Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:17, контрольная работа
ИПК - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ…………………………………………………………5
1.1. Теоретические принципы консультации…………………………………5
1.2. Особенности консультации клиента в состоянии
кризиса……………………………………………………………………………..7
Глава 2.ОТНОШЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА И КОНСУЛЬТИРУЕМОГО………………………………..………………………..9
2.1.Профессиональные умения консультанта…………………………………...9
2.2.Различные ориентации ИПК………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ……………………………………
1.1. Теоретические принципы консультации…………………………………5
1.2. Особенности консультации
кризиса……………………………………………………………
Глава 2.ОТНОШЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА И
КОНСУЛЬТИРУЕМОГО………………………………..
2.1.Профессиональные умения
2.2.Различные ориентации ИПК………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
ИПК - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
Широкое
внедрение психологии в
Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.
1.1.Теоретические принципы консультации
Существуют
разные модели
Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём основным, тесно взаимосвязанным друг с другом, задачам первичной консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую задачи.
В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений с клиентом. Клиент прежде всего нуждается увидеть искреннее и естественное в своих проявлениях стремление консультанта войти с ним в контакт. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и консультантом является качество присутствия, то есть способность невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Кроме того, вследствие того, что конгруэнтность и естественность - это прямая противоположность демонстрации фасада, данное поведение консультанта служит моделью, призывающей клиента к спонтанности и открытости в самопредъявлении. Наряду с этим, ничто так не стимулирует самораскрытие как безусловное позитивное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное позитивное отношение подразумевает безоценочное принятие опыта клиента, а также проявление эмоциональной теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания переживания клиентом собственной жизненной ситуации.
В диагностическом измерении задача консультанта состоит в определении проблем клиента и рабочих гипотез касательно их природы. Существует мнение, что в независимости от образования и теоретической ориентации консультант не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента и принятия решения относительно того, что нужно сделать для улучшения состояния клиента. Иначе говоря, для того чтобы вести себя терапевтически, консультант прежде должен стать диагностом. Диагностическую оценку, на мой взгляд, полезно рассматривать как непрерывный процесс умозаключения, расширяющий текущее знание о клиенте. Этот процесс запускается уже в течение первичной консультации, заканчивается же он лишь с завершением консультативных отношений. На основе наблюдений за поведением клиента и собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать рабочую модель клиента и пригодную для данного случая терапевтическую стратегию.
Терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в консультативной ситуации особые условия, благодаря которым клиент получает возможность решения его психологических проблем. Терапевтическая же цель первичной консультации направлена на демонстрацию консультантом терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Даже тогда, когда это не проявляется в явной форме, стоит помнить о том, что очень часто клиент приходит за психологической помощью вследствие переживания кризисной ситуации. Неоднократные попытки клиента самостоятельно решить ту или иную жизненную проблему потерпели крушение, болезненное переживание чего привело его за психологической помощью. Клиент приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в удовлетворении его насущных потребностей, но, одновременно с этим, опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и повторению так знакомого ему опыта боли и безнадёжности. Наличие надежды и страха влияет на поведение клиента: он одновременно, и открывает и скрывает свои потребности, причём и то, и другое может осуществляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям сопротивления их выражению.
1.2. Особенности консультации клиента в состоянии кризиса
Выделяют три важных качества для эффективности психологического консультирования: уважение (отношение к клиенту как к нормальному человеку); добродушие (консультант должен быть человечным, подлинным); эмпатия (способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно клиенту). Другими словами, консультант должен уметь встать на позицию клиента.
Выделяют четыре стадии кризисной терапии. Обязательная стадия, которую необходимо достигать – это принятие решения.
Стадия 1 – Принятие. Эта первая стадия направлена на установление контакта с клиентом. В начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины.
Стадия 2 – Проблема. Задача этой стадии – помочь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта, связанного с проблемой. Конфликт может иметь много причин. В конце клиент должен обозначить свою проблему [6, с. 11].
Стадия 3 – Альтернативы. Задача этой стадии – облегчить клиенту исследование возможных альтернатив, их возможные последствия. Очень важно помнить, что мы не имеем всех ответов и не можем позволять себе говорить другим, как им строить свою жизнь. Право на решение принадлежит клиенту. Консультант подводит его к проблеме с его собственными силами и ресурсами. Если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам.
Стадия 4 – Принятие решения. Решение приходит, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь.
Следующие факторы считаются в первую очередь необходимыми для консультации клиента в состоянии кризиса: слушание, принятие, эмпатия и конгруэнтность.
Правильное слушание клиента – это поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений) и слушание без оценки идей или поступков. Слушание клиента должно быть систематическим и полным понимания, то есть не должно быть небрежным или частичным. Слушание подразумевает умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи; умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства; воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений; предоставление возможностей задать полезные вопросы и проявить ответные реакции; предоставление клиенту независимости и автономии.
Следующее требование – принятие, то есть уважение его как человека, несмотря на то, что он говорит или как ведет себя. Важно не делать оценочных суждений, не брать на себя роль судьи. Следующий фактор – эмпатия. Психотерапевт должен “отражать” наиболее важные утверждения клиента, как бы становясь “зеркалом” для клиента, облекая в слова то, что клиент ещё не может ясно сказать. Наконец, конгруэнтность и личная подлинность играют решающую роль.
2.1.Профессиональные умения консультанта
Профессиональные
умения подразумевают
Изучение подготовительного
этапа психологического
Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.
Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.
Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.
Работа психолога-консультанта
под руководством более опытного психолога-консультанта-
Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане должен уметь решать психолог-консультант, могут быть названы следующие:
Определение
круга потенциальных клиентов - посетителей
психологической консультации, их
возможных проблем в
Подбор кадров
психологов и обслуживающего
персонала для работы в
Подготовка
материальной базы и
Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных клиентов [1, с. 55].
Освоение методов
работы психолога-консультанта
Необходимость
изучения особенностей
Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование