Игра, как средство формирования коммуникативных способностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет: условие развития коммуникативных способностей.
Цель: подбор и апробация игр влияющих на развитие коммуникативных качеств подростка.
Гипотеза: использование игры будет способствовать эффективному развитию коммуникативных способностей подростков с учетом следующих правил:
Информированность (знание) педагога об индивидуальных способностях подростков.
Наличие игровой базы данных для использования в различных формах работы с подростками.
При компетентности педагогов в данном вопросе.
Учет интересов детей.

Файлы: 1 файл

Курсовая Игра.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

ОГО ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Кафедра:

Социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

тема:

Игра, как средство формирования коммуникативных  способностей у подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: студентка 3 курса

Факультета: Культуроведения

Специальности: Технолог социально-культурной деятельности – педагог

Группы: 3-01

Пахомова Оксана Юрьевна

 

Научный руководитель:

Подгузова Е.Е.

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск,

2011

Содержание  работы

 

Введение

Актуальность темы: Выбирая тему работы «Игра, как средство формирования коммуникативных способностей», хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.

На сегодняшний день, когда мир  находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.

Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей. И как средство используется игра.

Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.

По моему мнению игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.

А наиболее актуальным изучать тему «игра как средство развития коммуникативных способностей» именно на подростковом возрасте, который является переломным – это переход от мира детства и беззаботного существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям общения и взаимодействия.

Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения, но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и самореализация в обществе.

Объект: развитие коммуникативных способностей подростка.

Предмет: условие развития коммуникативных способностей.

Цель: подбор и апробация игр влияющих на развитие коммуникативных качеств подростка.

Гипотеза: использование игры будет способствовать эффективному развитию коммуникативных способностей подростков с учетом следующих правил:

  1. Информированность (знание) педагога об индивидуальных способностях подростков.
  2. Наличие игровой базы данных для использования в различных формах работы с подростками.
  3. При компетентности педагогов в данном вопросе.
  4. Учет интересов детей.

Задачи:

  1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
  2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у подростков
  3. Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей.
  4. Отобрать игры на развитие коммуникативных способностей.

Научная разработанность: Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.

  1. Педагогические возможности игры
    1. Игра. Ее виды и функции

Игра возникает, как особый вид  деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой  воспроизведение отношений между  людьми. Игра возникает в ходе исторического  развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий ученый К.Гросс, считавший, что в  игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование.

Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В.Плеханов, указавший  на ее возникновение из труда. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.В.Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведения.

Отличительным признаком развертывания  игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь  же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная, предметная, в том числе символическая игра.

Предметная игра – детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Символическая игра – вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.

На втором году жизни ребенок  воспроизводит действия взрослых с  предметами: появляются предметные игры – подражание (усвоение форм и норм поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного плана  могут быть трех типов:

    • игра-исследование;
    • игра-конструирование;
    • ролевая игра.

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра – детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к участию в общественной жизни и различных социальных ролях.

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  • коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
  • игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое  применение игре находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы и учреждений культуры.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического  процесса выделяют следующие группы игр:

  1. Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;
  2. Познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. Репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.

Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для  нее, например:

По характеру игровой методики игры бывают:

        1. Предметные.
        2. Сюжетные.
        3. Ролевые.
        4. Деловые.
        5. Имитационные.
        6. Игры – драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и  без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а так же с различными средствами передвижения.

Но в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на следующие группы:

    • физические (двигательные);
    • интеллектуальные (умственные);
    • трудовые и социально-психологические.
    1. Классификация игр

В педагогике делались неоднократные  попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, ее влияния на развитие личности, а так же для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на игры, усиливать их воздействие, педагогически грамотно используя их в воспитательном процессе.

В силу многообразия игр оказывается  сложным определить исходное основание  для классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые  отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи передовым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у  немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие  волю отнесены К. Гросом к «играм обычных  функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют, «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживания и др.).

В отечественной педагогике сложилась  классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально классификацию игр по такому принципу предложил П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

Безусловно, это не самая полная классификация, но, изучая, ее мы видим, что психологи и педагоги уделяют огромное значение игре, как важнейшему фактору развития, социализации, усвоения общественных норм, развитию коммуникативных способностей и навыков жизни в человеческом обществе.

Подробную классификацию педагогических игр смотрите в приложении [стр. ]

    1. Использование игры в работе педагога с подростками

В работе педагога игре можно уделить  одно из важнейших мест, так как  игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей, а так же важнейшая форма организации жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть ценность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и с самим собой.

Сама природа игры уникальна: объединение в общем сотрудничестве и деятельности, общая радость за победу.

Работа педагога с подростками  имеет особый характер, так как  педагог должен учитывать не только возрастные и физиологические особенности  ребенка в данном возрасте, но и особенности его психического и индивидуального развития.

В подростковом возрасте есть свои особенности  развития личности.

Для подростков естественно стремление к углублению и расширению своего психического пространства. Основным видом деятельности, в этом возрасте, является общение. Для подростка важно не только общение со сверстниками, но и общение с взрослыми людьми. Он стремиться расширить свою социальную функцию, выйти за рамки общения со сверстниками, так сказать повысить свою коммуникативную культуру.

Информация о работе Игра, как средство формирования коммуникативных способностей у подростков