Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа
Альфред А́длер (7 февраля 1870 — 28 мая 1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Так же как и Юнг, он был одним из первых и наиболее талантливых учеников Фрейда. Адлер, как и многие безоговорочно признавал гениальность и авторитет Зигмунда Фрейда и готов был развивать его основные идеи, дополняя (а иногда и обоснованно заменяя или корректируя) их собственными теоретическими и практическими поисками.
Введение __________________________________________ с. 3
Альфред Адлер __________________________________с. 4-6
Индивидуальная психология Адлера _________________с.
Фикционный финализм __________________________ с. 7-9
Чувство неполноценности и компенсация ____________ с. 9-11
Стремление к превосходству ______________________ с. 11-13
Стиль жизни ___________________________________ с. 13-16
Социальный интерес _____________________________с. 16-20
Творческое «Я» _________________________________с. 20-21
Порядок рождения ______________________________с. 21-24
Заключение _________________________________________ с. 26-25
Список использованной литературы ___________________ с. 27
Жизненный стиль неизбежно проявляется в том, как человек решает три основные проблемы:
1. Профессиональная проблема - "как найти занятие, которое позволило бы выжить при всех ограничениях земного мира".
2. Проблема сотрудничества и дружбы - "как найти такое место среди людей, чтобы можно было сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества".
3. Проблема любви и
супружества - "как приспособиться
к тому факту, что мы существуем
в двух полах и что
Адлер отмечает, что "решение одной из этих проблем помогает приблизиться к решению других... Они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть... Решая эти три проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение сути жизни» [1, с. 124].
Поскольку у
каждого человека стиль жизни
неповторим, выделение личностных
типов по этому критерию
Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, – это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и цельности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.
В двухмерной
теории установок, сопутствующих
стилям жизни, отсутствует одна
возможная комбинация; высокий социальный
интерес и низкая активность.
Однако невозможно иметь
Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. «Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном – во всех выражениях его личности» [1, с. 126]. Жизненный стиль – уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.
Признаками здоровой личности по Адлеру являются – движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.
Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:
- физическая неполноценность, которая ведёт к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;
- избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;
- отверженность как состояние,
вызванное изоляцией от
Еще одна концепция,
имеющая решающее значение в
индивидуальной психологии
В самом начале
своего научного пути Адлер
полагал, что люди мотивированы
ненасытной жаждой личной
Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.
1. Субсоциальные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным "Я" индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.
2. Социальные объекты
включают в себя все живое.
Социальный интерес здесь
3. Супрасоциальные объекты - это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это "космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас", "тесный союз с жизнью как целым".
Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.
Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса
Адлер считал,
что предпосылки социального
интереса являются врожденными.
Поскольку каждый человек
Социальный интерес
развивается в социальном
Так как социальный
интерес возникает в
Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.
Адлер рассматривал
отца как второй по важности
источник влияния на развитие
у ребенка социального
Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
Согласно Адлеру,
выраженность социального
У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.
Ранее мы отмечали,
что фундамент стиля жизни
закладывается в детские годы.
По убеждению Адлера, стиль жизни
настолько прочно
Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.