться ограниченными финансами

________

1.7 Неумение правильно  организовать свой режим дня  ________

1.8 Нерегулярное питание  ________

1.9 Проблемы совместного  проживания с другими студентами

_________

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное  отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться  или разочарование в профессии  ______

1.13 Стеснительность, застенчивость  ________

1.14 Страх перед будущим  ________

1.15 Проблемы в личной  жизни _______

1.16 Иное (напишите, что именно)

_________________________________

2. Как изменился уровень  Вашего постоянного стресса за  последние три месяца учебы? (подходящее подчеркнуть)

*Значительно уменьшился

*Незначительно уменьшился

*Не изменился

*Незначительно возрос

*Значительно увеличился

3. В чем проявляется  ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности,  невозможности справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться  от посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость,  плохая концентрация внимания

_______________

3.4 Раздражительность, обидчивость  _________

3.5 Плохое настроение, депрессия  ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности,  снижение самооценки_______

3.8 Спешка, ощущение постоянной  нехватки времени _________

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных  контактов, проблемы в общении  _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание  ________

3.13 Проблемы с желудочно-кишечным  трактом ________

3.14 Напряжение или дрожание  мышц ______

3.15 Головные боли______

3.16 Низкая работоспособность,  повышенная утомляемость ________

3.17 Иное (напишите сами и оцените)

___________________________________

4. Какие приемы снятия  стресса вы практикуете? (подходящее подчеркнуть)

алкоголь,

сигареты,

наркотики,

телевизор,

вкусная еда,

перерыв в работе или учебе,

сон,

общение с друзьями или  любимым человеком,

поддержка или совет родителей,

секс,

прогулки на свежем воздухе,

хобби _______________

физическая активность

иное ______________________________

5. Насколько сильно вы  волнуетесь перед экзаменами (оцените  по 10 бальной системе):

____________________ баллов

6. Какие признаки экзаменационного  стресса вы отмечали у себя?

6.1 Учащенное сердцебиение ______

6.2 Сухость во рту _________

6.3 Затрудненное дыхание  ______

6.4 Скованность, дрожание  мышц ______

6.5 Головные или иные  боли _______

6.6 Иное (напишите, что) _________________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное  волнение?

7.1___________________________________________________

7.2 ____________________________________________________

7.3____________________________________________________

 

 

Приложение 2. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

1. Насколько часто неожиданные  неприятности выводят вас из  равновесия?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень  часто - 4

2. Насколько часто вам  кажется, что самые важные вещи  в вашей жизни выходят из-под  вашего контроля?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень  часто - 4

3. Как часто вы чувствуете  себя "нервозным", подавленным?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень  часто - 4

4. Как часто вы чувствуете  уверенность в своей способности  справиться со своими личными  проблемами?

Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень  часто - 0

5. Насколько часто вам  кажется, что все идет именно  так, как вы хотите?

Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень  часто - 0

6. Как часто вы в  силах контролировать раздражение?

Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень  часто - 0

7. Насколько часто у  вас возникает чувство, что  вам не справиться с тем,  что от вас требуют?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень  часто - 4

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень  часто - 0

9. Как часто вы злитесь  по поводу вещей, которые вы  не можете контролировать?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень  часто - 4

10. Часто ли вы думаете,  что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень  часто - 4

Интерпретация результатов  теста (цит. по Я. Воробейчик, 2004):

 

Оценка стрессоустойчивости

Возраст

От 18 до 29

От 30 до 44

От 45 до 54

От55 до 64

Отлично

0,5 - 6,7

2,0 - 5,9

1,8 - 5,6

1,3 - 5,1

Хорошо

6,8 - 14,1

6,0 - 12,9

5,7 - 12,5

5,2 - 11,8

Удовлетворительно

14,2 - 24,1

13,0 - 23,2

12,6 - 22,5

11,9 - 21,8

Плохо

24,2 - 34,1

23,3 - 32,9

22,6 - 23,2

21,9 - 31,7

Очень плохо

34,2 - 40

33,0 - 40

23,3 - 40

31,8 - 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика стресса у студентов в ситуации экзаменационного стресса