Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:09, реферат
Цель его философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость. Для последующих эпох стал воплощением идеала мудреца».[4;98]
В истории философии, пожалуй, нет более известной и значимой фигуры, чем Сократ. Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений.
Введение……………………………………………………………………..3
1. «Познай самого себя»……………………………………………….4
2. Идеалистическое учение Сократа………………………………….6
3. «Сократический» метод и его суть…………………………………8
4. Заключение…………………………………………………………..12
5. Литература …………………………………………………………..13
Сократ, опираясь на
элейскую школу (Зенон) и
Сократ задавал вопросы
в ироничной форме и увлекал
собеседника своим «незнанием».
Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.
Он говорил, что
как бы помогает своим
8
1. «Индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения.
2. «Определение» - это установление родов и видов, их соотношения.
Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать. Но если вы собьетесь на монолог, вы проиграете. Избегайте монолога - диалог продуктивнее, особенно если вы умеете использовать метод Сократа.
Метод Сократа заключается
в том, что свою мысль вы
расчленяете на маленькие
1. Он держит внимание
собеседника, не дает
2. Если что-то в вашей
логической цепочке для
3. Собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).
Надо сказать, что
этот метод - вопросно-ответный
был новым в современной
В отличие от натурфилософов,
вопросы, задаваемые Сократом, касались
в основном не природы, не
наук и не богов, а были
о человеческом сознании, душе, морали
и назначении человеческой
Сократ – принципиальный
враг изучения природы. Работу
человеческого разума в этом
направлении он считает
9
нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.
Истина и нравственность для Сократа - понятие, которые совпадают между мудростью и нравственностью. Сократ не делал расхождения, он признавал человека вместе с тем и умным и моральным, если человек, понимая, что есть прекрасное и красивое, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, что есть морально безобразное, избегает их. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасные и красивые. Поэтому люди, которые знают, в чем заключаются такие поступки, не захотят делать никакой другой поступок вместо него, а люди, не знающие, не могут его сделать и, даже если попробуют сделать, сделают погрешность. А потому справедливые и вообще все прекрасные и красивые поступки основаны на добродетели, тогда из этого явствует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость.
По Сократу, сомнение
ведет к самопознанию, потом к
пониманию справедливости, права,
закона, зла, добра. Сомнение ведет
к субъективному духу (человек), а
потом ведет к объективному
духу (Бог). Снова же по Сократу,
особое значение имеет
Тремя главными добродетелями Сократ считал:
1. Воздержание (знание, как укрощать страсти).
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасность).
3. Справедливость (знание, как
соблюдать законов
Понять, как учил Сократ,
много легче, чем определить, чему
же он учил. Как уже было
сказано, даже в «Апологии»
аспекты сократовской
Сомнение "я знаю только то, что ничего не знаю" должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию "познай самого себя". Только таким
10
индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сократа трудно уложить в какую-нибудь ясную и простую характеристику. «В нем все бурлило,… и притом бурлило гораздо глубже, принципиальнее, опаснее» [3;112]
Сократ был мастером
устного общения, пионером
Влияние, оказанное
Сократом на прогресс
12
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
2.Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с
3.Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988-220с.
4.Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997-198с.
5.А.Н.Чанышев. Курс лекций по древней философии, М.:«Высшая школа».1981.-301с.
Интернет-ресурсы:
http://www.sokratovo.ru
http://xx.lipetsk.ru
13