Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:16, контрольная работа
Удачный имидж — это способность внушить окружающим, что носитель этого имиджа является воплощением в себе тех идеальных качеств, которые они хотели бы иметь, если бы были на месте этого человека. Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные: оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества.
Введение
Личный имидж — это явление среды. Он выступает как признание, как оценочное отношение какой-то группы или слоя людей. Не исключено, что та или иная среда может иметь не самый лучший вкус, воспитанность, эрудицию и профессионализм. В подобных случаях создающему свой имидж нельзя терять голову и идти на поводу у толпы. Конечно, надо считаться с мнением окружающих, но не обманываться им, а постоянно ставить перед собой высокую планку в культуре, эрудиции и профессионализме. Люди склонны покоряться сильнейшим. В былые времена такими считались физически мощные люди, затем толстосумы, а теперь приходит время культа духовной силы и интеллекта.
Образ — одна из основных категорий психологии. Когда мы говорим об имидже как образе, то в основном имеем в виду два аспекта образа: формирование представлений о внутренних кчествах через внешние и побудительную (мотивационную) силу образа. Обаяние! Кто не хотел бы им обладать! Многие пытаются, а некоторые, несомненно, им обладают. Обаянием можно управлять, ведь оно — не столько визуальная характеристика личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям, наличие духовной основы.
Удачный
имидж — это способность внушить окружающим,
что носитель этого имиджа является воплощением
в себе тех идеальных качеств, которые
они хотели бы иметь, если бы были на месте
этого человека. Понятие имиджа включает
в себя не только естественные свойства
личности, но и специально наработанные:
оно связано как с внешним обликом, так
и с внутренним содержанием человека,
его психологическим типом, черты которого
отвечают запросам времени и общества.
Таким образом, имидж включает в себя как
минимум три составляющие: внешний облик,
психологические свойства и социальные
задатки как соответствие запросам времени
и общества. Но представлены эти компоненты
во внешних характеристиках человека:
в его поведении, манере говорить, стиле
одежды, оформлении интерьеров дома и
офиса. Создание имиджа — это своего рода
манипулирование внешними характеристиками
с целью формирования благоприятного
впечатления.
Внешний облик (стиль одежды)
Язык одежды
Проблемы проявления личности в одежде и влияние одежды на человека — наверное, самые интересные из проблем, изучаемых психологией.
Кроме реализации утилитарных и информационных функций, одежда удовлетворяет ряд высших потребностей человека (в самоутверждении, самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком и может служить средством диагностики личности ее носящего. Одежда всегда зависела от возраста, семейного положения. Стоит обратиться к истории костюма, и станет видно, что, казалось бы, ни о чем не говорящие детали имели определенное значение. Проявляются ли черты характера человека в его одежде и манере одеваться? Конечно, да! Человек не просто выбирает одежду, но и определяет стиль своего поведения. Одежда начинает влиять на него. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, самоотношения и наоборот. Анализ гардероба человека может дать внимательному наблюдателю немало информации об индивидуально-психологических особенностях человека, его темпераменте, характере и т. д.
Некоторые психологи выделяют два типа стратегии самопрезентации, которые очень ярко могут проявляться в манере одеваться, свойственной каждому человеку: «ублажающую» и «самоконструирующую». Определить свою манеру одеваться можно по тесту для определения стратегии самопрезентации личности в одежде (прил.).
Кроме того, считается, что психологические особенности человека связаны с его телосложением. Например, современные исследования подтверждают наличие определенной взаимосвязи телосложения и психологических особенностей человека по ряду параметров, таких как устойчивость к стрессу, вступление в контакт, работоспособность.
Можно обобщить эту зависимость у различных исследователей, зная особенности своего конституционного проявления, и не проецировать на учеников свои слабости, не обвинять их в лености или безалаберности, а научить их правильно использовать свои конституционные возможности. Самая распространенная классификация приведена с указанием характерных особенностей (прил.).
