Игра, как средство формирования коммуникативных способностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет: условие развития коммуникативных способностей.
Цель: подбор и апробация игр влияющих на развитие коммуникативных качеств подростка.
Гипотеза: использование игры будет способствовать эффективному развитию коммуникативных способностей подростков с учетом следующих правил:
Информированность (знание) педагога об индивидуальных способностях подростков.
Наличие игровой базы данных для использования в различных формах работы с подростками.
При компетентности педагогов в данном вопросе.
Учет интересов детей.

Файлы: 1 файл

Курсовая Игра.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

В этом возрасте очень важно то, как ребенок поставит себя в коллективе сверстников; проявить свои лидерские  и организаторские, а так же коммуникативные  умения.

Игра в этом возрасте занимает далеко не последнее место, потому что подросток  находится на грани между детством и взрослой жизнью. Просто в душе подросток еще ребенок, однако поведение его окружающие уже рассматривают, воспринимают и оценивают как «взрослое».

Роль педагога в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и так далее. Но во всех этих случаях педагог внимательно следит за игрой, не подавляет инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества, коммуникативных умений.

В игре педагог изучает каждого  подростка, его интересы, направленности, желания, индивидуальные особенности, следит за его действиями, с тем, чтобы найти правильные пути и  средства его социализации и самоактуализации.

Исходя из общей характеристики игры, как педагогического явления, можно назвать основные задачи педагога:

  1. Реализация поставленных целей, таких как развитие тех или иных качеств личности подростка.
  2. Получение положительного эмоционального опыта.
  3. Забота о том, чтобы игра несла в себе запас пищи для нравственного развития, развития творческой индивидуальности.
  4. Передача знаний о системе человеческих взаимоотношений и коммуникативной культуре от старшего поколения.

Анализ основных источников активности подростка в игре показывает соответствующее направление ее педагогической организации:

  1. Вовлечение подростков в игровую ситуацию и включение в различные сферы общения, через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.
  2. Предоставление возможностей проявления своих творческих, лидерских способностей, коммуникативных способностей.
  3. Помощь в овладении средствами социального общения.
  4. Самореализация и самоактуализация подростка в обществе. Попытка обозначить свое место в системе общественных отношений.

Мастерство управления таким могучим стимулирующим средством, каким является спонтанно возникающее в игре соревнование, прежде всего, зависит от умений педагога выбрать гибкую, диалектическую позицию. Многие специальные чувства и нормы поведения (товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, подавление эгоцентрических инстинктов, честность, справедливость и т.д.) закрепляются в игре наиболее интенсивно благодаря разбору конфликтов, столкновений связанных с соблюдением игровой морали, и влиянию на личность ребенка общественного (группового) мнения. Очевидно, что в рассматриваемом аспекте педагогическое руководство подростками состоит не в том, чтобы сдерживать эмоции, не допустить конфликтов, а в том, чтобы управлять общественным мнением игрового коллектива.

Чтобы эффективно воспитывать школьников, недостаточно знать набор игр. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором и движущей силой развития способностей, только при соблюдении ряда условий. Главное из них – это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Это особый стиль отношений между педагогом и детьми. Организация детского самоуправления только тогда становится эффективной, когда воспитатель или педагог следует скрытой или явной логике игровых взаимоотношений. Игровая позиция педагога потому превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель – ученик».

Игра занимает одно из основных и  важнейших мест в системе работы педагога. Она направлена на сплочение коллектива, развитие коммуникативных и организаторских способностей, создание благоприятного эмоционального и психологического фона. Имеет диагностическую, контролирующую и прогнозирующую функции. А так же основные педагогические значения игры:

  1. Игра – это фактор развития личности;
  2. Способ приобщения подростка к взрослому миру;
  3. Щадящая форма обучения жизненно важным умениям и навыкам;
  4. Ознакомление подростком с широким спектром человеческой деятельности;
  5. Диагностирование социального развития подростка;
  6. Профессионально подготовленная форма социально-психологического тренинга;
  7. Способ педагогической помощи подросткам с проблемами в реальной жизни;
  8. Эмоциональная психокоррекция;
  9. Способ формирования коммуникативных способностей, лидерских качеств, а так же дружбы, товарищества, взаимопомощи и гуманистического отношения в группе или ученическом коллективе.

