Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:09, реферат
Цель его философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость. Для последующих эпох стал воплощением идеала мудреца».[4;98]
В истории философии, пожалуй, нет более известной и значимой фигуры, чем Сократ. Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений.
Введение……………………………………………………………………..3
1. «Познай самого себя»……………………………………………….4
2. Идеалистическое учение Сократа………………………………….6
3. «Сократический» метод и его суть…………………………………8
4. Заключение…………………………………………………………..12
5. Литература …………………………………………………………..13
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
факультет дошкольного образования
РЕФЕРАТ
Тема: «Идеалистическое учение Сократа»
Выполнила :студентка 1 курса
заочного отделения
группа 122
Куртнезирова Ирина Михайловна
Проверила: Аверьянова Татьяна Станиславовна
Минск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Сократ (470/469-339 до н.э.) «Древне-греческий философ, один из
родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и казнен (принял яд цикуты).
Излагал свое учение устно.
Цель его философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость. Для последующих эпох стал воплощением идеала мудреца».[4;98]
В истории философии, пожалуй, нет более известной и значимой фигуры, чем Сократ. Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений. О его личности существует огромное количество литературы. Но Сократ не оставил сам письменного наследства. О его жизни и учении мы знаем только из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта), а также из книг поздних авторов, например, Аристотеля. Каждый из которых по-своему понимал Сократа –
и все это создает большие
трудности при выяснении
фигуры Сократа.
Отношение к Сократу было различным в различные времена, нередко диаметрально противоположным. Одни из его современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его к смертной казни, другие сочли сие обвинение безосновательным и представляли Сократа глубоко религиозным человеком. В другие времена и вплоть до наших дней Сократа также оценивали и оценивают по-разному. Для одних он был великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером.
Поэтому и ныне актуален старый и вечно новый вопрос: возможно ли объективное знание о Сократе и его Учении?
3
1 «Познай самого себя»
Целью философских рассуждений
Сократа было самопознание, имевшее
определённый смысл: познать себя как
нравственного и общественного
человека. Счастливую жизнь Сократ
отождествлял с добродетелью, но с
оговоркой: чтобы делать добро, надо
знать, в чём оно заключается.
Философ-воспитатель стремился
К самым важным добродетелям Сократ относил: справедливость (соблюдение законов божьих и человеческих), мужество (преодоление опасности), сдержанность (укрощение страстей). Иногда, размышляя над вопросами этики, он погружался на долгие часы в самого себя, полностью отключаясь от внешнего мира. Однажды он пожаловался, что всё ещё никак не может «согласно дельфийской надписи, познать самого себя». Аристотель уточнит моральную теорию Сократа: знать и использовать знание – не одно и то же, но добродетели можно воспитать – это дело привычки.
Философ-воспитатель умел
мастерски вести диалог, и его
речи, на первый взгляд смешные и
странные, о кузнецах, ослах, овцах
оказывались в конце
У Сократа было много слушателей не только потому, что он не брал платы за обучение: уроки философа-воспитателя развивали логическое мышление, и все они быстро овладевали искусством разговора, умением анализировать, рассуждать и делать выводы. Некоторые из учеников Сократа жили в других полисах и с большими сложностями пробирались в Афины, когда шла Пелопоннесская война. Будущий великий математик Евклид (Эвклид)
преодолевал ночами из Мегары сорок километров, чтобы попасть на его беседы, Антисфен из Пирея, будущий основатель знаменитой школы
4
киников, ограничивавших свои потребности, каждый день проходил восемь километров, чтобы набраться мудрости.
Многие из учеников Сократа станут выдающимися учёными, философами, политическими деятелями, осудят рабство, бездумное стремление к накоплению, откроют школы, обессмертят свои имена, без войн и страданий подтолкнут человечество к прогрессу. Даже спустя тысячелетия учёные философы не могут сравниться с ним в педагогическом таланте проведения длинных диалогов в поисках истины и наставничестве: «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних…». [2;19]
Много столетий минуло с того дня, когда Сократ произнёс свои последние слова: «Мы должны Асклепию петуха. Так отдайте его, не забудьте!». По-разному понимают их смысл философы: кто-то считает «последней дерзостью» или «шуткой Сократа», кто-то не видит никакой загадки – должны Асклепию за выздоровление от болезни, называемой жизнью, кто-то считает, что он напомнил о выздоровлении души после смерти тела. Но внутренний голос воспитателя мог подсказать ему для прощания с учениками, угнетёнными неизбежностью, и ободряющий смысл «сухого огнелогоса»: «Мы, философы, должны петуха богу Асклепию за выздоровление наших больных душ».[2;24]
Найти понятия нравственных качеств, обобщить их и таким образом познать себя Сократ не успел – помешала казнь несправедливая, но ученики его не забудут наставления философа-воспитателя:
«Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». «Не оставайся в неведении относительно себя самого; не делай ошибки, в которую впадает огромное большинство людей: обыкновенно люди проявляют интерес к чужим делам, а не стремятся анализировать самих себя. Так ты не ленись делать это, а, напротив, всеми силами следи за собой».[2;30]
5
2 Идеалистическое учение Сократа
Сократ считал своим долгом принимать активное участие в общественной жизни Афин. При этом он далеко не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». Свои не согласия с большинством Сократ считал результатом, того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о которых не всегда заботится большинство людей. Он был обвинен в том, что «не чтит богов и развращает юношество», и приговорен к смерти 361 голосом из 500 судей. Сократ мужественно принял приговор, выпив яд и отвергнув планы своих учеников о побеге как спасении.
Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только живая беседа приводит к нужному результату - воспитанию личности. Поэтому трудно полностью реконструировать его взгляды, о которых нам известно из трех основных источников комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона. Все эти авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственности человека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа - психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает и новый взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном.
Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность - это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положению своих взглядов, связанному с переносом центра исследовательских интересов с окружающей действительности на, человека.
Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение «вовнутрь» - к собственным переживаниям и
6
состояниям сознания (само понятие о сознании к тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души.
Если софисты приняли
за исходный пункт отношение человека
не к природе, а к другим людям,
то для Сократа важнейшим
Во всяком случае, в его
методике таились идеи, сыгравшие
через много столетий ключевую роль
в психологических
Об этом философе, ставшем на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.
После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает.
Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика Платона
7
3«Сократический» метод и его суть
«Сократический» метод - его задача в обнаружении истины путем беседы, спора, полемики. Являлся источником идеалистической диалектики.
Под диалектикой понимали
в древности искусство