Иллюзии восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Существуют рисунки, которые вызывают исключительно неприятные ощущения. Они могут быть довольно простыми, состоящими обычно из повторяющихся линий. Расходящиеся лучи, как на рис. 1, или параллельные линии , как на рис. 2 , недавно исследовались Д. М. Мак-Кеем; автор считает, что зрительная система выходит из строя из-за перенасыщенности подобных структур. Дело в том, что здесь воспроизводится небольшая часть такого рисунка, про другие можно просто сказать: «остальное такое же». Мак-Кей утверждает, что зрительная система обычно использует перенасыщенность объектов, чтобы сэкономить свою работу по анализу информации.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 574.32 Кб (Скачать файл)

Изгиб линии, пересекающий угол нарисованного куба, определяется не тем, кажется ли этот угол внутренним или внешним, а просто тем, является ли этот угол внутренним или внешним в обычных условиях трехмерного восприятия. Это важное обстоятельство, так как оно подтверждает , что иллюзорное искажение линии возникает не вследствие механизма константности, действующего в соответствии с видимой глубиной, а прямо согласуется с признаками глубины, хотя бы им и противоречила фактура бумаги, из-за которой куб кажется плоским. Если мы поместим линию , подобную этой, поперек светящегося куба, то направление изгиба этой линии будет изменяться с изменением ориентации куба в нашем восприятии; здесь закон Эммерта перестает действовать.

Можно измерить видимую глубину, восприятие которой  возникает благодаря перспективе  или другим признакам глубины.; это можно сделать с помощью ряда технических приемов, обеспечивающих объективное измерение видимой глубины. С помощью этих приемов можно прямо соотнести видимую глубину с иллюзиями.

Довольно  легко вычислить меру иллюзии  типа искажений величины или формы, о которых идет речь. Это можно  сделать с помощью набора различных  линий или форм , предложенных наблюдателю, с тем чтобы он выбрал среди них ту, которая больше всего похожа на рисунок , вызывающий иллюзию, как видит ее сам наблюдатель. Разумеется, важно показывать наблюдателю сравниваемую с образцом линию так, чтобы она не искажалась. В опыте иногда лучше использовать такое приспособление, которое дает возможность наблюдателю или экспериментатору производить непрерывное подравнивание сравниваемо линии или набора линий с образцом. Такое приспособление для сравнения линий показано на рис. 16.

 

Рис. 16

Труднее измерить видимую глубину. Это может  показаться даже невозможным. Но рассмотрим рис. 17. Рисунок освещается сзади, чтобы  избежать влияния фактуры фона на восприятие, и виден через экран  поляроида.

Другой  экран поляроида помещается над  одним глазом под углом к первому  так, чтобы свет от рисунка не достигал этого глаза. Между глазами и  рисунком помещается стекло, покрытое с одной стороны тонким слоем  амальгамы, через которое виден  рисунок и которое также отражает одно или несколько небольших  источников света, вмонтированных в  оптическую линейку. Эти источники  света кажутся расположенными на рисунке. Конечно, с точки зрения оптических законов они действительно  находятся на рисунке, но только в  том случае, когда расстояние от источников света до глаз равно расстоянию от рисунка до глаз. Однако маленький  источник виден обоими глазами, в  то время как рисунок виден  только одним глазом, потому что  другой закрыт поляроидом. Передвигая источники света по оптической линейке, мы можем поместить их таким образом, что они будут казаться расположенными на том же самом расстоянии от наблюдателя, что и любая другая часть рисунка. Если рисунок имеет перспективу  или другие признаки глубины, тогда  наблюдатель помещает источники  света не на истинном расстоянии, которое  отделяет его от рисунка , а на том , котороое, как ему кажется отделяет его от той части рисунка , на которую он наводит световое пятно. Для людей с нормальным бинокулярным восприятием глубины это довольно простая задача, и таким способом можно измерить кажущуюся глубину.

Эти опыты  показывают , что рисунки, вызывающие иллюзии, действительно воспринимаются как обладающие глубиной в соответствии с теми деталями, которые указывают на перспективу, и что иллюзия усиливается, когда признаки, по которым судят о глубине, становятся более выразительными. Таким образом, мы видим, что иллюзии связаны с восприятием глубины.

 

Рис. 17

 

Искажения и  перспектива.

В западном мире комнаты почти всегда прямоугольные, и у многих предметов, как , например, у ящиков, угла прямые. Кроме того, многие объекты, например шоссейные и железные дороги , представляют собой длинные параллельные линии, сходящиеся в перспективе. Люди в западном мире живут в зрительной среде, богатой признаками перспективы, указывающими на расстояние. Мы можем задать вопрос: будут ли возникать иллюзии, которые , как мы полагаем, связаны с перспективой , у людей , живущих в другом окружении, где мало прямых углов и длинных линий? К счастью , были проведены некоторые исследования восприятия людей, живущих в подобной среде, и сделаны измерения их восприимчивости по отношению к такого рода рисункам.

