Иллюзии восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Существуют рисунки, которые вызывают исключительно неприятные ощущения. Они могут быть довольно простыми, состоящими обычно из повторяющихся линий. Расходящиеся лучи, как на рис. 1, или параллельные линии , как на рис. 2 , недавно исследовались Д. М. Мак-Кеем; автор считает, что зрительная система выходит из строя из-за перенасыщенности подобных структур. Дело в том, что здесь воспроизводится небольшая часть такого рисунка, про другие можно просто сказать: «остальное такое же». Мак-Кей утверждает, что зрительная система обычно использует перенасыщенность объектов, чтобы сэкономить свою работу по анализу информации.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 574.32 Кб (Скачать файл)

 

Рисунки, вызывающие неприятные ощущения (дискомфорт).

Существуют  рисунки, которые вызывают исключительно  неприятные ощущения. Они могут быть довольно простыми, состоящими обычно из повторяющихся линий. Расходящиеся лучи, как на рис. 1, или параллельные линии , как на рис. 2 , недавно исследовались Д. М. Мак-Кеем; автор считает, что зрительная система выходит из строя из-за перенасыщенности подобных структур. Дело в том, что здесь  воспроизводится небольшая часть такого рисунка, про другие можно просто сказать: «остальное такое же». Мак-Кей утверждает, что зрительная система обычно использует перенасыщенность объектов, чтобы сэкономить свою работу по анализу информации.

 

Рис. 1

Рис. 2

 

Рисунок с расходящимися лучами представляет собой крайний вариант «перенасыщенных  рисунков», которые вызывают нарушение  в работе зрительной системы. Еще  неясно до конца, почему это происходит. Можно представить себе другие рисунки, по-видимому, такие же пренасыщенные, которые не оказывают подобного действия на зрительную систему. Это весьма интересная мысль, заслуживающая внимания. Рисунок с расходящимися лучами вызывает любопытное последствие; если смотреть на него в течение нескольких секунд, появляются волнистые линии. Они видны в течение некоторого времени и после того, как взор переводится на однородное поле, например на простую стену. Остается неясным, является ли причиной подобного явления мелкие движения глаз , смещающие повторяющиеся линии по сетчатке и таком образом посылающие массовые сигналы рецепторов «включения» и «выключения». Если это так, то описанный эффект сходен с нарушением зрительной системы, возникающим при мелькающем свете. Как бы там ни было, вполне возможно, что работа зрительной системы определенным образом нарушается, и этот эффект следовало бы учитывать в тех случаях , когда повторяющиеся структуры используются для декорации.

Зрительные  искажения.

Некоторые простые рисунки мы видим искаженными. Эти искажения могут быть довольно большими. Часть рисунка может казаться на 20% длиннее или короче; прямая . в сущности, все мы видим эти искажения, причем в одном и том же направлении и в каждом подобном рисунке. Это показано в экспериментах, в которых животные обучались выбирать , скажем, более длинную из двух линий. Затем под влиянием иллюзии животные будут выбирать линию, кажущуюся длиннее и нам, хотя фактически она той же самой длины, что и сравниваемая с ней линия. Этот результат получен у голубей и рыб. Все это говорит о том, что существует какой-то общий фактор, лежащий в основе этих иллюзий. Это достойный предмет для исследования.

Для объяснения этого явления выдвигалось много  теорий, однако большинство их них  легко опровергнуть экспериментально или отвергнуть как малопродуманные и потому бесполезные. Прежде всего, стоит коротко остановиться на различных теориях, от которых можно с уверенностью отказаться, после чего попытаться изложить более адекватные теории. Но сначала следует испытать на себе некоторые иллюзии. Рисунки 3 -5 демонстрируют многие из наиболее известных иллюзий. Они носят имена открывших их исследователей, главным образом , психологов, работавших в Германии в прошлом столетии. Однако удобнее было бы дать некоторым из них описательные названия.

Наиболее  известным из рисунков такого рода , являются стрелы Мюллер-Лайера, изображенные на рис. 3. Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длины, но одна стрела имеет наконечники с расходящимися, а другая со сходящимися к древку концами. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины. Мы будем называть этот рисунок иллюзией стрелы.

Рис. 3

Второй пример также хорошо известен, и специалисты  называю его фигурой Понцо. Он состоит всего из четырех линий: двух одной и той же длины, идущих рядом, но не сходящихся, и между ними двух других, равных по длине и параллельных (см. рис. 4). Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее, хотя фактически обе параллельные линии одинаковой длины. Мы будем называть этот рисунок иллюзией железнодорожных путей.

Рис. 4

Рисунок 5 показывает два варианта рисунка Геринга. Иллюзия веера.

