Индивидуальное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

ИПК - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ…………………………………………………………5
1.1. Теоретические принципы консультации…………………………………5
1.2. Особенности консультации клиента в состоянии
кризиса……………………………………………………………………………..7
Глава 2.ОТНОШЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА И КОНСУЛЬТИРУЕМОГО………………………………..………………………..9
2.1.Профессиональные умения консультанта…………………………………...9
2.2.Различные ориентации ИПК………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………

Файлы: 1 файл

к.р. оксана ИПК.docx

— 35.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ…………………………………………………………5

1.1. Теоретические принципы  консультации…………………………………5

1.2. Особенности консультации клиента  в состоянии 

кризиса……………………………………………………………………………..7

Глава 2.ОТНОШЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА  И КОНСУЛЬТИРУЕМОГО………………………………..………………………..9

2.1.Профессиональные умения консультанта…………………………………...9

2.2.Различные ориентации ИПК………………………………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     ИПК - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

     Широкое  внедрение психологии в практику  закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое [5, с. 18].

     Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие,  как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

1.1.Теоретические  принципы  консультации

     Существуют  разные модели психологического  консультирования, разные теоретические  подходы, поэтому существуют самые  разные способы проведения первичной  консультации. Здесь я хотел бы  представить сформулированный в  виде простых принципов обобщённый  вариант проведения первичной  консультации с клиентом, своего  рода алгоритм, который может  использоваться в независимости  от теоретических предпочтений  консультанта.

Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём основным, тесно взаимосвязанным друг с другом, задачам первичной консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую задачи.

В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений с клиентом. Клиент прежде всего нуждается увидеть искреннее и естественное в своих проявлениях стремление консультанта войти с ним в контакт. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и консультантом является качество присутствия, то есть способность невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Кроме того, вследствие того, что конгруэнтность и естественность - это прямая противоположность демонстрации фасада, данное поведение консультанта служит моделью, призывающей клиента к спонтанности и открытости в самопредъявлении. Наряду с этим, ничто так не стимулирует самораскрытие как безусловное позитивное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное позитивное отношение подразумевает безоценочное принятие опыта клиента, а также проявление эмоциональной теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания переживания клиентом собственной жизненной ситуации.

В диагностическом измерении задача консультанта состоит в определении проблем клиента и рабочих гипотез касательно их природы. Существует мнение, что в независимости от образования и теоретической ориентации консультант не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента и принятия решения относительно того, что нужно сделать для улучшения состояния клиента. Иначе говоря, для того чтобы вести себя терапевтически, консультант прежде должен стать диагностом. Диагностическую оценку, на мой взгляд, полезно рассматривать как непрерывный процесс умозаключения, расширяющий текущее знание о клиенте. Этот процесс запускается уже в течение первичной консультации, заканчивается же он лишь с завершением консультативных отношений. На основе наблюдений за поведением клиента и собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать рабочую модель клиента и пригодную для данного случая терапевтическую стратегию.

Терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в консультативной ситуации особые условия, благодаря которым клиент получает возможность решения его психологических проблем. Терапевтическая же цель первичной консультации направлена на демонстрацию консультантом терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Даже тогда, когда это не проявляется в явной форме, стоит помнить о том, что очень часто клиент приходит за психологической помощью вследствие переживания кризисной ситуации. Неоднократные попытки клиента самостоятельно решить ту или иную жизненную проблему потерпели крушение, болезненное переживание чего привело его за психологической помощью. Клиент приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в удовлетворении его насущных потребностей, но, одновременно с этим, опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и повторению так знакомого ему опыта боли и безнадёжности. Наличие надежды и страха влияет на поведение клиента: он одновременно, и открывает и скрывает свои потребности, причём и то, и другое может осуществляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям сопротивления их выражению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности консультации  клиента в состоянии кризиса

Выделяют три важных качества для эффективности психологического консультирования: уважение (отношение к клиенту как к нормальному человеку); добродушие (консультант должен быть человечным, подлинным); эмпатия (способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно клиенту). Другими словами, консультант должен уметь встать на позицию клиента.