С помощью игры педагог может  прослеживать атмосферу внутри любого коллектива, координировать его (коллектива) деятельность, а так же эмоционально-психологическое состояние каждого подростка.В игре ролевые позиции педагога и подростка разнообразны, динамичны, менее регламентированы, более доверчивы. По моему мнению, главный педагогический смысл игры – создание условия для социализации детей в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуации выбора, в которой подросток должен найти способ решения той или иной социальной проблемы – не был бы столь эффективным, если бы не действовал педагог, который корректирует условия игры.

Безусловно, игра – это важный фактор личностного развития подростка, но по нашему мнению игра является важнейшим средством развития коммуникативных способностей. Ведь общение – это главный вид деятельности подростка.

  1. Коммуникативные способности
    1. Развитие коммуникативных способностей в игре

Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей подростка она приобретает несколько другую направленность. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения.

Игры не только помогают развить  и проявить свои коммуникативные  умения и навыки, но и позволяет  корректировать возникающие проблемы и трудности общения.

Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем не только подростковых взаимоотношений, но эта проблема возникает на протяжении всей жизни человека.

Игра помогает подростку выстроить  систему взаимоотношений, межличностного взаимодействия, проявить свои лидерские умения.

Игра дает прочную основу, так  сказать теоретическое моделирование  будущих ситуаций, с которыми подросток  может встретиться в реальной жизни.

Опыт подчинения и руководства  в игре может воспитывать у подростков способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения, поможет в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению.

Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и навыков, она имеет определенную воспитательную задачу.

Игра – это непрерывная смена позиций. Умение вести себя в определенной роли, неважно будь это руководитель или подчиненный, формирует у подростка адекватную самооценку и способность воспринимать реально свое место в системе общественных отношений. Это формирует гибкость восприятия и общения, способность к эмпатии, быстрое переключение от одного вида деятельности или общения на другой.

Играя, подростки «впитывают в себя»  опыт общения более старших товарищей  и взрослых людей.

Игра позволяет пережить те эмоции, которые помогают подростку на игровом  уровне уметь контролировать или  воздерживаться от них.

Игровая ситуация направлена на формирование собственной позиции по тому или  иному вопросу. Она позволяет  подростку донести «правильность» своего мнения. С помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.

Для развития коммуникативной стороны  в общении у подростков чаще всего  используются тренинги общения, которые  состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других).

Для эффективности проведения тренинга общения необходимо соблюдать ряд  условий, как со стороны проводящего  тренинг – взрослого, так и со стороны участников тренинга, таких как:

        1. Добровольное участие в игровом тренинге.
        2. Создание эмоционально положительного и доверительного фона.
        3. Обратная реакция.
        4. Гуманизация.

Существует множество игровых  тренингов общения, в том числе  и на развитие коммуникативных способностей.

Умение донести до другого человека необходимую информацию, пусть даже это будет облачено в игровую форму, сложный и многоструктурный процесс. Подросток преодолевает различные сложности и сталкивается с коммуникативными барьерами, непониманием со стороны реципиента. Однако если игровая ситуация заранее продумана и сконструирована, то игровая задача будет достигнута, благодаря гибкости общения и коммуникации.

    1. Игра «Репортер»

Эта игра предназначена для детей 11-14 лет (средняя школа). Она предназначена  для развития внутригрупповых отношений. Игра дает детям следующие возможности: продемонстрировать умение подавать себя; развить навыки активного слушания; проявить свои творческие, лидерские возможности.

Для проведения игры необходимо обязательное участие трех (лучше четырех) взрослых людей. Один человек ведет всю  содержательную часть игры. Второй образует пару с ребенком, у которого не оказалось пары (идеально, если это классный руководитель). Еще 1-2 человека могут понадобиться при проведении мастер-классов.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

  • парты и стулья (по количеству участников);
  • визитки (для каждого участника);
  • 2 листа ватмана для газеты;
  • фломастеры;
  • микрофон;
  • паззлы (для разминки);
  • письменные принадлежности;
  • 2-3 физкультурных мата;
  • покрывало;
  • веревка;
  • «Памятка участника конференции» (по числу участников);
  • бланк «Рассказ о герое» (по числу участников);
  • листочки для заметок.

Ведущий. В очередной раз Москва принимает у себя гостей. Сегодня  – это первая международная конференция  журналистов «Я – репортер». Здесь  журналисты знакомятся друг с другом, представляют себя, а затем участвуют в мастер-классах. Ведь конференция – это не только знакомства, обмен опытом, но и возможность повысить свой профессиональный уровень.

Как всегда, в начале игры проводится разминка. В нее должны быть включены простые двигательные упражнения, например: «Передай предмет» (игроки передают по кругу воображаемый предмет: цветок, мячик, арбуз, грязь...; «Поменяйтесь местами» и т.д.).

Заканчивается разминка обязательным упражнением с делением и работой  в паре. Например, каждому участнику выдается кусочек паззла. По нему он должен найти человека, паззл которого подходит к его собственному. (Паззлы – это разрезанные пополам открытки разных неповторяющихся цветов. Этих разрезанных кусочков должно быть по числу участников. Если кому-то не хватает пары, то подключается классный руководитель.) После того как все отыщут свою «половину», дается задание немного побеседовать друг с другом и найти три признака, которые объединяют партнеров друг с другом (только один из трех может иметь отношение к внешности). Далее участники высказываются, дополняя, но, не перебивая друг друга. После этого им предлагается пройти в зал и сесть парами (с тем же партнером) за парты.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые  участники конференции! Рассаживайтесь, пожалуйста! Мы рады приветствовать вас на Первой международной конференции журналистов «Я – репортер». Вы все – известные журналисты, представляющие солидные газеты и журналы разных стран мира. Тема нашей сегодняшней встречи: «Профессионально важные качества личности журналиста». У нас будут как теоретическая, так и практическая части, где каждый сможет проявить себя. Итогом конференции станет газета, созданная вами. Чтобы мы могли свободно общаться друг с другом, нам следует познакомиться.

Сейчас каждый из вас получит визитку, на которой крупными буквами напишет имя, издание, которое представляет, и страну, из которой приехал.

Участники игры получают визитки, на которых пишут свое собственное  имя или псевдоним, воображаемое печатное издание и страну.

Ведущий. Придумайте и жанр, в котором  вы пишете, основную тему, которую освещаете. Это может быть спорт или политика, экономика или искусство, природа, экология, криминальный мир... Итак, создайте свой образ. У вас есть 5 минут.

Ведущий отвечает на вопросы детей, помогает, если возникают сложности.

Ведущий. Отлично, а теперь вам дается возможность продемонстрировать свое журналистское мастерство. Вы возьмете интервью у своего партнера, а затем  представите его, а он – вас. Вам  всем выдадут памятки о том, как правильно брать интервью.

Раздаются «Памятки участникам Первой международной конференции «Я –  репортер».

Памятка:

  1. По окончании конференции каждый участник должен представить творческий отчет в виде очерка-наблюдения за одним из присутствующих;
  2. Герой очерка определяется жеребьевкой. В ходе конференции репортер наблюдает за Героем с целью выявления личностных качеств человека, особенностей его поведения;
  3. Для того чтобы лучше узнать Героя, необходимо взять у него интервью;
  4. Примерные вопросы интервью:
  5. почему Герой выбрал профессию журналиста;
  6. почему он работает именно в этом жанре;
  7. самая интересная командировка, в которой он побывал;
  8. самые интересные люди, с которыми он встречался;
  9. профессиональная мечта героя, о ком или о чем ему хотелось бы написать.

Информация о работе Игра, как средство формирования коммуникативных способностей у подростков