Идеальный родитель в представлении подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Каждый подросток мечтает о семье его фантазий, полной противоположности реальной семье. Идеал им необходим как некий мотор, позволяющий двигаться вперед по жизни. Для каждого идеальная семья своя. В основном дети представляют семью как тихую гавань, где все любят друг друга, где царит взаимопонимание и уважение, где каждый из членов семьи имеет возможность развиваться как личность. В реальной жизни очень часто образ того, как оно должно быть не совпадает с тем, как оно есть на самом деле. Почему так происходит? Какими должны быть идеальные родители?

Файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время  проблема изучения представлений подростков об идеальных фигурах отца и матери является весьма актуальной, так как семья значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми. В будущем эти представления имеют значение в процессе образования молодой семьи, поскольку, с одной стороны, они дают возможность организовать собственную семейную жизнь по сценарию, отличному от предыдущего поколения, а, с другой, нередко ведут к распаду семьи, поскольку не учитывают реальности жизнедеятельности

Каждый подросток  мечтает  о семье его фантазий, полной противоположности  реальной семье. Идеал им необходим  как некий мотор, позволяющий  двигаться вперед по жизни. Для каждого  идеальная семья своя. В основном дети представляют семью как тихую  гавань, где все любят друг друга, где царит взаимопонимание и  уважение, где каждый из членов семьи  имеет возможность развиваться  как личность. В реальной жизни  очень часто образ того, как  оно должно быть не совпадает с тем, как оно есть на самом деле. Почему так происходит? Какими должны быть идеальные родители? Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли? Именно эти вопросы будут рассмотрены в данном дипломном проекте.

    • Объектом данного исследования являются подростки.
    • Предмет исследования – взаимосвязь между представлениями подростков о реальных родителях и образах идеальных родителей
    • Цель: дать характеристику идеального и реального образа родителя через представления подростка.

Для реализации указанной  цели представляется необходимым решить

следующие задачи:

  • провести теоретический анализ проблемы развития представлений подростков об идеальном и реальном образе родителей;
  • выявить особенности взаимосвязи представлений подростков о реальных и идеальных фигурах отца и матери
  • Выявить взаимосвязь образа «реального» и «желаемого» родителя с отношениями, которые складываются у подростка с отцом и матерью.

 

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи представлений подростка об идеальных и реальных родителях.

1.1. Определение представления и его основные характеристики

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее  в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них  раздражителей. После этого возникают  и в течение некоторого времени  сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для  психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как  мы воспринимали какой-либо предмет, образ  этого предмета может быть снова  - случайно или намеренно - вызван нами. Это явление получило название «представление».

Таким образом, представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта[необходимо указывать источники информации]..

В основе представления лежит  восприятие объектов, имевшее место  в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти,т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают  не сами по себе, а в результате нашей  практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или  воображения, — они чрезвычайно  важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с  представлениями, так же как и  память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления  характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой  представлений является фрагментарность.Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой  представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления  — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной  мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенныйхарактер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всегда являются результатом обобщения  отдельных образов восприятия. Степень  обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть  следующую очень важную особенность  представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой  другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической  регуляции поведения человека. Большинство  исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную[Маклаков А. Общая психология]..

Сущность сигнальной функциипредставлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

И. П. Павлов [необходимо указывать источники информации].считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

Регулирующая  функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Следующая функция представлений  — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И.П.Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления  играют весьма существенную роль в  психической регуляции деятельности человека.

 

1.2 Изучение представлений подростков об идеальных родителях в современной психологии

 

Представление об идеальных родителях— наглядный образ, возникающий на основе имеющегося опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа этого явления менее ярко и менее детализировано, чем восприятие образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщено и схематизировано.

Само понятие «образ родителя»  различные авторы определяют по-разному. Так, например, А.В. Литвинова и Н.Г. Большакова [17] данное понятие определяют как «восприятие ребенком различий психологических качеств отца и матери, определяющих развертывание его будущей личности». А.А. Соловьева [26] выделяет следующие аспекты такого представления и восприятия ребенком-подростком своих родителей: «образ реального родителя» – представление подростка о своем родителе, «образ идеального родителя» — представление подростка об идеальном, желаемом родителе, «образ себя как родителя» — представление подростка о том, каким он будет родителем и как себя видит в этой роли.

По своей сути представление  об идеалах родителей является фантазией, так как явления идеальных родителей в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.

С понятием «представление об идеальных родителях» связано также понятие «мечта», как особая форма воображения. У подростков имеется образ желаемого в отношении родителей. У одних, этот желаемый образ возникает в контрасте воспоминаний о своем «тяжелом» детстве, у других, наоборот, на основе положительного примера своих родителей. В любом случае мечта вкрапляется в целостное представление о родителях и является мощным мотивирующим фактором.

Для начала рассмотрим представления об идеальном родителе подростка на трех уровнях:

1. Уровень общества —  влияние общественных факторов  на представления об идеальном  родителе.

2. Уровень собственной  семьи — влияние семейных условий  на представления об идеальном родителе.

3. Индивидуальный уровень  (уровень личности) — влияние  личностного фактора на представления  об идеальном родителе. Идеал  отца и идеал матери — составная  часть идеала мужчины и женщины.  Кроме того, идеал отца и идеал  матери вместе составляют идеал  родителей[необходимо указывать источники информации]..

Информация о работе Идеальный родитель в представлении подростка