Идеальный родитель в представлении подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Каждый подросток мечтает о семье его фантазий, полной противоположности реальной семье. Идеал им необходим как некий мотор, позволяющий двигаться вперед по жизни. Для каждого идеальная семья своя. В основном дети представляют семью как тихую гавань, где все любят друг друга, где царит взаимопонимание и уважение, где каждый из членов семьи имеет возможность развиваться как личность. В реальной жизни очень часто образ того, как оно должно быть не совпадает с тем, как оно есть на самом деле. Почему так происходит? Какими должны быть идеальные родители?

Файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

За счет того, что матери проводят с детьми больше времени, чем  отцы, и больше занимаются воспитанием  ребенка, у общества возникает соблазн  обвинять именно мать, когда у ребенка  возникают какие-то проблемы. Мать считается  основной фигурой, влияющей на ребенка. Отсюда образ идеальной матери — заботливой, любящей, ответственной, много времени уделяющей ребенку, сотрудничающей, альтруистичной, неагрессивной, невластной.

Традиционные роли отца и  мужчины оставались неизменными  на протяжении многих поколений. В настоящее  время стереотип мужчины, а следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Идеал отца может быть очень противоречивым и включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях, власть отцов в семье уменьшается. Но, несмотря на все больший вклад отцов в воспитание и уход за детьми, сильно распространен стереотип о неадекватности, слабости и неумелости современных отцов. Отец по сравнению с матерью чувствует себя некомпетентным и неумелым при взаимодействии с ребенком, что порой приводит к уменьшению или даже избеганию контактов с ребенком. В идеале такой отец, скорее всего, будет стремиться к компетентности, увеличению своей власти над ребенком[необходимо указывать источники информации]..

В целом представления  об идеале сводятся к следующему:

• представления об идеальной матери — заботливая, любящая, ответственная, ласковая, много времени уделяющая ребенку, сотрудничающая, альтруистичная, неагрессивная, невластная;

• представления об идеальном отце — успешный в глазах ребенка, обеспечивающий высокий материальный достаток, пользующийся авторитетом и уважением ребенка, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный.

Если посмотреть на идеалы отца и матери, то они оба обладают положительными чертами, которые можно  объединить в одном человеке в  зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и матери для подростка становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Мы предполагаем, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей[необходимо указывать источники информации]..

Мнение подростка о климате в семье отражает то, как к нему относятся родители. Мы можем оценить родителя со стороны по тому субъекту (ребенку), на который направлена активность человека как родителя. Подростки, в семьях которых более благоприятный климат (с точки зрения ребенка), будут иметь более сотрудничающий, альтруистичный, мягкий, гуманный идеал родителя, чем подростки из семей с менее благоприятным климатом.

Семейно-обусловленное состояние  — это состояние подростка, обусловленное взаимодействием его с семьей, нахождениемдома. То, как ощущает себя ребенок дома, в своей семье, может оказывать влияние на представление идеального родителя. Если ребенок не удовлетворен обстановкой в семье, тревожен, напряжен, то, возможно, его идеал родителя станет более сотрудничающим, альтруистичным, доверяющим, менее агрессивным и властным[необходимо указывать источники информации]. [необходимо указывать источники информации]..

В целом усредненный образ  идеального родителя можно охарактеризовать как более-менее гармоничный за исключением того, что он некритичен к детям, излишне доверчив, нереалистичен  в суждениях и поступках по отношению к детям. Идеальный  родитель сочетает в себе как неконформные тенденции, независимость мнений, активность, так и полярные свойства — конформные тенденции, зависимость и пассивность[необходимо указывать источники информации]..

  1. Представления об идеальном родителе подростка на макроуровне:

• Подростки более единодушны в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель, чем в представлениях о том, что он думает.

• Подростки представляют себе идеального родителя позитивно, но возможно еще большее развитие их представлений.

• Идеальный родитель, по мнению подростков, воспитывающихся  в полной семье, более агрессивный, застенчивый, зависимый, сотрудничающий и альтруистичный по сравнению с идеалом родителя подростков, воспитывающихся в неполной семье.

    1. На микроуровне:

• Подростки из семей с неблагоприятным психологическим климатом представляют себе идеального родителя более альтруистичным, чем дети из семей с очень неблагоприятным климатом; ребёнок в семье с умеренно благоприятным психологическим климатом представляет себе идеального родителя более сотрудничающим и альтруистичным, чем из семей с очень неблагоприятным психологическим климатом.

• В целом не существует расхождений между типом реальных межличностных отношений родителя и типом межличностных отношений в образе идеального родителя.

    1. На индивидуальном уровне:

• Подростки властно-лидирующего типа представляют себе идеального родителя более независимо-доминирующим и сотрудничающим, чем дети альтруистического типа, более сотрудничающим.

• Подростки прямолинейно-агрессивного типа представляют себе идеального родителя более властно-лидирующим, независимо-доминирующим, более прямолинейно-агрессивным, зависимым, сотрудничающим и альтруистичным [необходимо указывать источники информации].

Представления об идеальном родителе юношей отличается от представлений девушек. В представлениях девушек на первых местах фигурируют любовь, ответственность, внимание и трудности в воспитании детей[необходимо указывать источники информации]..

Итак, мы рассмотрели представления  об идеальном родителе подростка на трех уровнях:

1. Макроуровень (уровень  общества) — влияние общественных  факторов на представления об идеальном родителе.

2. Микроуровень (уровень  собственной семьи) — влияние  семейных условий на представления об идеальном родителе.

3. Индивидуальный уровень  (уровень личности) — влияние  личностного фактора на представления об идеальном родителе.

Таким образом, по мнению подростков, идеальный родительуверен в себе, может быть хорошим организатором, не отличается ранимостью и впечатлительностью, не имеет навязчивых страхов, умеет проявлять сопротивление, расположен к сотрудничеству с детьми и умеет устанавливать с ними партнерские отношения, ориентирован больше на детей, чем на себя, в меру зависим от детей, не всегда умеет открыто выразить свои чувства, не агрессивен по отношению к детям, гибкий при решении проблем и конфликтных ситуаций, стремится помогать детям и стать их другом, заслужить внимание и любовь, дорожит своими отношениями с детьми, добрый, мягкий, проявляет сострадание, ласку, умеет подбодрить и успокоить детей, способен жертвовать собой ради детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

(Где они,  выводы по 1 главе???)

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование представлений подростков об идеальных родителях

2.1. Организация  исследования

С целью изучения представлений  подростков  об образе идеального родителя использовалась методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» [Овчарова Р.Г., 2003], построенная на основе контент-анализа родительских сочинений. Она представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. Методика состоит из оценивания 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3).

Назначение методики: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

Структура методики

При отборе качеств автор  использовала данные контент-анализа  родительских сочинений (по методике О.А.Карабановой).

1. Все заложенные в методику качества можно дифференцировать по трем типам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому; на каждый тип приходится по 16 пар качеств.

2. При составлении методики все качества внутри типа подбирались по следующим антиномиям:

- положительное — отрицательное (например: робкий — смелый; сильный — слабый);

- должное — необязательное (например: должен быть справедливым — может быть несправедливым; должен все знать — может чего-то не знать);

- теплое — холодное (например: доверяющий детям — не доверяющий детям; сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми);

- предлагаемое — отвергаемое (например: бескорыстный — расчетливый; альтруист — эгоист);

- достижимое — неосуществимое (например: всегда терпелив — не всегда терпелив; всегда понимает — не всегда понимает);

- простое — сложное (например: решающий за детей — не решающий за детей; компетентный — некомпетентный).

3. Методика изложена в логике ее создания; номера вопросов в таблице приведены в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Автор считает, что таблицей вопросов можно пользоваться в таком виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например им трудно угадать социально желаемые ответы.

4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.

В исследовании приняли участие ….


Информация о работе Идеальный родитель в представлении подростка