Рис. 5

Наконец, мы имеем рисунки, на которых квадрат и круг искривляется на фоне круговых или скрещивающихся линий (рис.6). нет необходимости давать этим рисункам специальные названия, поскольку мы нечасто будем обращаться к ним, и они лишь усложненные варианты геринговской иллюзии веера.

Рис. 6

Иллюзии можно  подразделить на две группы: одни –  это искажения, вызываемые фоном  определенного рода, другие – это  искажения самой фигуры, без фона. Эти самостоятельные искажения  наиболее ясно показаны на рис. 7 , на котором  изображены наконечники стрел без  древков: наконечники смещаются  сами по себе, хотя на рисунке нет  иных линий. С другой стороны, при  иллюзии веера расходящиеся лучи сами по себе воспринимаются без искажения, однако любая фигура наложенная на них , искажается определенным образом. Эти рисунки вызывают искажения, но сами не искажаются.

Рис. 7

На протяжении последних ста лет психологи  пытались объяснить эти иллюзии, однако только в настоящее время  мы приходим к пониманию того, почему подобные рисунки нарушают работу зрительной системы.

Теории, которые  мы можем отвергнуть.

Глазодвигательная теория. Эта теория предполагает, что те детали рисунка, которые вызывают иллюзию, заставляют глаза смотреть в «неправильное» место. При иллюзии стрелы считается, что глаза посредством наконечников уводятся от линии в сторону , благодаря чему длина линий воспринимается неверно; или – альтернативная теория – что глаза отвлекаются на внутреннюю часть рисунка. Однако это неверно. Изображение стрел можно зафиксировать на сетчатке с помощью специального оптического стабилизирующего устройства (или еще проще – при рассматривании последовательного образа , который остается после яркой вспышки фотографической лампы), тогда движения глаз не могут перемещать изображение по сетчатке, тем не менее иллюзия сохраняется и не слабеет.

Глазодвигательная теории иногда формулируется в несколько иной форме, может быть, с целью преодолеть эти трудности. В этом варианте теории предпологается , что искажения вызывают не действительные движения глаз, а тенденция совершать глазные движения. Мы можем с уверенностью отказаться от этих объяснений по следующим соображениям. Глаза могут двигаться или иметь тенденцию к движению в данный момент лишь в одном направлении, между тем как искажения рисунка могут происходить в одно и то же время в любом числе направлений. Рассмотрим пару стрел на рис. 3 . Первая стрела удлиняется, а вторая укорачивается в одно и то же время. Каким образом движения глаз – или тенденция к движениям – могли бы быть причиной этого явления, если они могут происхоить лишь в одном направлении в данный отрезок времени? Доказательства в пользу глазодвигательной теории отсутствуют.

Теория  ограниченной остроты зрения. Иллюзия  стрелы анализируется следующим  образом. Если бы острота зрения была так низка, что при рассматривании стрел мы не могли бы ясно видеть углы наконечников, то следовало бы ожидать , что стрелка с расходящимися концами наконечников будет восприниматься как более длинная , а со сходщимися концами как более короткая, чем они есть в действительности. Этот эффект можно продемострировать при помощи куска кальки, наложенного на рисунок, чтобы затруднить его рассматрение , но тогда мы увидим лишь небольшое изменение длины стрел. Однако эта теория может быть отвергнута, поскольку влияние этого фактора слишком незначительно. Кроме того , эта теория неприменима к другим рисункам.

Теория  нарушения работы зрительной системы. Эта теория утверждает , что определенные формы вызывают нарушение перцептивной системы. Она принадлежит к числу тех, увы, слишком распространенных в психологии «теорий», которые представляют собой не более чем довольно необоснованное утверждение того, что мы хотели бы объяснить. Эта теория не дает и намека на то , почему перцептивная система должна приходить в расстройство под влиянием именно таких, а не иных форм или почему это нарушение должно приводить к искажению рисунков только в определенных направлениях. Чтобы быть полезным, объяснение должно соотнести исследуемые явления с другими явлениями, однако данная теория иллюзий ни с чем их не соотности и таким образом ничего не дает нам для их понимания. Мы можем отбросить эту теорию просто потому, что она даже и не приступает к объяснению иллюзий.

Теория  сопереживания. Эту теорию предложил  Теодор Липпе. Она исходит из идеи американского психолога Р. Х. Вудвортса. Идея заключается в том, что наблюдатель отождествляет себя с частью рисунка и эмоционально включает себя в ситуацию, так что его зрительное восприятие искажается, поскольку эмоции могут нарушать интеллектуальную оценку. В случае иллюзии стрелы следует предположить , что стрела с расходящимися концами наконечников эмоционально вызывает ощущение растяжения, и мы воспринимаем ее удлиненной.

