Идеалистическое учение Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:09, реферат

Описание работы

Цель его философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость. Для последующих эпох стал воплощением идеала мудреца».[4;98]
В истории философии, пожалуй, нет более известной и значимой фигуры, чем Сократ. Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. «Познай самого себя»……………………………………………….4
2. Идеалистическое учение Сократа………………………………….6
3. «Сократический» метод и его суть…………………………………8
4. Заключение…………………………………………………………..12
5. Литература …………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

реф сократ.docx

— 37.88 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования 

«Белорусский государственный педагогический университет

имени  Максима Танка»

 

факультет дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема:  «Идеалистическое учение Сократа»

 

 

 

 

Выполнила :студентка 1 курса 

заочного отделения

группа  122

Куртнезирова Ирина Михайловна

 

Проверила: Аверьянова Татьяна  Станиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

  1.  «Познай самого себя»……………………………………………….4
  2. Идеалистическое учение Сократа………………………………….6
  3. «Сократический» метод и его суть…………………………………8
  4. Заключение…………………………………………………………..12
  5. Литература …………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сократ (470/469-339 до н.э.) «Древне-греческий  философ, один из

родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем  постановки наводящих вопросов. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении  молодежи» и казнен (принял яд цикуты).

Излагал свое учение устно.

 

Цель его философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость. Для последующих эпох стал воплощением идеала  мудреца».[4;98]

В истории философии, пожалуй, нет более известной и значимой фигуры, чем Сократ. Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений.  О его личности существует огромное количество литературы. Но Сократ не оставил сам письменного наследства. О его жизни и учении мы знаем только из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта), а также из книг поздних авторов, например, Аристотеля. Каждый из которых по-своему понимал Сократа –

и все это создает большие  трудности при выяснении подлинно исторической

фигуры Сократа.

 

Отношение к Сократу было различным в различные времена, нередко диаметрально противоположным. Одни из его современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его к смертной казни, другие сочли сие обвинение безосновательным и представляли Сократа глубоко религиозным человеком.  В другие времена и вплоть до наших дней Сократа также оценивали и оценивают по-разному. Для одних он был великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером.

Поэтому и ныне актуален старый и вечно новый вопрос: возможно ли объективное знание о Сократе и его Учении?

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

1 «Познай самого  себя»

 

Целью философских рассуждений  Сократа было самопознание, имевшее  определённый смысл: познать себя как  нравственного и общественного  человека. Счастливую жизнь Сократ отождествлял с добродетелью, но с  оговоркой: чтобы делать добро, надо знать, в чём оно заключается. Философ-воспитатель стремился в  дискуссиях найти общие определения  видов добродетели, решив, что нравственность является следствием знания, что если нет понятия, то нет и знания. Посетив  в молодости храм Аполлона в Дельфах, Сократ проникся глубоким смыслом надписи  «Познай самого себя», начертанной  мудрецом Хилоном над входом, и она стала девизом его философии.[5; 85]

 

К самым важным добродетелям Сократ относил: справедливость (соблюдение законов божьих и человеческих), мужество (преодоление опасности), сдержанность (укрощение страстей). Иногда, размышляя  над вопросами этики, он погружался на долгие часы в самого себя, полностью  отключаясь от внешнего мира. Однажды он пожаловался, что всё ещё никак не может «согласно дельфийской надписи, познать самого себя». Аристотель уточнит моральную теорию Сократа: знать и использовать знание – не одно и то же, но добродетели можно воспитать – это дело привычки.

 

Философ-воспитатель умел мастерски вести диалог, и его  речи, на первый взгляд смешные и  странные, о кузнецах, ослах, овцах  оказывались в конце глубокомысленными. Иногда он спрашивал собеседника, хорошо ли тот знает предмет, и, получив  утвердительный ответ, просил объяснить  ему непонятные места, задавая по ходу разговора вопросы. Сократ не стеснялся  говорить собеседнику: «Спрашивая тебя, я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его». Этот метод поиска истины сын камнетёса  Софрониска и акушерки Финареты называл «майевтикой» – искусством рождения. Он задавал, например, вопрос: «Что такое справедливость? Какие существенные признаки определяют это понятие?», и это становилось предметом обсуждения с использованием наводящих вопросов и переходом от частного к общему. [5;80]

 

У Сократа было много слушателей не только потому, что он не брал платы  за обучение: уроки философа-воспитателя  развивали логическое мышление, и  все они быстро овладевали искусством разговора, умением анализировать, рассуждать и делать выводы. Некоторые  из учеников Сократа жили в других полисах и с большими сложностями  пробирались в Афины, когда шла  Пелопоннесская война. Будущий великий  математик Евклид (Эвклид)

преодолевал ночами из Мегары сорок километров, чтобы попасть на его беседы, Антисфен из Пирея, будущий основатель знаменитой школы

4

 киников, ограничивавших  свои потребности, каждый день  проходил восемь километров, чтобы  набраться мудрости.

 

Многие из учеников Сократа  станут выдающимися учёными, философами, политическими деятелями, осудят рабство, бездумное стремление к накоплению, откроют школы, обессмертят свои имена, без войн и страданий подтолкнут человечество к прогрессу. Даже спустя тысячелетия учёные философы не могут  сравниться с ним в педагогическом таланте проведения длинных диалогов в поисках истины и наставничестве: «Воспитание – дело трудное, и  улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого  человека, ибо нет ничего более  важного, как образование самого себя и своих ближних…». [2;19]

 

Много столетий минуло с  того дня, когда Сократ произнёс свои последние слова: «Мы должны Асклепию петуха. Так отдайте его, не забудьте!». По-разному понимают их смысл философы: кто-то считает «последней дерзостью» или «шуткой Сократа», кто-то не видит  никакой загадки – должны Асклепию за выздоровление от болезни, называемой жизнью, кто-то считает, что он напомнил о выздоровлении души после смерти тела. Но внутренний голос воспитателя  мог подсказать ему для прощания с учениками, угнетёнными неизбежностью, и ободряющий смысл «сухого огнелогоса»: «Мы, философы, должны петуха богу Асклепию за выздоровление наших больных душ».[2;24]

 

Найти понятия нравственных качеств, обобщить их и таким образом  познать себя Сократ не успел –  помешала казнь несправедливая, но ученики его не забудут наставления  философа-воспитателя:

 

«Кто знает себя, тот  знает, что для него полезно, и  ясно понимает, что он может и  чего он не может». «Не оставайся  в неведении относительно себя самого; не делай ошибки, в которую впадает  огромное большинство людей: обыкновенно  люди проявляют интерес к чужим  делам, а не стремятся анализировать  самих себя. Так ты не ленись делать это, а, напротив, всеми силами следи  за собой».[2;30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

2  Идеалистическое учение Сократа

 

Сократ считал своим долгом принимать активное участие в  общественной жизни Афин. При этом он далеко не всегда соглашался с мнением  большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало  немалого мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». Свои не согласия с большинством Сократ считал результатом, того, что он всегда стремился к соблюдению законов  и справедливости, о которых не всегда заботится большинство людей. Он был обвинен в том, что «не  чтит богов и развращает юношество», и приговорен к смерти 361 голосом  из 500 судей. Сократ мужественно принял приговор, выпив яд и отвергнув  планы своих учеников о побеге как спасении.

 

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только живая  беседа приводит к нужному результату - воспитанию личности. Поэтому трудно полностью реконструировать его  взгляды, о которых нам известно из трех основных источников комедий  Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона. Все эти авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственности человека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа - психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает и новый взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном.

 

Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность - это благо, реализуемое  в поступках людей. Однако для  того, чтобы оценить тот или  иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое  благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель  состоит в знании добра и в  действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который  знает, как нужно вести себя в  опасности, и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положению своих взглядов, связанному с переносом центра исследовательских интересов с окружающей действительности на, человека.

 

Девиз Сократа гласил: «Познай  самого себя». Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение  «вовнутрь» - к собственным переживаниям и 

 

6

 

состояниям сознания (само понятие о сознании к тому времени  еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души.

 

Если софисты приняли  за исходный пункт отношение человека не к природе, а к другим людям, то для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и  нравственных качеств. Впоследствии даже говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью  слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.

 

Во всяком случае, в его  методике таились идеи, сыгравшие  через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях  мышления. Во-первых, работа мысли ставилась  в зависимость от задачи, создающей  препятствие для ее привычного течения. Именно такой задачей становилась  система вопросов, которые Сократ обрушивал на собеседника, пробуждая  тем самым его умственную активность. Во-вторых, эта активность изначально носила характер диалога. Оба признака: а) направленность мысли, создаваемая  задачей, и б) диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, поскольку коренится в общении субъектов, - стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной психологии мышления.

 

Об этом философе, ставшем  на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам  же он никогда ничего не писал и  считал себя не учителем мудрости, а  человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

 

После Сократа, в центре интересов  которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие  о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает.

 

Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося  ученика Платона

 

 

 

 

 

 

 

7

3«Сократический» метод и его суть

 

 

«Сократический» метод - его  задача в обнаружении истины путем  беседы, спора, полемики. Являлся источником идеалистической диалектики.

 

 Под диалектикой понимали  в древности искусство добиться  истины путем раскрытия противоречий  в суждении противника и преодоления  этих противоречий. В древности  некоторые философы считали, что  раскрытие противоречий в мышлении  и столкновение противоположных  мнений является лучшим средством  обнаружения истины.

Информация о работе Идеалистическое учение Сократа