Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа
Альфред А́длер (7 февраля 1870 — 28 мая 1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Так же как и Юнг, он был одним из первых и наиболее талантливых учеников Фрейда. Адлер, как и многие безоговорочно признавал гениальность и авторитет Зигмунда Фрейда и готов был развивать его основные идеи, дополняя (а иногда и обоснованно заменяя или корректируя) их собственными теоретическими и практическими поисками.
Введение __________________________________________ с. 3
Альфред Адлер __________________________________с. 4-6
Индивидуальная психология Адлера _________________с.
Фикционный финализм __________________________ с. 7-9
Чувство неполноценности и компенсация ____________ с. 9-11
Стремление к превосходству ______________________ с. 11-13
Стиль жизни ___________________________________ с. 13-16
Социальный интерес _____________________________с. 16-20
Творческое «Я» _________________________________с. 20-21
Порядок рождения ______________________________с. 21-24
Заключение _________________________________________ с. 26-25
Список использованной литературы ___________________ с. 27
Предполагая существование
творческой силы, Адлер не отрицал
влияния наследственности и
Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением. В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.
По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.
Первенец (старший ребенок)
Согласно Адлеру,
положение первенца можно
Адлер часто
описывал положение первенца
при рождении второго ребенка,
как положение "монарха, лишенного
трона", и отмечал, что этот
опыт может быть очень травмати
Единственный ребенок
Адлер считал,
что позиция единственного
Такой ребенок
на протяжении всего детства
продолжает быть средоточием
жизни семьи. Однако позднее он
как бы внезапно пробуждается
и открывает для себя, что больше
не находится в центре
Второй (средний) ребенок
Второму ребенку
с самого начала задает темп ег
В результате
второй ребенок вырастает
Последний ребенок (самый младший)
Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" и, будучи "малышом" или "баловнем" семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших детей. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о "борющемся младшем ребенке", как о возможном будущем революционере.
Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание "типичного" старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.
Хотя не все теоретические положения Адлера, главным образом связанные с типологией личности детей, очередностью их рождения, нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности ребенка, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологию.
Заключение
Познакомившись с индивидуальной психологией Альфреда Адлера, можно охарактеризовать её так:
1. Адлерианская психология есть психология феноменологическая, то есть субъективная, персональная, объясняющая то, что у каждого человека своё субъективное понимание вещей, отношение к миру. Схематически можно представить себе картину, когда много людей смотрят на нечто с разных сторон. То, что видит каждый, и есть его субъективная, персональная реальность. Признание права каждого иметь такую реальность, в каком-то смысле уравнивая всех и каждого – поскольку данные реальности не так-то просто сравнить – большое достижение в развитии психологии. Да и вообще человечества. Это и называется гуманизмом.
2. Адлерианская психология есть психология индивидуальная.
В названии содержится скрытая отсылка к латинскому слову individuus, означающему «нераздельность», термин, предназначенный для того, чтобы сделать ударение на холизме, целостности.
Человек, по мнению Адлера, есть неделимая сущность и должен пониматься тотально ("total person"), когда мысли, чувства, действия, сновидения, память и даже психология ведут в одном направлении. Человек – это система, в которой целое больше любой отдельной его части. В этом целом Адлер видел единство человека, в поведении которого есть закономерная тема
Мы говорим, что в нашей обычной, устоявшейся жизни «все повторяется», «ходит по кругу». Это и означает, что все элементы этого круга взаимоувязаны, гармонизированы друг с другом, поддерживают и воспроизводят сами себя – мы выбираем чувства, обеспечивающие наши решения, решения приводят к действиям, а действия создают те события, которые питают наши чувства. Это и есть индивидуальная, или, как мы говорим, личная логика.
3. Адлерианская психология есть психология теологическая.
Теология означает «целесообразность, движение по направлению к цели». Индивидуальная Психология видит индивидуальность в постоянном стремлении. Мы спрашиваем про человека, когда не понимаем его: «Что он хочет?», тем самым имея в виду «В чем его цель»? Здесь уместно вспомнить высказывание древнего Хилона «Смотри на окончание, думай о последствиях»[2, с. 131].
4. Адлерианская психология есть психология сообщества и социального интереса.
Адлер отступил от Фрейдовских предположений, что человеческое поведение мотивируется сексуальным инстинктом. Предположение Адлера состоит в том, что человеческое поведение мотивируется социальными (общественными) потребностями и что человеческое существование есть прирожденное общественное существование. Среди всех теорий персональности только Адлерианская честно утверждает, что для того, чтобы быть счастливым и успешным в жизни необходимо быть «хорошим» в социально значимом смысле.
Продуктивность для многих психологических направлений, высокая практическая ценность – таковы существенные особенности индививидуальной психологии А. Адлера, которые органически вошли в современную психологическую науку. А. Адлер намного опеределил своё время. Многие его положения и идеи сохраняют свою ценность в наши дни.
Главное в оценке концепции состоит, на мой взгляд, в том что, она в наибольшей мере способствовала развитию всех остальных психотерапевтических концепций и проблем (от проблемы детского возраста до семейной и социальной проблематики). Трудно оценить весь потенциал направления, которое не стало теорией, а продолжает жить. Поэтому в заключении я хочу привести высказывание самого А. Адлера:
“Честный психолог не может закрыть глаза на социальные условия, не позволяющие ребёнку стать частью сообщества и почувствовать себя дома в мире, вместо этого заставляя его расти так, как будто он живёт во вражеском стане. Психолог, следовательно, должен работать против национализма… Против захватнических воин, реваншизма и престижа; против безработицы, которая повергает людей в безнадёжность; и против всех остальных препятствий, которые покушаются на социальный интерес в семье, школе и обществе целом” [1, с. 99].
Список использованной литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / Пер. с нем.
М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1995.
2. А. Н. Ждан История психологии. М.: Из-во Московского университета, 1990.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 16-е изд. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 672 с.
4. Общая психология: учеб. пособие / Л. А. Вайнштейн, [и др.]. – Минск: Тесей, 2005. – 368 с.