 

Рис. 8

Безусловно, очень толстая колонна, поддерживающая узкий карниз здания, кажется некрасивой; возможно, наблюдатель в воображении  ставит себя на место этой колонны  подобно тому, как Геркулес снял тяжесть неба с плеч Атласа, прежде чем превратить его в камень.  Кариатиды греческих  храмов (рис. 8) являются воплощением ( и довольно буквальным) этой идеи в архитектуре. Однако, несмотря на непосредственное отношение к эстетике, эти рассуждения вряд ли можно всерьез принять за теорию иллюзий. Рисунок стрелы, например, вызывает искажение восприятия при любом настроении и продолжает вызывать ту же иллюзию и тогда, когда всякие эмоциональные переживания исчезают из-за однообразия впечатлений. Возможно, что сильные эмоции влияют на восприятие, но все , кроме тех, кто защищает эту теорию, считают, что эти рисунки лишены какого-либо эмоционального содержания. Более серьезное возражение состоит в том, что искажения зрительного восприятия в сущности одни и те же у всех наблюдателей, хотя их эмоциональные состояния весьма  различны.

Теория  структурности или «хороших форм». Идея «структурности» является центральной  в работах немецких гештальтпсихологов по восприятию. «Структурный» рисунок – это такой рисунок, который создает образ несколькими выразительными линиями, хотя многого в нем и недостает. Предполагается, что иллюзии существуют благодаря «структурности», увеличивающей расстояние между теми деталями рисунка, которые кажутся не связанными друг с другом, и сокращающей расстояние между другими деталями, которые воспринимаются как принадлежащие одному и тому же объекту.

Сама  по себе идея «структурности» сомнительна. Конечно, случайное или упорядоченное расположение точек создает тенденцию группировать их различным образом, так что одни воспринимаются как принадлежащие одной структуре, а остальные отвергаются или организуются в другие структуры (рис. 9);  однако в этом случае, по-видимому, мне не склонны видеть изменения местоположения точек в результате подобной группировки, что с неизбежностью вытекает из данной теории пространственных искажений.

 

Рис. 9

Теория  перспективы. Эта теория имеет длинную  историю, на которой нам нет необходимости  останавливаться. Главная идея этой теории состоит в том, что рисунки, вызывающие иллюзии, создают впечатление  глубины благодаря перспективе  и что это впечатление глубины и вызывает изменение воспринимаемой величины.

Вполне  вероятно, что рисунки , вызывающие иллюзии, можно представить себе как плоскую проекцию обычных объектов, имеющих три измерения. Это очень важная мысль, так как она ведет к вполне законченному пониманию иллюзий. Рассмотрим три рисунка такого рода, с которых мы начали эту главу (рис. 3, 4, 5). Каждый из них можно , естественно, представить себе в виде изображения объектов, расположенных в трех измерениях. Эти рисунки могут быть поняты как плоская проекция трехмерного пространства попросту как рисунки с перспективой. Исходя из этого, можно сделать следующее обобщение: те части рисунков, которые изображают отдаленные предметы, при восприятии рисунка увеличиваются , а части , изображающие близкие предметы , уменьшаются.

Действие  этого правила можно отчетливо  видеть на примере иллюзии стрелы. Расходящиеся концы наконечника  одной стрелы можно было бы представить  в виде внутренних углов комнаты (рис.10).

Рисунок 10

 Сходящиеся  концы наконечника другой в  виде внешних углов здания (рис. 11).

Рисунок 11

Рисунок , вызывающий иллюзию железнодорожных путей, воспринимается как сходящиеся в перспективе линии, причем верхняя горизонтальная линия кажется расположенной дальше. Чем нижняя  (рис. 12).

 Рисунок 12

Однако  следует сразу же пояснить, что  хотя такого рода рисунки и кажутся  обычной плоской проекцией трехмерных объектов, каждый из них можно понять как изображение чего-то совершенно иного. Рисунок со стрелами можно  понять как вид крыши, воспринимаемый верхолазом; сходящимися линии на рисунке, вызывающем иллюзию железнодорожных путей, могут попросту восприниматься как пара сближающихся , а не параллельных линий, которые только кажутся сходящимися из-за расстояния. Рисунки , вызывающие иллюзии, являются типичными рисунками с перспективой , но во всех случаях они могут изображать что-то совершенно другое.

Традиционная  теория перспективы попросту утверждает, что эти рисунки вызывают впечатление  глубины и что, если наблюдатель  попадает под власть этого впечатления, более отдаленные детали кажутся  объективно большими. Однако почему впечатление  расстояния должно вызывать изменение  видимой величины? Почему впечатление  большего расстояния должно приводить  к увеличению размера, в то время  как отдаленные объекты обычно кажутся  меньшими по мере увеличения расстояния? Согласно этой теории , должно происходить не увеличение, а уменьшение размеров деталей, расположенных дальше, как это обусловлено перспективой, но в действительности это совершенно не так.

Информация о работе Иллюзии восприятия