Индивидуальное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:40, реферат

Описание работы

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 2
1.Принципы психологического консультирования…………………... 3
2.Организация консультативной беседы……………………………… 5
3.Цели и задачи психологического консультирования………………. 7
4.Позиция консультанта по отношению к клиенту……………………9
5.Принципы первичной консультации………………………………...11
6.Особенности консультации клиента в состоянии кризиса…………18
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Консультативная.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

     Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант  решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Действительной проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то, что им практически не с кем поговорить откровенно, рассказать не таясь, все, что их тревожит и беспокоит. Уже то, что консультант может их внимательно выслушать и понять, — необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным изменениям. Кроме того, спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит "пищей" для размышлений о себе и людях, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности. Для клиента, обращающегося за помощью к психологу, такой результат может оказаться важным не только с точки зрения повышения его психологической стабильности, но также послужить основанием для обращения за дальнейшей помощью к другим специалистам, если это кажется необходимым.

     Существует  и еще один результат, достижение которого в процессе консультативной беседы представляется ничуть не менее важным. Это принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним.

 

4.Позиция консультанта по отношению к клиенту.

     Позиция клиента во взаимодействии характеризует его обобщенное эмоциональное отношение к другим людям и к себе как к человеку. Позиция включает в себя переживания динамики взаимодействия с другим человеком как проявление равенства или неравенства, как проявление уважения к себе или пренебрежения.                                    

     1. Взаимодействие на равных — оптимальный вариант в индивидуальном консультировании, когда проблема ответственности за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога-консультанта, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении.

     Осознание психологом этого момента в интервью с клиентом возможно с помощью  микротехник, обеспечивающих получение обратной связи. Главный момент в установлении такой позиции — это достижение конгруэнтности, соответствия с клиентом.

     2. Взаимодействие с позиций «сверху»  — одна из наиболее распространенных  ошибок у практических психологов, которые подвержены житейской  психологии устроительства (определение Л.Н. Толстого). Суть этой философии в том, что психолог, считая себя знатоком «правильной, хорошей» жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии «хорошей» жизни. Часто это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, то есть решает психологическую задачу клиента неадекватными ей этическими или социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психолога, а сам психолог теряет основу профессиональной рефлексии. Мы уже отмечали, что в индивидуальном консультировании большое значение для профессиональной рефлексии имеет научное содержание нормы психического развития, с которым работает психолог при решении психологических задач.

     Зачастую  директивность и неадекватность психолога в такой позиции приводит к потере предмета взаимодействия. Вместо содержания психологической информации обсуждаются социальные, этические или нравственные нормы.

     3. Взаимодействие с позиции «снизу»  создает для клиента возможности  открыто манипулировать психологом. Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других».

     Увидеть в клиенте манипулятора — профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия он выйдет победителем с укоренившимся сознанием превосходства в своих манипулятивных способностях.

     Психолог, занимающий позицию снизу, по существу, отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, и попадает под власть житейского манипулятора. Напомним, что Э. Шостром выделил восемь манипулирующих типов, знание о которых позволяет сделать направленной профессиональную рефлексию во взаимодействии с клиентом 
 

 

     5.Принципы первичной консультации.

 

     Существуют  разные модели психологического консультирования, разные теоретические подходы, поэтому  существуют самые разные способы  проведения первичной консультации.

     Первая  встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём основным, тесно взаимосвязанным друг с  другом, задачам первичной консультации можно отнести межличностную, диагностическую  и терапевтическую задачи.

     В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений  с клиентом. Клиент прежде всего нуждается увидеть искреннее и естественное в своих проявлениях стремление консультанта войти с ним в контакт. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и консультантом является качество присутствия, то есть способность невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Кроме того, вследствие того, что конгруэнтность и естественность - это прямая противоположность демонстрации фасада, данное поведение консультанта служит моделью, призывающей клиента к спонтанности и открытости в самопредъявлении. Наряду с этим, ничто так не стимулирует самораскрытие как безусловное позитивное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное позитивное отношение подразумевает безоценочное принятие опыта клиента, а также проявление эмоциональной теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания переживания клиентом собственной жизненной ситуации.

     В диагностическом измерении задача консультанта состоит в определении  проблем клиента и рабочих  гипотез касательно их природы. Существует мнение, что в независимости от образования и теоретической  ориентации консультант не может  избежать необходимости формулировать  гипотезы о проблемах клиента  и принятия решения относительно того, что нужно сделать для  улучшения состояния клиента. Иначе  говоря, для того чтобы вести себя терапевтически, консультант прежде должен стать диагностом. Диагностическую оценку, полезно рассматривать как непрерывный процесс умозаключения, расширяющий текущее знание о клиенте. Этот процесс запускается уже в течение первичной консультации, заканчивается же он лишь с завершением консультативных отношений. На основе наблюдений за поведением клиента и собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать рабочую модель клиента и пригодную для данного случая терапевтическую стратегию.

     Терапевтическая цель консультирования состоит в  том, чтобы создать в консультативной  ситуации особые условия, благодаря  которым клиент получает возможность  решения его психологических  проблем. Терапевтическая же цель первичной консультации направлена на демонстрацию консультантом терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Даже тогда, когда это не проявляется в явной форме, стоит помнить о том, что очень часто клиент приходит за психологической помощью вследствие переживания кризисной ситуации. Неоднократные попытки клиента самостоятельно решить ту или иную жизненную проблему потерпели крушение, болезненное переживание чего привело его за психологической помощью. Клиент приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в удовлетворении его насущных потребностей, но, одновременно с этим, опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и повторению так знакомого ему опыта боли и безнадёжности. Наличие надежды и страха влияет на поведение клиента: он одновременно, и открывает и скрывает свои потребности, причём и то, и другое может осуществляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям сопротивления их выражению.