Представителями людей, живущих в «непеспективном» мире, являются зулусы. Их мир можно охарактеризовать как «культуру круга»: их жилища круглые, двери тоже круглые, они распахивают свою землю не прямыми , а закругленными бороздами, и лишь немногие предметы их обихода обладают углами или прямыми линиями. Таким образом , зулусы идеальные испытуемые для наших целей. Было обнаружено , что они испытывают иллюзию стрелы лишь в небольшой степени, в то время как другие иллюзии у них почти не возникают.

Было  проведено исследование людей, живущих  в густом лесу. Восприятие этих людей  представляет интерес, поскольку они  не видят предметов на большом  расстоянии, так как у них в  лесу имеются небольшие свободные  пространства. Когда их вывезли из леса и показали объекты, расположенные  на большом расстоянии , они воспринимали их не как удаленные, а как маленькие. У людей, живущих в условиях западной культуры , подобные искажения восприятия возникают, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа объекты кажутся слишком маленькими с точки зрения наблюдателя, хотя кровельщики и люди, работающие на лесах и перекрытиях небоскребов, сообщают, что они видят объекты внизу без искажений. По-видимому, непосредственный опыт – важный фактор в установлении зрительной оценки объектов.

Этот  вывод следует также из наблюдений над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено  операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции он думал, что  может выпрыгнуть из окна больницы, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10-12 метров. Хотя он ошибался при оценке высоты (расстояния до земли), в оценке знакомых ему горизонтальных расстояний он был довольно точен. Подобно зулусам, у него не возникали никакие обычные иллюзии, кроме иллюзии стрелы, да и то в небольшой мере.

Иллюзия стрелы была измерена у некоторых  животных, особенно у голубей и  рыб. Методика опыта заключалась  в том, что у экспериментальных  животных вырабатывалась реакция выбора более длинной из двух линий, и , после того как эта реакция закреплялась, им предъявлялся рисунок со стрелами, древки которых были объективно одинаковой длины. Выберут ли они стрелу, которая кажется нам длиннее? И голуби и рыбы выбирали именно эту стрелу. Таким образом, очевидно, что животные также испытывают иллюзии.

Фактически  этот эксперимент не так прост, как  это может показаться, поскольку  важно установить, что животные реагируют  именно на длину древка стрелы, а  не на длину всей фигуры. Для этого  приходилось вырабатывать у животных дифференцировки на линии, имеющие  различную форму наконечников на обоих концах для того, чтобы быть уверенным , что именно длина самих линий, а не общая длина фигуры вызывает реакцию животных. В этот период тренировки следовало быть осторожным и не использовать в качестве наконечников такие, которые могли бы вызвать иллюзии.

Свидетельства представителей тех культур, в которых  мало символов перспективы показывают, что они испытывают лишь слабые иллюзии  или же полностью лишены их, если признаки перспективы в рисунке  едва намечены. Наблюдение над человеком , ослепшим в детстве, также обнаруживает, что иллюзии частично зависят от предварительного зрительного опыта. Факты, полученные в экспериментах над животными , свидетельствуют, что иллюзии свойственны не только перцептивной системе человека, но возникают также и при менее развитых глазах и мозге. Было бы интересно поместить животных в среду, лишенную признаков перспективы, а затем исследовать их иллюзии. Вполне вероятно, что иллюзий у них не будет. Фактически попытка провести такой эксперимент на рыбах была сделана в лаборатории. Но, к сожалению, эти рыбы погибли, хотя , вероятно, не из-за нарушений восприятия.

К тому, что сказано о представителях иных культур, следует добавить, что эти люди мало или совсем не рисовали и не фотографировали знакомые предметы, так же как и слепой в прошлом человек,  после того как он прозрел. Вероятно, признаки перспективы используются только после накопленного опыта, после того как зрительные ощущения связываются с тактильными, и только тогда соответствующие признаки перспективы вызывают искажения величины при восприятии плоских изображений. Имеются некоторые доказательства того, что модели рисунков , о которых шла речь выше, вызывают нарушения восприятия величины и при оценке их на ощупь. Так, по-видимому, происходит и у слепых людей, ощупывающих подобные модели. Факты такого рода прежде всего относятся к иллюзии стрелы, хотя, возможно, это не лучшее подтверждение гипотезы, поскольку ошибки в оценке длины подобных моделей могут быть обусловлены ограниченными возможностями тактильной системы в оценке пространственных соотношений, вследствие чего возникает тенденция помещать конец линии за углом при ощупывании расходящихся концов наконечника стрелы. Таким образом, и возникает ощущение удлинения первой и укорочения второй стрелы. Как уже было сказано, это самое неубедительное объяснение иллюзий, касающихся зрения, потому что зрительная система обладает высокой чувствительностью; однако, возможно, это служит объяснением для осязания, где чувствительность настолько низка, что эта причина может привести к искажению углов моделей стрел. Все это звучи довольно тривиально: серьезный разговор о тактильных иллюзиях может состояться лишь после того, когда мы узнаем о них значительно больше. Но если будет доказано, что искажения в осязании возникают не только вследствие ограниченных сенсорных возможностей этой системы, тогда иллюзорные искажения будут отнесены к числу более общих фундаментальных фактов, чем это предполагается сейчас.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Иллюзии восприятия