Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:24, курсовая работа
Объектом изучения являются студенты 21 группы художественно-графического факультета, в количестве 16 человек.
Предметом исследования являются психологические особенности защитного поведения у студентов в ситуации экзаменационного стресса.
Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения стресса у студентов.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.
2) Дать общую психологическую характеристику стресса и защитного поведения у студентов.
3) Изучить методы исследования психологических особенностей стресса.
Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.
Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Д.А. О понятии
адаптация. Исследование
2. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С.45-54.
3. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т.18. № 2. С.102-113.
4. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004.382 с.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - с.528
6. Вальдман А.В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса // Актуальные проблемы стресса. Кишенев: "Штнинца", 1996, С.34-43.
7. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982.
8. Горизонтов П.Д. Стресс. БМЭ, 1963. Т.31. С.608-628.
9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987, 286 с.
10. Губачев Ю.М., Иевлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1996, 224 с.
11. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. - СПб.: Речь, 2007. - с.217
12. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, 440 с.
13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
14. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976, 190 с.
15. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М. - Женева, 1989. С.121-126.
16. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С.178-208.
17. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2006. - с.848
18. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - с.288
19. Писаренко В.М.
Роль психики в обеспечении
эмоциональной устойчивости
20. Ресурс Интернета:
#"#">Щербатых Ю.В. Влияние
показателей высшей нервной
21. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Тест на учебный стресс.
Разработан Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.
1. Оцените по 10-бальной
шкале вклад Ваших отдельных
проблем в общую картину
1.1 Строгие преподаватели _______баллов
1.2 Большая учебная нагрузка __________
1.3 Отсутствие учебников __________
1.4 Непонятные, скучные учебники _______
1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)
1.6 Неумение правильно
распорядиться ограниченными
________
1.7 Неумение правильно организовать свой режим дня ________
1.8 Нерегулярное питание ________
1.9 Проблемы совместного
проживания с другими
_________
1.10 Конфликт в группе __________
1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________
1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии ______
1.13 Стеснительность,
1.14 Страх перед будущим ________
1.15 Проблемы в личной жизни _______
1.16 Иное (напишите, что именно)
______________________________
2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (подходящее подчеркнуть)
*Значительно уменьшился
*Незначительно уменьшился
*Не изменился
*Незначительно возрос
*Значительно увеличился
3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):
3.1 Ощущение беспомощности,
невозможности справиться с
3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________
3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания
_______________
3.4 Раздражительность,
3.5 Плохое настроение, депрессия ___________
3.6 Страх, тревога _________
3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки_______
3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________
3.9 Плохой сон ________
3.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______
3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________
3.12 Затрудненное дыхание ________
3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________
3.14 Напряжение или дрожание мышц ______
3.15 Головные боли______
3.16 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость ________
3.17 Иное (напишите сами и оцените)
______________________________
4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (подходящее подчеркнуть)
алкоголь,
сигареты,
наркотики,
телевизор,
вкусная еда,
перерыв в работе или учебе,
сон,
общение с друзьями или любимым человеком,
поддержка или совет родителей,
секс,
прогулки на свежем воздухе,
хобби _______________
физическая активность
иное ______________________________
5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе):
____________________ баллов
6. Какие признаки
6.1 Учащенное сердцебиение ______
6.2 Сухость во рту _________
6.3 Затрудненное дыхание ______
6.4 Скованность, дрожание мышц ______
6.5 Головные или иные боли _______
6.6 Иное (напишите, что) ______________________________
7. Как вы снимаете
7.1___________________________
7.2 ______________________________
7.3___________________________
Приложение 2. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
2. Насколько часто вам
кажется, что самые важные
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
3. Как часто вы чувствуете себя "нервозным", подавленным?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
4. Как часто вы чувствуете
уверенность в своей
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
6. Как часто вы в
силах контролировать
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
10. Часто ли вы думаете,
что накопилось столько
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
Интерпретация результатов теста (цит. по Я. Воробейчик, 2004):
Оценка стрессоустойчивости
Возраст
От 18 до 29
От 30 до 44
От 45 до 54
От55 до 64
Отлично
0,5 - 6,7
2,0 - 5,9
1,8 - 5,6
1,3 - 5,1
Хорошо
6,8 - 14,1
6,0 - 12,9
5,7 - 12,5
5,2 - 11,8
Удовлетворительно
14,2 - 24,1
13,0 - 23,2
12,6 - 22,5
11,9 - 21,8
Плохо
24,2 - 34,1
23,3 - 32,9
22,6 - 23,2
21,9 - 31,7
Очень плохо
34,2 - 40
33,0 - 40
23,3 - 40
31,8 - 40
Информация о работе Характеристика стресса у студентов в ситуации экзаменационного стресса