Конечно, хотелось бы остановить от соблазна переоценки роли телосложения в диагностике психологических особенностей человека. Далеко не все можно понять, анализируя лишь конституцию человека.
В отечественной психологии неоднократно высказывалась мысль о том, что содержательная сторона психики человека, его знания, взгляды и т. д. вообще не связаны с конституцией. С телесными особенностями должны сопоставляться динамические, формальные качества психики, причем эта связь реализуется благодаря особенностям нервной системы.
Нельзя узнать по фигуре, например, о мере порядочности человека или смысле человеческой жизни, религиозности и т. д. Но если использовать те сведения, которые мы привели, в сочетании с наблюдениями за другими особенностями внешнего облика и поведения человека, можно значительно продвинуться в интересной и сложной задаче человековедения. Испанский писатель Мигель Сервантес утверждал: «Платье и облачает, и разоблачает человека».
Оформление внешности можно сравнить с оформлением витрины. Магазин с устаревшей, безвкусной витриной вряд ли привлечет покупателя — в то же время магазин со стильной, гармоничной витриной так и манит зайти. То же и с оформлением внешности: внешний облик делового человека может привлечь или отпугнуть делового партнера. Одежда в данном случае есть некое обещание — чего можно ожидать от данной личности, что она собой представляет.
Задумываясь об оформлении
внешности, следует учесть, что одежда
в общении выполняет как
Презентационная функция заключается в том, что одежда представляет своего владельца миру. Точнее, через одежду происходит самопрезентация, самопредъявление личности, поскольку человек сам захотел, решил или по каким-то причинам вынужден быть одетым именно так.
Регуляторная функция состоит в том, что одежда может регулировать отношения между участниками делового взаимодействия.
Например, просвечивающая блузка и мини-юбка женщины, работающей в деловой сфере (а не деловой костюм, как положено), может подтолкнуть коллег-мужчин к ухаживаниям вместо чисто деловых отношений.
Информационная функция одежды проявляется в том, что одежда транслирует самую разную информацию о своем хозяине, подчас даже ту, которую лучше скрыть. Прежде всего, это информация о том, каким человек представляет самого себя, каким он хотел бы казаться окружающим, что человек думает о своей привлекательности, то есть какова «Я-концепция» личности. Также одежда информирует о происхождении, вкусе, привычках, настроении, доходах своего владельца. Интересно, что в дословном переводе с латинского слово «костюм» означает «образ жизни».
Исследования показывают,
что почти все взрослые могут
по одежде определить социальный статус
человека и примерно указать род
занятий. Даже дети успешно используют
этот признак. В одном из исследований
испытуемым — десятилетним девочкам
— предъявлялись фотографии наборов
женской одежды. Оказалось, что испытуемые
достаточно точно определили социальный
слой, к которому может относиться
женщина, носящая «такую» одежду,
и черты ее характера.
А что в одежде наиболее информативно? На что в первую очередь важно обратить внимание деловому человеку, подбирая себе одежду?
Большинство ученых так отвечают на эти вопросы: наиболее информативны в одежде признаки статуса личности — это цена, силуэт, цвет.
Цена. Чем она выше, тем выше статус личности в глазах воспринимающих. Цену обычно «вычисляют» исходя из качества одежды, учитывая также частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность).
Силуэт. «Высокостатусным» считается силуэт, приближающийся по форме к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» — силуэт, приближающийся к шару. С высоким статусом несовместим, например, пиджак типа «реглан», свитер, мягкие брюки или джинсы и т.д.
Цвет. В нашей стране признаком высокого статуса выступает ахроматическая одежда, то есть черно-белой гаммы. Чем ярче, насыщенней и чище цвет одежды (не черный и не белый), тем ниже предполагаемый статус.
Таким образом, выбирая деловую одежду, стоит всегда иметь в виду перечисленные признаки и осознавать, что будет транслировать ваша одежда партнерам по общению.
В деловой сфере социально одобряется деловой стиль. Привлекательным будут считать того человека, который придерживается в оформлении внешности именно делового стиля.
Много или мало можно сказать о человеке по его одежде и манере одеваться? Оказывается, можно сделать заключение:
о его поле и возрасте;
о национальности и месте жительства;
о профессии и месте работы;
о социальном положении;
о материальном положении и вкусе;
о потребностях;
о характере;
о темпераменте; и даже
о стремлениях и страхах.
Конечно, способности к диагностике человека по одежде у всех разные, но способности, как известно, развиваются.
Важно только помнить,
что то, во что одет человек, есть
результат влияния многих факторов.
Избежать поспешных выводов о
качествах, присущих владельцу той
или иной одежды, мы можем только
в результате внимательного наблюдения
именно устойчиво встречаемых
Так что же можно сказать о человеке по его одежде? Для начала давайте посмотрим на вашу собственную манеру одеваться с помощью небольшого опросника.Факторы внешнего вида представлены в приложении. Раскроем их более подробно.
Силуэт. Надевая одежду того или иного силуэта, мы закладываем определенные отношения. Так, если вы в пиджаке, то будете создавать в классе атмосферу строгости; в пушистой кофте — атмосферу мягкости. Выбор силуэта влияет и на наше поведение и на поведение окружающих по отношению к нам. Высокостатусным, «официальным» считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным — приближающийся к шару, т. е. пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы и т. д.
Еще один фактор — цвет одежды, он является как диагностичным, так и коррекционным. Сведем диагностику до минимума. Итак...
Красный — цвет страстей, властность, вспыльчивость.
Оранжевый — мечтательность.
Желтый — спокойствие, общительность, легкая приспособляемость.
Розовый — эмоциональность, потребность любить и быть добрее.
Коричневый — традиционность, уверенность.
Зеленый — цвет надежды и открытого пути, упрямство в достижении цели.
Синий — духовная возвышенность, скромность, стремление к взаимопониманию.
Черный — неуверенность, мрачное восприятие жизни.
Серый — рассудительность, недоверчивость, повышенный эмоциональный контроль,
Белый в одежде не информативен.
Таким образом, используя определенные цвета, можно вызвать определенные эмоции, т. е. корректировать настроение с помощью цвета одежды. Восприятие цвета и эмоциональное отношение к нему зависят от состояния человека. Изменяется состояние — меняется и отношение к цвету, поэтому выбираемый цвет есть индикатор нашего самочувствия и настроения. И в то же время определенные эмоциональные состояния человека соответствуют его устойчивому отношению к цвету и цветосочетанию. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию Человека, но и определенным образом формирует его эмоции.
Ниже приведены известные в психологии данные о воздействии цвета на эмоции и настроение человека.
При желании вы можете скорректировать настроение, используя определенные цвета одежды. Разумеется, что эти же цвета могут улучшать ваше настроение и вызывать необходимые эмоции, присутствуя не только в одежде, но и в интерьере квартиры, в картине и т. д. Настроение зависит от состояния организма, поэтому, влияя на него, можно улучшить и настроение. Относительно нейтрально на ваше состояние воздействуют белый и серый.
Белый — гасит раздражение, несколько успокаивает. В угнетенном состоянии избегайте серого и черного цветов.
Если вы перевозбуждены, наденьте что-нибудь коричневое.
Если вы хотите отдохнуть, вам помогут лимонный, желто-зеленый, сине-зеленый, зеленый, синий, лиловый, фиолетовый, белый.
Для повышения бодрости используйте желто-зеленый, лимонный, пурпурный (возбуждает), фиолетовый, розовый, оранжево-красный.
Лучшими цветами для стимуляции жизнедеятельности организма, поднятия тонуса и аппетита является вся желто-оранжевая гамма: желтый, желто-оранжевый, оранжевый и розовый. Если у вас низкое давление, а вы хотите его немного поднять, почаще надевайте одежду желтого цвета, выбирайте желтые обои для своей комнаты и желтые занавески. Понижают высокое давление синий и зеленый цвета.