       Начало консультации.

       Способ, каким можно начать первую встречу завит от обстоятельств и состояния клиента. В любом случае вначале стоит представиться, по возможности сообщить о цели встречи, а также времени, которое она может занять. После этого можно задать вопрос. Чтобы вовлечь клиента в рассказ о себе начинайте с открытых вопросов, на которые нельзя ответить “да” или “нет”, например, “По какой причине вы решили обратиться к психологу? или “С чего бы вы хотели начать?” Если ответ на первоначальный вопрос недостаточно подробен, можно сформулировать следующий открытый вопрос “Не могли бы вы больше рассказать об этом?”

     Хорошим средством установления контакта с  клиентом являются позитивное поощрение. Поощрение - как невербальное (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.), так и  вербальное (фразы типа “Да”, “Я слушаю”, “Расскажите мне больше о Вас”) могут казаться банальными, но при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь клиента и поощряют его к самораскрытию.

     Начальная фаза консультации - это время активного  приглашения клиента к рассказу о причинах, приведших его на консультацию, однако это не значит, что в случае пауз консультант должен тут же их заполнять. Длительные паузы действительно  нежелательны, так как могут продуцировать  тревогу и агрессию. Во время же коротких пауз клиент обычно чувствует, что вы думаете об их проблеме и часто сам добавляет новую значимую информацию. В эти естественные перерывы полезно обозреть то, что вы уже узнали, что помогает спланировать ваш следующий шаг.

     Внимательное  слушание изложения клиентом собственных  проблем и понимание их субъективной картины является одной из основных задач начальной стадии консультации. Вы поможете клиенту изложить его  точку зрения, если посредством повторения и прояснения смысловых и эмоциональных  сообщений будете последовательно  демонстрировать ваше намерение  как можно более точнее и полнее их понять. Повторение сути сказанного или лишь ключевых слов эффективно стимулирует клиента к выражению более глубоких уровней проблемы и нередко приводит к выражению новых жалоб и измерений проблемы. Каждой новой жалобе или измерению проблемы консультанту стоит уделить отдельное внимание. Внутренняя готовность к рассмотрению новой информации создаёт предпосылку тому, что подлинная причина обращения за помощью - насущные потребности клиент - не будут упущены. Отмечая, проясняя детали и связывая между собой жалобы клиент и консультант совместно продвигаются к более обобщённой формулировке проблемы, вбирающей в себя все её, ранее высказанные измерения. Время от времени бывает весьма полезно сверить собственное понимание, формулируя сказанное клиентом своими словами и давая ему возможность поправить ваше восприятие.

     Кл: Я хотела бы быть взрослой и зрелой, чтобы совершать свой собственный выбор и следовать ему. Но мне нужен кто-то, кто бы подталкивал меня в верном направлении.

     Кон: Вы хотели бы двигаться в верном направлении, не сомневаться и ценить себя за это.

     Такого  рода высказывания обычно называют перефразированием, отражением содержания или прояснением.

     В конце начальной фазы беседы убедитесь, что вы узнали об основных жалобах клиента и спросите: “Есть ли ещё что-то, что вас беспокоит?” После этого бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить высказанные клиентом жалобы, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и тех причинах, которые были высказаны клиентом.

     Тесно связанной с техникой суммирования является проблема записи во время  сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то есть короткие заметки, могут быть весьма полезны и многие успешно используют их в своей работе, при этом оставаясь  вовлечённым в контакт. Однако это  удаётся далеко не всем. Тщательная же запись, которая безусловна могла  бы быть очень полезна для последующей  рефлексии над материалом, вряд ли способствуют установлению контакта с  клиентом - пожалуй основной задаче первичной консультации. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту. Поэтому, пожалуй, следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения записи, по крайней мере в течение первой встречи. Если появляется что-то очень важное, что вам ни в коем случае не хотелось бы забыть, можно прервать клиента и сказать: “Вы не будет возражать если я запишу эти детали? Они важны и я не хотел бы упустить их.” После их записи следует отложить тетрадь с ручкой невербально продемонстрировать свою готовность возобновить контакт.

     На  начальной стадии беседы также следует  определить подходящий уровень активности. В первые минуты беседы, после структурирующей ситуацию информации и открытого вопроса о причинах обращения консультанту на некоторое время бывает полезно занять пассивную позицию. Когда клиент говорит, следует слушать и планировать стратегию консультации, особенно относительно степени контроля над процессом беседы. Так например, с болтливым или отвлекающимся клиентом следует проявлять большую активность, чтобы время консультации не было съедено малозначимыми деталями. И наоборот, с клиентом, который последовательно излагает проблему, добавляя её всё новыми и новыми измерениями, контроль со стороны консультанта может быть минимальным, здесь наиболее уместным будет активное слушание и редкие, углубляющие исследование проблемы реплики консультанта. Однако и в данной ситуации не стоит забывать об ограничении количества доступного времени, которое вы можете уделить исследованию определённых тем.

Информация о работе Индивидуальное консультирование