Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:40, реферат
Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
Введение………………………………………………………………… 2
1.Принципы психологического консультирования…………………... 3
2.Организация консультативной беседы……………………………… 5
3.Цели и задачи психологического консультирования………………. 7
4.Позиция консультанта по отношению к клиенту……………………9
5.Принципы первичной консультации………………………………...11
6.Особенности консультации клиента в состоянии кризиса…………18
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………...21
Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Действительной проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то, что им практически не с кем поговорить откровенно, рассказать не таясь, все, что их тревожит и беспокоит. Уже то, что консультант может их внимательно выслушать и понять, — необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным изменениям. Кроме того, спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит "пищей" для размышлений о себе и людях, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности. Для клиента, обращающегося за помощью к психологу, такой результат может оказаться важным не только с точки зрения повышения его психологической стабильности, но также послужить основанием для обращения за дальнейшей помощью к другим специалистам, если это кажется необходимым.
Существует и еще один результат, достижение которого в процессе консультативной беседы представляется ничуть не менее важным. Это принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним.
4.Позиция консультанта по отношению к клиенту.
Позиция
клиента во взаимодействии характеризует
его обобщенное эмоциональное отношение
к другим людям и к себе как к человеку.
Позиция включает в себя переживания динамики
взаимодействия с другим человеком как
проявление равенства или неравенства,
как проявление уважения к себе или пренебрежения.
1. Взаимодействие на равных — оптимальный вариант в индивидуальном консультировании, когда проблема ответственности за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога-консультанта, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении.
Осознание психологом этого момента в интервью с клиентом возможно с помощью микротехник, обеспечивающих получение обратной связи. Главный момент в установлении такой позиции — это достижение конгруэнтности, соответствия с клиентом.
2.
Взаимодействие с позиций «
Зачастую директивность и неадекватность психолога в такой позиции приводит к потере предмета взаимодействия. Вместо содержания психологической информации обсуждаются социальные, этические или нравственные нормы.
3.
Взаимодействие с позиции «
Увидеть в клиенте манипулятора — профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия он выйдет победителем с укоренившимся сознанием превосходства в своих манипулятивных способностях.
Психолог,
занимающий позицию снизу, по существу,
отказывается от своей профессии, от обобщенной
научной теории, и попадает под власть
житейского манипулятора. Напомним, что
Э. Шостром выделил восемь манипулирующих
типов, знание о которых позволяет сделать
направленной профессиональную рефлексию
во взаимодействии с клиентом
Существуют разные модели психологического консультирования, разные теоретические подходы, поэтому существуют самые разные способы проведения первичной консультации.
Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём основным, тесно взаимосвязанным друг с другом, задачам первичной консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую задачи.
В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений с клиентом. Клиент прежде всего нуждается увидеть искреннее и естественное в своих проявлениях стремление консультанта войти с ним в контакт. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и консультантом является качество присутствия, то есть способность невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Кроме того, вследствие того, что конгруэнтность и естественность - это прямая противоположность демонстрации фасада, данное поведение консультанта служит моделью, призывающей клиента к спонтанности и открытости в самопредъявлении. Наряду с этим, ничто так не стимулирует самораскрытие как безусловное позитивное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное позитивное отношение подразумевает безоценочное принятие опыта клиента, а также проявление эмоциональной теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания переживания клиентом собственной жизненной ситуации.
В
диагностическом измерении
Терапевтическая
цель консультирования состоит в
том, чтобы создать в
Хорошим средством установления контакта с клиентом являются позитивное поощрение. Поощрение - как невербальное (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.), так и вербальное (фразы типа “Да”, “Я слушаю”, “Расскажите мне больше о Вас”) могут казаться банальными, но при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь клиента и поощряют его к самораскрытию.
Начальная фаза консультации - это время активного приглашения клиента к рассказу о причинах, приведших его на консультацию, однако это не значит, что в случае пауз консультант должен тут же их заполнять. Длительные паузы действительно нежелательны, так как могут продуцировать тревогу и агрессию. Во время же коротких пауз клиент обычно чувствует, что вы думаете об их проблеме и часто сам добавляет новую значимую информацию. В эти естественные перерывы полезно обозреть то, что вы уже узнали, что помогает спланировать ваш следующий шаг.
Внимательное слушание изложения клиентом собственных проблем и понимание их субъективной картины является одной из основных задач начальной стадии консультации. Вы поможете клиенту изложить его точку зрения, если посредством повторения и прояснения смысловых и эмоциональных сообщений будете последовательно демонстрировать ваше намерение как можно более точнее и полнее их понять. Повторение сути сказанного или лишь ключевых слов эффективно стимулирует клиента к выражению более глубоких уровней проблемы и нередко приводит к выражению новых жалоб и измерений проблемы. Каждой новой жалобе или измерению проблемы консультанту стоит уделить отдельное внимание. Внутренняя готовность к рассмотрению новой информации создаёт предпосылку тому, что подлинная причина обращения за помощью - насущные потребности клиент - не будут упущены. Отмечая, проясняя детали и связывая между собой жалобы клиент и консультант совместно продвигаются к более обобщённой формулировке проблемы, вбирающей в себя все её, ранее высказанные измерения. Время от времени бывает весьма полезно сверить собственное понимание, формулируя сказанное клиентом своими словами и давая ему возможность поправить ваше восприятие.
Кл: Я хотела бы быть взрослой и зрелой, чтобы совершать свой собственный выбор и следовать ему. Но мне нужен кто-то, кто бы подталкивал меня в верном направлении.
Кон: Вы хотели бы двигаться в верном направлении, не сомневаться и ценить себя за это.
Такого рода высказывания обычно называют перефразированием, отражением содержания или прояснением.
В конце начальной фазы беседы убедитесь, что вы узнали об основных жалобах клиента и спросите: “Есть ли ещё что-то, что вас беспокоит?” После этого бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить высказанные клиентом жалобы, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и тех причинах, которые были высказаны клиентом.
Тесно связанной с техникой суммирования является проблема записи во время сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то есть короткие заметки, могут быть весьма полезны и многие успешно используют их в своей работе, при этом оставаясь вовлечённым в контакт. Однако это удаётся далеко не всем. Тщательная же запись, которая безусловна могла бы быть очень полезна для последующей рефлексии над материалом, вряд ли способствуют установлению контакта с клиентом - пожалуй основной задаче первичной консультации. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту. Поэтому, пожалуй, следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения записи, по крайней мере в течение первой встречи. Если появляется что-то очень важное, что вам ни в коем случае не хотелось бы забыть, можно прервать клиента и сказать: “Вы не будет возражать если я запишу эти детали? Они важны и я не хотел бы упустить их.” После их записи следует отложить тетрадь с ручкой невербально продемонстрировать свою готовность возобновить контакт.
На начальной стадии беседы также следует определить подходящий уровень активности. В первые минуты беседы, после структурирующей ситуацию информации и открытого вопроса о причинах обращения консультанту на некоторое время бывает полезно занять пассивную позицию. Когда клиент говорит, следует слушать и планировать стратегию консультации, особенно относительно степени контроля над процессом беседы. Так например, с болтливым или отвлекающимся клиентом следует проявлять большую активность, чтобы время консультации не было съедено малозначимыми деталями. И наоборот, с клиентом, который последовательно излагает проблему, добавляя её всё новыми и новыми измерениями, контроль со стороны консультанта может быть минимальным, здесь наиболее уместным будет активное слушание и редкие, углубляющие исследование проблемы реплики консультанта. Однако и в данной ситуации не стоит забывать об ограничении количества доступного времени, которое вы можете уделить исследованию определённых тем.