Выделяют четыре стадии кризисной терапии. Обязательная стадия, которую необходимо достигать – это принятие решения.

Стадия 1 – Принятие. Эта первая стадия направлена на установление контакта с клиентом. В начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины.

Стадия 2 – Проблема. Задача этой стадии – помочь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта, связанного с проблемой. Конфликт может иметь много причин. В конце клиент должен обозначить свою проблему [6, с. 11].

Стадия 3 – Альтернативы. Задача этой стадии – облегчить клиенту исследование возможных альтернатив, их возможные последствия. Очень важно помнить, что мы не имеем всех ответов и не можем позволять себе говорить другим, как им строить свою жизнь. Право на решение принадлежит клиенту. Консультант подводит его к проблеме с его собственными силами и ресурсами. Если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам.

Стадия 4 – Принятие решения. Решение приходит, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь.

Следующие факторы считаются в первую очередь необходимыми для консультации клиента в состоянии кризиса: слушание, принятие, эмпатия и конгруэнтность.

Правильное слушание клиента – это поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений) и слушание без оценки идей или поступков. Слушание клиента должно быть систематическим и полным понимания, то есть не должно быть небрежным или частичным. Слушание подразумевает умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи; умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства; воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений; предоставление возможностей задать полезные вопросы и проявить ответные реакции; предоставление клиенту независимости и автономии.

Следующее требование – принятие, то есть уважение его как человека, несмотря на то, что он говорит или как ведет себя. Важно не делать оценочных суждений, не брать на себя роль судьи. Следующий фактор – эмпатия. Психотерапевт должен “отражать” наиболее важные утверждения клиента, как бы становясь “зеркалом” для клиента, облекая в слова то, что клиент ещё не может ясно сказать. Наконец, конгруэнтность и личная подлинность играют решающую роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Профессиональные  умения консультанта

     Профессиональные  умения подразумевают профессиональную  подготовку психолога-консультанта, которая включает в себя, кроме  обязательной для любого психолога  общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных  знаний, необходимых профессиональному  психологу любого профиля), также  и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в  соответствующей профессиональной  области, в данном случае - в области  психологического консультирования. Эти специальные направления  профессиональной подготовки психолога-консультанта  следующие:

     Изучение подготовительного  этапа психологического консультирования.

Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.

Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.

Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.

Работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта-супервизора.

     Среди тех  конкретных задач, которые в практическом  плане должен уметь решать  психолог-консультант, могут быть  названы следующие:

     Определение  круга потенциальных клиентов - посетителей  психологической консультации, их  возможных проблем в зависимости  от содержания работы психологической  консультации и от тех профессиональных  требований, которые могут быть  предъявлены к работающим в  консультации психологам [5, с. 16].

     Подбор кадров  психологов и обслуживающего  персонала для работы в психологической  консультации. Проведение с кадрами  специальной подготовительной работы  по ознакомлению с условиями  работы и обязанностями, с организацией взаимодействия друг с другом, с правилами работы консультации.

     Подготовка  материальной базы и документации  для начала практической работы  консультации.

Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных клиентов [1, с. 55].

     Освоение методов  работы психолога-консультанта предполагает  овладение приемами общения с  клиентами, методами психодиагностики, используемыми в практике психологического  консультирования. Эти приемы и  методы должны быть освоены  психологом-консультантом практически, в ходе соответствующих специальных  занятий. В число таких приемов  и методов входят, в частности, методы прямого психотерапевтического  воздействия психолога-консультанта  на клиента.

     Необходимость  изучения особенностей проведения  психологического консультирования  в разных областях связана  с тем что, во-первых, интимно-личностное, семейное, деловое и психолого-педагогическое  консультирование - это разные вещи, во-вторых, психолог-консультант не  в одинаковой степени занимается  данными видами консультирования  и, обращаясь к ним время от  времени, должен, тем не менее, сохранять  свою профессиональную квалификацию  во всех указанных областях. К  тому же в этих сферах психологического  консультирования существует множество  частных, довольно тонких и сложных  специфических вопросов, познание  которых требует долгого времени, а успешное практическое решение - твердых умений и навыков.

Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование